kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Зима - покой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке использовались инновационные подходы при изучении темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Зима - покой природы"»

10




Класс: 1-а класс, программа «Школа 2100»

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Зима – покой природы»

Цель урока:

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.



Тип урока: комбинированный



Дидактические средства:

  • для учителя – презентация, диск «Уроки окружающего мира»;

  • для учеников – учебник, карточки для работы в парах.



Оборудование:

  1. компьютер,

  2. проектор.



Ход урока:


  1. Организационный момент.


Сегодня на уроке окружающего мира мы работаем под девизом:

«Все разведать, все узнать –

Легких тропок не искать»

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

-Загадки подскажут вам тему нашего урока.


Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам …(мороз)


Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

Отвечает старший брат:

-Твой горох ведь это…(град)


На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий …(лед)


Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а …(снежинки)


Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и …(коньки)


Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зимой)


-С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом «зима»)

-Какова будет тема нашего урока?

( Учитель уточняет и открывает тему урока)

-Тема нашего урока «Зима- покой природы»

-Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом «зима». А почему ее называет «покой природы», кто скажет?

- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать о зиме? Ваши предположения? (Предположения детей)

-Итак, цель нашего урока – познакомиться с зимними явлениями, узнать отличительные признаки зимы, а также познакомиться с тем, как зимуют растения и животные.

  1. Совместное «открытие» новых знаний.

- Я знаю, что вы очень наблюдательные дети. Когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи прибиваются к человеческому жилью?

(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

  • Какие зимние месяцы вы знаете?

(Декабрь, январь, февраль)



Первый зимний месяц – Декабрь. Про него говорят: студень, шапка зимы.

Просмотр аудиоэнциклопедии «Декабрь» месяц


Какие признаки зимы вы можете назвать?

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды:

  • становится холоднее

  • небо чаще покрыто облаками

  • осадки выпадают в виде снега

  • дни становятся короче, а ночи длиннее



- А что вы можете рассказать про 22 декабря? (день солнцестояния, самый короткий день, 23 уже начнет прибавляться день)

-Изменилась жизнь растений и животных.

-Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время просмотра? (Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.)



-Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

-С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано – поэтому света и тепла земля получает мало – дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

- Какие осадки выпадают зимой?(снег, снежинки)

- А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать, какие есть виды снежинок. А рассматривать снежинки мы будем в микроскоп.

Микроскоп – это увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. (из толкового словаря Ожегова)


Просмотр диска «Окружающий мир» энциклопедия Кирилла и Мефодия.




Физкультминутка.

-Сейчас свершится волшебство.

Мы превращаемся в снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили-

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок

И умчался весь снежок.





IV.Работа по учебнику.



        1. Выполнение задания «Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы»

-Рассмотрите пейзаж зимнего леса на с. 86

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина…

Зверушек и пичужек –

Всех спрятала зима.

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

(Ответы обучающихся)

-От кого прячутся звери и птицы?

-Какие трудности они испытывают зимой?

-Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

-Вспомните, какие из них улетели? (ласточка, соловей, зяблик, стриж)

-Почему птицы улетают?



(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)



-Какие птицы остаются зимовать?

Таблица «зимующие птицы»

-Почему зимой птицы чаще посещают города и села?


- Как мы можем им помочь?

-Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.86)

Рассказ учителя о зимующих птицах.

Синица.

Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу. Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего. Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев. Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток , сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.

Поползень.

То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает. Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.



  1. Инсценировка.

Сказка «Лесная школа»

Сказочники:

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть.

Сказки могут душу греть.

Наша сказка приглашает

На поляну в лес густой.

Там среди высоких сосен

Стоит домик небольшой.

Жили в нем старик с старухой,

А теперь тот дом пустой.

И давно уж над избушкой

Не струится дым густой.

Мышка. Хорошо в лесу всем летом:

Много ягод и грибов.

Можно бегать до рассвета

Среди сосен и дубов.

Но вот вьюги налетели,

Все дорожки замели,

В норки под густые ели

Мышки все давно ушли.

Я недавно поселилась

В этом домике лесном

Чистом, светлом и уютном,

Только вот совсем пустом.


Выходит Белка.

Белка. А мое жилье на дубе,

В нем и сухо, и тепло.

Запасла себе орехов

Много – целое дупло.

Мне не страшен холод зимний,

Прыгаю по веткам,

А сейчас вот загляну

На чаек к соседке.

Заходит в домик.

Появляется Лиса.

Лиса. Хороша кума-лиса,

Мех как снег пушистый,

Ярким огоньком мелькнет

Он во поле чистом.

Да к тому же я хитра –

Обманула волка,

И теперь он на реке

Сидеть будет долго.

Ну, а я пока пойду

В этот вот домишко.

Может, встречу там сейчас

Глупого зайчишку.

Заходит в домик.

Появляется чем-то расстроенный Волк.

Волк (стонет).

Ай-да кумушка – лиса,

Рыжая плутовка.

Ведь умеет же она

Обманывать так ловко.

Это что тут за избушка?

Теремок не теремок,

Дверь как будто не закрыта,

Не висит на ней замок.

Заглядывает в домик и осторожно в него заходит.

Неуклюже идет Медведь.

Медведь. Хорошо зимой в берлоге

Спать до самых теплых дней.

Только скучно, если рядом

Долго нет со мной друзей.

Слышал я лису и волка,

Раскричались тут с утра.

Только что-то их не видно,

Может, забрели сюда?


Входит в домик.

Еж. Зайка, ты куда спешишь?

Да ты, бедный, весь дрожишь!


Заяц. Волк тут рыщет по кустам,

Не дает покоя нам.

И лисица ходит с ним,

Вот мы, зайцы, и дрожим.

Еж. Не пугайся, я с тобой!

Есть тут домик небольшой,

Там поселимся вдвоем

И чудесно заживем.

Уходят в домик.

Сказочники: Вот беда-то, так беда:

Все сбежалися сюда!

Что же будет – ой-ой-ой!

Поспешим туда с тобой!

Подожди, не торопись,

Никогда не суетись.

Если мудрый Еж придет,

Выход он всегда найдет!

Еж. Здравствуйте, народ лесной!

Рад вас видеть вместе.

Я газету вам принес –

«Дремучие вести».

Заяц. Станем все мы здесь друзьями,

Книга учит нас дружить.

Много сказок прочитаем,

Интересно будет жить.


Белка. И пускай зима бушует,

И метель стучит в окно.

Приглашаем в нашу школу –

Здесь уютно и тепло!

Учитель: На лесной полянке

В домике с утра

Идут уроки окружающего мира,

Уроки дружбы и добра.



  1. Выполнение задания: работа в парах

Работа с тестом.



VI. Итог урока.

1.Слово учителя.

-Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

2. Рефлексия.

Пользуясь таблицей: Я узнал, я смог, я запомнил…

Сделай вывод урока.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Зима - покой природы"

Автор: Топчиева Светлана Сергеевна

Дата: 26.09.2021

Номер свидетельства: 587551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Зима покой природы. "
    ["seo_title"] => string(18) "zima-pokoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "108480"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403708249"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок-презентация по окружающему миру в 1 классе "Зима - покой природы" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-zima-pokoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "157738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421647325"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Разработка урока окружающего мира по теме: «Зима- покой природы. Жизнь растений и животных» для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(112) "razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-zima-pokoi-prirody-zhizn-rastienii-i-zhivotnykh-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403504610"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Окружающий мир 1 класс. Мультимедийная презентация к уроку-путешествию "Зима-покой природы"(повторение) "
    ["seo_title"] => string(116) "okruzhaiushchii-mir-1-klass-mul-timiediinaia-priezientatsiia-k-uroku-putieshiestviiu-zima-pokoi-prirody-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "153270"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420989201"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Разработка урока по теме "Зима-покой природы""
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotkaurokapotiemiezimapokoiprirody"
    ["file_id"] => string(6) "286836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454406577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства