Тема урока: Кровь и кровообращение.
Цели урока: повторить и обобщить материал темы, развивать знания, полученные в ходе изучения материала, прививать навыки предупреждения заболеваний сердца и сосудов, составить главу учебника по данной теме. Оборудование: таблица, рисунки, дополнительная литература.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Повторение темы урока.
I.Определение целей урока.
Мы закончили изучение темы «Кровь и кровообращение». Сегодня нам надо повторить и обобщить все знания, которые мы получили на предыдущих уроках. Повторяя этот материал, мы постараемся с вами составить главу учебника. На доске вывешены темы в виде рисунков, которые мы с вами изучили. Наша задача- Последовательно, в определённом порядке расположить все эти темы.
Задание – Рассмотрите рисунки.
Вопрос – Как вы думаете, с чего мы должны начать повторение этой темы?
Дети находят первую страничку учебника.
1.Состав и значение крови.
Открывается первый пункт плана работы.
Учитель: Идёт речь о любви и счастье, горе или несчастье люди вспоминают сердце. Поэты воспевают его, складывают песни. С работой сердца связано начало и конец жизни.
Вопрос – Как вы думаете, о чём будет вторая страничка нашего учебника?
Дети находят.
2.Строение сердца.
Открывается второй пункт плана работы.
Задание – Посмотрите на рисунок и ответьте, что изображено на рисунке? Может ли сердце быть «добрым или злым». Выражение «доброе или злое» сердце не соответствует действительности. Эти выражения появились в те времена, когда человек ещё мало знал о сердце и его работе.
Вопрос – Каково строение сердца?
3.Демонстрация опыта.
Проделаем несложный опыт. Надо встать, поднять вверх левую руку, а правую руку опустить вниз. Потом обе руки вытянуть прямо перед собой.
Вопрос – Сравните цвет кожи левой и правой руки. (Левая рука будет белее правой, потому что из левой руки кровь оттекла, а к правой руке кровь прилила).
Вопрос - Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Кровь движется по кровеносным сосудам. На доске находим третью страничку.
3.Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
(Дети вспоминают все про этот раздел).
Вопрос – Что является причиной движения крови. (Разность давлений крови).
Практическое занятие – определение пульса.
Пальцами правой руки нащупать немного выше основания большого на левой руке (на запястье) пульс.
Вопрос – Как вы думаете, о чем будет следующая страничка нашего учебника?
Движение крови по сосудам. Пульс.
Задание – пойти к доске и указать точками места, где можно определить пульс.
Решить задачу – сколько сокращений делает сердце за один час?
70 ударов х 60 минут = 4200 ударов.