-Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом «зима». А почему ее называет «покойприроды», кто скажет?
- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать о зиме? Ваши предположения? (Предположения детей)
-Итак, цель нашего урока – познакомиться с зимними явлениями, узнать отличительные признаки зимы, а также познакомиться с тем, как зимуют растения и животные.
Совместное «открытие» новых знаний.
- Я знаю, что вы очень наблюдательные дети. Когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи прибиваются к человеческому жилью?
(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)
Какие зимние месяцы вы знаете?
(Декабрь, январь, февраль)
Первый зимний месяц – Декабрь. Про него говорят: студень, шапка зимы.
Просмотр аудиоэнциклопедии «Декабрь» месяц
Какие признаки зимы вы можете назвать?
(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)
Признаки зимней погоды:
становится холоднее
небо чаще покрыто облаками
осадки выпадают в виде снега
дни становятся короче, а ночи длиннее
- А что вы можете рассказать про 22 декабря? (день солнцестояния, самый короткий день, 23 уже начнет прибавляться день)
-Изменилась жизнь растений и животных.
-Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время просмотра? (Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.)
-Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?
(Стало очень холодно)
-С чем связано общее похолодание зимой?
(Солнце стало всходить поздно, заходить рано – поэтому света и тепла земля получает мало – дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)
- Какие осадки выпадают зимой?(снег, снежинки)
- А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать, какие есть виды снежинок. А рассматривать снежинки мы будем в микроскоп.
Микроскоп – это увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. (из толкового словаря Ожегова)
Просмотр диска «Окружающий мир» энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Физкультминутка.
-Сейчас свершится волшебство.
Мы превращаемся в снежинки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
IV.Работа по учебнику.
Выполнение задания «Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы»
-Рассмотрите пейзаж зимнего леса на с. 86
А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
Зверушек и пичужек –
Всех спрятала зима.
- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?
(Ответы обучающихся)
-От кого прячутся звери и птицы?
-Какие трудности они испытывают зимой?
-Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.
-Вспомните, какие из них улетели? (ласточка, соловей, зяблик, стриж)
-Почему птицы улетают?
(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)
-Какие птицы остаются зимовать?
Таблица «зимующие птицы»
-Почему зимой птицы чаще посещают города и села?
- Как мы можем им помочь?
-Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.86)
Рассказ учителя о зимующих птицах.
Синица.
Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу. Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего. Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев. Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток , сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.
Поползень.
То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает. Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.
Инсценировка.
Сказка «Лесная школа»
Сказочники:
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть.
Сказки могут душу греть.
Наша сказка приглашает
На поляну в лес густой.
Там среди высоких сосен
Стоит домик небольшой.
Жили в нем старик с старухой,
А теперь тот дом пустой.
И давно уж над избушкой
Не струится дым густой.
Мышка. Хорошо в лесу всем летом:
Много ягод и грибов.
Можно бегать до рассвета
Среди сосен и дубов.
Но вот вьюги налетели,
Все дорожки замели,
В норки под густые ели
Мышки все давно ушли.
Я недавно поселилась
В этом домике лесном
Чистом, светлом и уютном,
Только вот совсем пустом.
Выходит Белка.
Белка. А мое жилье на дубе,
В нем и сухо, и тепло.
Запасла себе орехов
Много – целое дупло.
Мне не страшен холод зимний,
Прыгаю по веткам,
А сейчас вот загляну
На чаек к соседке.
Заходит в домик.
Появляется Лиса.
Лиса. Хороша кума-лиса,
Мех как снег пушистый,
Ярким огоньком мелькнет
Он во поле чистом.
Да к тому же я хитра –
Обманула волка,
И теперь он на реке
Сидеть будет долго.
Ну, а я пока пойду
В этот вот домишко.
Может, встречу там сейчас
Глупого зайчишку.
Заходит в домик.
Появляется чем-то расстроенный Волк.
Волк (стонет).
Ай-да кумушка – лиса,
Рыжая плутовка.
Ведь умеет же она
Обманывать так ловко.
Это что тут за избушка?
Теремок не теремок,
Дверь как будто не закрыта,
Не висит на ней замок.
Заглядывает в домик и осторожно в него заходит.
Неуклюже идет Медведь.
Медведь. Хорошо зимой в берлоге
Спать до самых теплых дней.
Только скучно, если рядом
Долго нет со мной друзей.
Слышал я лису и волка,
Раскричались тут с утра.
Только что-то их не видно,
Может, забрели сюда?
Входит в домик.
Еж. Зайка, ты куда спешишь?
Да ты, бедный, весь дрожишь!
Заяц. Волк тут рыщет по кустам,
Не дает покоя нам.
И лисица ходит с ним,
Вот мы, зайцы, и дрожим.
Еж. Не пугайся, я с тобой!
Есть тут домик небольшой,
Там поселимся вдвоем
И чудесно заживем.
Уходят в домик.
Сказочники: Вот беда-то, так беда:
Все сбежалися сюда!
Что же будет – ой-ой-ой!
Поспешим туда с тобой!
Подожди, не торопись,
Никогда не суетись.
Если мудрый Еж придет,
Выход он всегда найдет!
Еж. Здравствуйте, народ лесной!
Рад вас видеть вместе.
Я газету вам принес –
«Дремучие вести».
Заяц. Станем все мы здесь друзьями,
Книга учит нас дружить.
Много сказок прочитаем,
Интересно будет жить.
Белка. И пускай зима бушует,
И метель стучит в окно.
Приглашаем в нашу школу –
Здесь уютно и тепло!
Учитель: На лесной полянке
В домике с утра
Идут уроки окружающего мира,
Уроки дружбы и добра.
Выполнение задания: работа в парах
Работа с тестом.
VI. Итог урока.
1.Слово учителя.
-Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.
Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.