kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение кровообращения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение кровеносной системы.

Цели: познакомить учащихся со строением и функциями кровеносной системы, составом крови;

способствовать формированию у детей научного мировоззрения и гигиенического воспитания; 

развивать познавательный интерес, умение работать с учебником, научно-популярной и справочной литературой, наблюдать, сравнивать, строить гипотезы, делать выводы.

 

  Оборудование. Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир.4 класс ч.2.- Самара: Корпорация „Федоров”, Издательство „Учебная литература”, 2004.

Мешочек, наполненный окрашенной жидкостью и игла (Для демонстрации опыта).

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва. Издательство„Русский язык”.1977.

Большая Советская Энциклопедия. Том 13. Москва. Издательство „Советская Энциклопедия”. 1973.

Презентация „Значение кровеносной системы”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение кровообращения»

Четвергова Марина Ивановна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

МОБУ «Ичалковская СОШ» Ичалковского муниципального района

Проект урока:

  • предмет – окружающий мир;

  • класс – 4;

  • тип урока – «открытие» детьми нового знания.


Тема урока: Значение кровеносной системы.


Цели: познакомить учащихся со строением и функциями кровеносной системы, составом крови;

способствовать формированию у детей научного мировоззрения и гигиенического воспитания;

развивать познавательный интерес, умение работать с учебником, научно-популярной и справочной литературой, наблюдать, сравнивать, строить гипотезы, делать выводы.


Оборудование. Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир.4 класс ч.2.- Самара: Корпорация „Федоров”, Издательство „Учебная литература” , 2004.

Мешочек, наполненный окрашенной жидкостью и игла (Для демонстрации опыта).

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва. Издательство„Русский язык”.1977.

Большая Советская Энциклопедия. Том 13. Москва. Издательство „Советская Энциклопедия”. 1973.

Презентация „Значение кровеносной системы”.


Ход урока.

1.Организационный момент.


-Здравствуйте! Говорим мы друг другу при встрече приветствуя и желая здоровья. Здоровья, самого дорогого, что может быть у человека.

Знания о строении нашего организма о слаженной работе его систем, органов помогут нам быть сильными, активными, выносливыми, уберегут от недугов, научат быть здоровыми.


2.Проверка домашнего задания.

-По традиции мы начнем наш урок с ,,зарядки для ума”. Я предлагаю вам решить кроссворд, который составили учащиеся класса, используя термины, слова, содержание параграфа, заданного на дом. (Открытие деятельности нервной системы. Стр.26-32). Разгадав его, мы прочитаем ключевое слово, которое подскажет нам, о чем мы сегодня будем говорить, о строении какой системы организма человека узнаем.


Презентация, 1-6 слайды.


Кроссворд.

1.Орган осязания.

2.Система, обеспечивающая приспособление организма к внешней среде.

3. Командный пункт организма человека.

4.Глаза, уши, нос, язык, кожа-это органы …

5.Реакция организма, которая предупреждает об опасности.


Слово-ключик: кровь.


3. Изучение нового материала.


Презентация. 7 слайд. Значение кровеносной системы.


- Мы познакомимся с кровеносной системой, узнаем, как она работает.


Что вы можете сказать о крови? Что такое кровь? Как она работает? Ответить на эти вопросы вам помогут рисунки.

Обсудите эти вопросы в группах и выскажите свои предположения.

1 группа: кровь - транспортировщик.

2 группа: кровь – снабженец.

3 группа: кровь – уборщик.

4 группа: кровь – защитник.

5 группа: кровь – кондиционер.


Презентация. 8 слайд. Как работает кровь.

Справка.

Кровь – это жидкость солоноватая на вкус и красного цвета. (Опыт. Наблюдения.) Она составляет 1:13 часть веса человека. У взрослого человека ≈ 5 – 6 литров крови.

Кровь, жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека и животных; обеспечивает жизнедеятельность клеток и тканей и выполнение ими различных физиологических функций”. (БСЭ, том13, стр.468).

С незапамятных времен люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Неоднократно им приходилось видеть, раненое животное или человек, потерявшие много крови слабеет и умирает. Эти наблюдения привели людей к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила.

Многие века истинное значение крови для организма оставалось загадкой.


Беседа.

- На миг представим, что мы поранились. Если бы кровь была жидкостью, подобно воде наполняющей мешочек, заполняющей пустоты в нашем организме, что было бы тогда? Верно, кровь медленно или быстро, в зависимости от повреждения, вытекала бы из ранки вся до последней капли. ( Демонстрация. Мешочек, наполненный окрашенной жидкостью, проколоть иглой.) Вы наблюдали порезы и ссадины. Поделитесь своим опытом, что происходит. Верно. Кровь как - будто запекается, образуется корочка, тромб, подобно пробке затыкающей отверстие. Эта корочка защитная. Она не позволяет крови вытекать из тела, а микробам проникать внутрь. Итак, в крови содержатся частицы, которые отвечают за защиту. Одни защищают от кровопотери, другие – обеззараживают вредные вещества, микроорганизмы и вырабатываемые ими токсины.


Мы с вами знаем, чтобы согреться, надо подвигаться. Предлагаю вам выполнить несколько упражнений в быстром темпе.

1).Потрите ладони.

2).Попрыгайте на месте.

3). Выполните приседания, наклоны.

От быстрых движений стало жарко. При движении вырабатывается тепло. Вот и кровь двигается и согревает нас.

Вывод. Кровь – кондиционер. За счет постоянного тока крови с определенной скоростью поддерживается температура тела в норме, равная 36,6˚Ċ.


Если представить, что кровь однородная недвижимая жидкость. Отдала питательные вещества, накормила клеточки, доставила кислород тканям однажды. Не уносит ядовитые вещества, которые образуются. Поразмышляйте. К какому выводу подводят вас ваши суждения? Действительно, такой организм не мог бы существовать. Он бы погиб или от истощения, или от удушия, или от отравления.

Вывод. Кровь – снабженец, транспортировщик, уборщик. Она обеспечивает каждую клеточку организма кислородом, доставляет полезные питательные вещества, воду, соли, витамины. В процессе жизни в клетках и тканях накапливаются вредные вещества, газы (углекислота, аммиак, мочевина и др.). Кровь помогает вывести их из организма.

Поднимите руку, кто хотя бы раз в жизни сдавал кровь на анализ. Для чего проводят анализ крови? Обсудите этот вопрос. Выскажите свои суждения. ( Выявить отклонения от нормы, болезни).


Презентация. 9 слайд. Анализы крови здорового и больного человека.


Открытие о том, что кровь – это не однородная жидкость, а живой поток, в котором движется великое множество мельчайших неодинаковых частиц, было сделано в 17 веке.


Презентация. 10 слайд. Величайшие открытия.


Голландский ученый Антони ван Левенгук(1632 – 1723) пришел к такому выводу, рассмотрев каплю крови под увеличением своего прибора. Имя ученого нам уже знакомо. Кто может назвать его замечательное изобретение? Конечно, микроскоп.

В 17 веке возникла наука о крови – гематология (от греч. гемато – кровь, логос – наука).

17 веку принадлежит еще одно замечательное открытие – закон кровообращения, о котором мы поговорим позже. Открытие принадлежит английскому ученому Уильяму Гарвею(1578 – 1657).

Представим и мы себя исследователями. Заглянем в окуляр микроскопа и рассмотрим каплю крови.


Презентация. 11 слайд. Состав крови.


Что мы видим? (Множество неоднородных частиц плавающих в растворе).


Работа с текстом учебника.

Каков состав крови мы узнаем, прочитав статью учебника Кровь (стр.34. „…Посмотрите на каплю…” – стр.35).В отрывке встретятся незнакомые слова – термины. Для работы нам понадобятся карандаш и линейка. При чтении подчеркните новые определения (понятия и их толкование).

Проверка. Беседа по содержанию статьи учебника.

Какие новые термины встретились?

(Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, иммунитет).

Как толкуются, определяются эти понятия в учебнике?

Уточните по словарю понятие иммунитет (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Стр.227).

Что нового и интересного вы узнали из статьи?

( Ответы детей).


Справочный материал.

Плазма. ≈ 60% в объеме крови составляет плазма – прозрачная светлая жидкость. 90% плазмы вода, 10% - сухой остаток, в котором белки - „строительный материал” нашего организма, жиры и углеводы – источники энергии, соли, щелочи, кислоты – поддерживают постоянство внутренней среды, изменение которой опасно для жизни, ферменты, витамины, гормоны – обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.

Эритроциты. Красные кровяные клетки. Функция – переносят кислород. В 1 мм³ содержится 4 – 5 млн. эритроцитов. А всего их в крови человека 25 триллионов. Это огромное число с 12 нулями. Если положить все эритроциты друг на друга, то получится „столбик” высотой 62 тыс. км. Уж как, кажется, мала песчинка, однако в ней может уместиться 1000000 эритроцитов.

По форме они напоминают сплющенные с двух сторон шарики или двояковогнутые диски. По структуре похожи на губку, все поры которой заполнены особым веществом – гемоглобином, легко захватывающим и легко отдающим кислород и углекислоту.

Образуются эритроциты в костном мозге. Не размножаются, т.к. не имеют ядра. Живут 80 – 100 дней, затем разрушаются в печени и селезенке.

Лейкоциты. Белые кровяные тельца. В 1 мм³ их от 4 до 8 тысяч. Количество непостоянно. Даже у здорового человека их количество может меняться в течение суток в зависимости от приема пищи и физической нагрузки. При заболеваниях количество содержащихся в крови лейкоцитов резко меняется. Это настораживает врача и помогает поставить правильный диагноз болезни.

Самая важная функция – защита. Стоит проникнуть в организм коварному врагу – микробу, как полчища лейкоцитов вступают в схватку с ним. Обволакивают, поглощают, переваривают. Это явление было открыто в 1883 году выдающимся русским

ученым И. И. Мечниковым (1845 – 1916) и названо фагоцитозом.

Лейкоциты обладают способностью самостоятельно двигаться, проникать через тканевые щели и межклеточные пространства.

Играют особую роль в обмене веществ, особенно белков, жиров.

Одна из разновидностей (лимфоциты) играет важную роль в выработке иммунитета.

Тромбоциты. Кровяные пластинки. В 1 мм³ здорового человека от 150 до 350 тысяч тромбоцитов. Они активно участвуют в процессе свертывания крови, т.е. образовании сгустка, закупоривающего отверстие в поврежденном кровеносном сосуде. Если бы при ранении кровеносных сосудов кровь не свертывалась, и образовавшийся сгусток не закупоривал отверстия, то любая рана или глубокий укол грозил бы человеку смертельным исходом от кровопотери. Так бывает при некоторых редких заболеваниях, связанных с нарушением свертываемости крови (гемофилия). При ранении крупных кровеносных сосудов (особенно артерий), в которых кровь течет под большим давлением, требуется немедленная помощь врачей, т.к. потеря человеком около половины всей крови смертельна.


Выявление представлений детей о сердце.

Мы говорим с вами о том, что кровь двигается. Что заставляет ее двигаться?

(Сердце).

Что вы знаете о сердце?

(Сердце – полый мышечный орган, величиной с кулак, сокращаясь, оно выталкивает кровь в сосуды).

Вы чувствовали когда-нибудь свое сердце?

(Сильное сердцебиение или его замирание бывает от волнения, стыда, страха, во время выступления на сцене, при быстром выполнении физических упражнений).

Когда говорят:„Сердце сейчас выскочит”?

Когда сердце отдыхает? Верно, никогда.


Интересно. Древнегреческий философ и ученый Аристотель (384 – 322 до н.э.) в свое время изучал развитие куриного зародыша. Он брал через определенное время из-под наседки яйцо, разбивал его и рассматривал содержимое. Через сутки в яйце появлялась пульсирующая точка. Аристотель назвал ее„прыгающей точкой”. Он первым наблюдал это явление. Аристотель так был удивлен и взволнован, что воскликнул: „Живое в живом”.

Зародыш развивается ≈ 3 недели. Но уже через 20 часов после того, как наседка начала его высиживать в яйце есть „прыгающая точка”, хотя нет еще ни мозга, ни перьев. Из этих клеток формируется сердце будущего цыпленка. Значит „прыгающая точка” это и есть сердце.


Презентация. 14 слайд. Сердце. Работа сердца.

12 слайд. Кровеносная система.

13 слайд. Круги кровообращения. Движение крови.


Выбрасываемая с силой из сердца кровь вызывает колебания, которые распространяются по всем сосудам. И если слегка прижать стенку артерии, то можно ощутить эти колебания. Это пульс.


Презентация. 15 слайд. Пульс. Измерим пульс.


У детей и взрослых сердце сокращается с разной частотой. У детей до года 100-200 сокращений в минуту, в 10 лет – 90, в 20 и старше – 60 – 70, после 60 лет доходит до 90 – 95.

Практическая работа. Измерение пульса в спокойном состоянии, после физических упражнений. Запись результатов в тетрадь. Выводы.


Значение физических упражнений и занятий спортом в жизни человека.

(Детские рассуждения).

Больное сердце лечить трудно. Значительно легче не допустить заболевание. Физический труд на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом, утренняя зарядка, закаливание укрепляют здоровье человека, тренируют его сердце.


Презентация. 16 слайд

4.Подведение итога.

Подходит к концу наш урок. Что нового для вас было на уроке?

Какая информация заинтересовала?

О чем захотелось узнать подробнее?

Что больше всего запомнилось, понравилось?

Какие новые термины вы запишете в словарь?

Задайте друг другу вопросы по теме урока.

(Ответы детей).

Чем больше мы узнаем, тем больше нам знать хочется. И за этими знаниями мы обращаемся к книгам и другим информационным источникам. Я надеюсь, что на следующий урок вы принесете интересный дополнительный материал. Мы не говорили о донорстве, о группах крови, о том, где кровь очищается от вредных примесей, где хранится ее запас. Нас ждет интересная практическая работа. Мы научимся оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.

Благодарю всех за внимание, активную работу и желаю ЗДОРОВЬЯ.

5. Задание на дом.

Стр. 32 – 42. Читать, отвечать на вопросы. Термины с толкованием (определения) записать в словарь и выучить. Принести бинт.

По желанию:

1).Составить кроссворд.

2).Написать сочинение на тему: „Неутомимый работник”.

3).Подготовить интересный дополнительный материал по теме.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Значение кровообращения

Автор: ЧЕТВЕРГОВА МАРИНА ИВАНОВНА

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок "Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл" "
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytyi-urok-orghany-krovoobrashchieniia-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-sierdiechnyi-tsikl"
    ["file_id"] => string(6) "142391"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418289925"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Кровообращение. Строение и работа сердца "
    ["seo_title"] => string(48) "krovoobrashchieniie-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "137207"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417284523"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "урок-кейс по биологии "Органы кровообращения""
    ["seo_title"] => string(46) "urokkieispobiologhiiorghanykrovoobrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "281313"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453493307"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Методическая разработка проведения урока по теме: "Заболевания органов кровообращения" на профиле "Младшая медсестра-массажист""
    ["seo_title"] => string(145) "mietodichieskaia-razrabotka-proviedieniia-uroka-po-tiemie-zabolievaniia-orghanov-krovoobrashchieniia-na-profilie-mladshaia-miedsiestra-massazhist"
    ["file_id"] => string(6) "251345"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447234819"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Кровь и кровообращение. "
    ["seo_title"] => string(26) "krov-i-krovoobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131649"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416201155"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства