kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Зима - покой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке использовались инновационные подходы при изучении темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Зима - покой природы"»

10




Класс: 1-а класс, программа «Школа 2100»

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Зима – покой природы»

Цель урока:

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.



Тип урока: комбинированный



Дидактические средства:

  • для учителя – презентация, диск «Уроки окружающего мира»;

  • для учеников – учебник, карточки для работы в парах.



Оборудование:

  1. компьютер,

  2. проектор.



Ход урока:


  1. Организационный момент.


Сегодня на уроке окружающего мира мы работаем под девизом:

«Все разведать, все узнать –

Легких тропок не искать»

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

-Загадки подскажут вам тему нашего урока.


Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам …(мороз)


Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

Отвечает старший брат:

-Твой горох ведь это…(град)


На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий …(лед)


Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а …(снежинки)


Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и …(коньки)


Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зимой)


-С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом «зима»)

-Какова будет тема нашего урока?

( Учитель уточняет и открывает тему урока)

-Тема нашего урока «Зима- покой природы»

-Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом «зима». А почему ее называет «покой природы», кто скажет?

- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать о зиме? Ваши предположения? (Предположения детей)

-Итак, цель нашего урока – познакомиться с зимними явлениями, узнать отличительные признаки зимы, а также познакомиться с тем, как зимуют растения и животные.

  1. Совместное «открытие» новых знаний.

- Я знаю, что вы очень наблюдательные дети. Когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи прибиваются к человеческому жилью?

(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

  • Какие зимние месяцы вы знаете?

(Декабрь, январь, февраль)



Первый зимний месяц – Декабрь. Про него говорят: студень, шапка зимы.

Просмотр аудиоэнциклопедии «Декабрь» месяц


Какие признаки зимы вы можете назвать?

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды:

  • становится холоднее

  • небо чаще покрыто облаками

  • осадки выпадают в виде снега

  • дни становятся короче, а ночи длиннее



- А что вы можете рассказать про 22 декабря? (день солнцестояния, самый короткий день, 23 уже начнет прибавляться день)

-Изменилась жизнь растений и животных.

-Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время просмотра? (Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.)



-Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

-С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано – поэтому света и тепла земля получает мало – дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

- Какие осадки выпадают зимой?(снег, снежинки)

- А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать, какие есть виды снежинок. А рассматривать снежинки мы будем в микроскоп.

Микроскоп – это увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. (из толкового словаря Ожегова)


Просмотр диска «Окружающий мир» энциклопедия Кирилла и Мефодия.




Физкультминутка.

-Сейчас свершится волшебство.

Мы превращаемся в снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили-

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок

И умчался весь снежок.





IV.Работа по учебнику.



        1. Выполнение задания «Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы»

-Рассмотрите пейзаж зимнего леса на с. 86

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина…

Зверушек и пичужек –

Всех спрятала зима.

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

(Ответы обучающихся)

-От кого прячутся звери и птицы?

-Какие трудности они испытывают зимой?

-Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

-Вспомните, какие из них улетели? (ласточка, соловей, зяблик, стриж)

-Почему птицы улетают?



(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)



-Какие птицы остаются зимовать?

Таблица «зимующие птицы»

-Почему зимой птицы чаще посещают города и села?


- Как мы можем им помочь?

-Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.86)

Рассказ учителя о зимующих птицах.

Синица.

Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу. Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего. Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев. Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток , сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.

Поползень.

То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает. Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.



  1. Инсценировка.

Сказка «Лесная школа»

Сказочники:

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть.

Сказки могут душу греть.

Наша сказка приглашает

На поляну в лес густой.

Там среди высоких сосен

Стоит домик небольшой.

Жили в нем старик с старухой,

А теперь тот дом пустой.

И давно уж над избушкой

Не струится дым густой.

Мышка. Хорошо в лесу всем летом:

Много ягод и грибов.

Можно бегать до рассвета

Среди сосен и дубов.

Но вот вьюги налетели,

Все дорожки замели,

В норки под густые ели

Мышки все давно ушли.

Я недавно поселилась

В этом домике лесном

Чистом, светлом и уютном,

Только вот совсем пустом.


Выходит Белка.

Белка. А мое жилье на дубе,

В нем и сухо, и тепло.

Запасла себе орехов

Много – целое дупло.

Мне не страшен холод зимний,

Прыгаю по веткам,

А сейчас вот загляну

На чаек к соседке.

Заходит в домик.

Появляется Лиса.

Лиса. Хороша кума-лиса,

Мех как снег пушистый,

Ярким огоньком мелькнет

Он во поле чистом.

Да к тому же я хитра –

Обманула волка,

И теперь он на реке

Сидеть будет долго.

Ну, а я пока пойду

В этот вот домишко.

Может, встречу там сейчас

Глупого зайчишку.

Заходит в домик.

Появляется чем-то расстроенный Волк.

Волк (стонет).

Ай-да кумушка – лиса,

Рыжая плутовка.

Ведь умеет же она

Обманывать так ловко.

Это что тут за избушка?

Теремок не теремок,

Дверь как будто не закрыта,

Не висит на ней замок.

Заглядывает в домик и осторожно в него заходит.

Неуклюже идет Медведь.

Медведь. Хорошо зимой в берлоге

Спать до самых теплых дней.

Только скучно, если рядом

Долго нет со мной друзей.

Слышал я лису и волка,

Раскричались тут с утра.

Только что-то их не видно,

Может, забрели сюда?


Входит в домик.

Еж. Зайка, ты куда спешишь?

Да ты, бедный, весь дрожишь!


Заяц. Волк тут рыщет по кустам,

Не дает покоя нам.

И лисица ходит с ним,

Вот мы, зайцы, и дрожим.

Еж. Не пугайся, я с тобой!

Есть тут домик небольшой,

Там поселимся вдвоем

И чудесно заживем.

Уходят в домик.

Сказочники: Вот беда-то, так беда:

Все сбежалися сюда!

Что же будет – ой-ой-ой!

Поспешим туда с тобой!

Подожди, не торопись,

Никогда не суетись.

Если мудрый Еж придет,

Выход он всегда найдет!

Еж. Здравствуйте, народ лесной!

Рад вас видеть вместе.

Я газету вам принес –

«Дремучие вести».

Заяц. Станем все мы здесь друзьями,

Книга учит нас дружить.

Много сказок прочитаем,

Интересно будет жить.


Белка. И пускай зима бушует,

И метель стучит в окно.

Приглашаем в нашу школу –

Здесь уютно и тепло!

Учитель: На лесной полянке

В домике с утра

Идут уроки окружающего мира,

Уроки дружбы и добра.



  1. Выполнение задания: работа в парах

Работа с тестом.



VI. Итог урока.

1.Слово учителя.

-Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

2. Рефлексия.

Пользуясь таблицей: Я узнал, я смог, я запомнил…

Сделай вывод урока.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Зима - покой природы"

Автор: Топчиева Светлана Сергеевна

Дата: 26.09.2021

Номер свидетельства: 587551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Зима покой природы. "
    ["seo_title"] => string(18) "zima-pokoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "108480"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403708249"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок-презентация по окружающему миру в 1 классе "Зима - покой природы" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-zima-pokoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "157738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421647325"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Разработка урока окружающего мира по теме: «Зима- покой природы. Жизнь растений и животных» для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(112) "razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-zima-pokoi-prirody-zhizn-rastienii-i-zhivotnykh-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403504610"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Окружающий мир 1 класс. Мультимедийная презентация к уроку-путешествию "Зима-покой природы"(повторение) "
    ["seo_title"] => string(116) "okruzhaiushchii-mir-1-klass-mul-timiediinaia-priezientatsiia-k-uroku-putieshiestviiu-zima-pokoi-prirody-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "153270"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420989201"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Разработка урока по теме "Зима-покой природы""
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotkaurokapotiemiezimapokoiprirody"
    ["file_id"] => string(6) "286836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454406577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1940 руб.
2770 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1860 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства