Разработка урока окружающего мира по теме: «Зима- покой природы. Жизнь растений и животных» для 1 класса
Разработка урока окружающего мира по теме: «Зима- покой природы. Жизнь растений и животных» для 1 класса
Тема урока: "Зима - покой природы. Жизнь растений и животных"
Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления новой учебной информации
Задачи:
познакомить учащихся с зимними явлениями в природе;
научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы в лесу;
продолжать работу над самоорганизацией учащихся и самостоятельным нахождением необходимой информации через работу в парах;
развивать устную речь учащихся;
воспитывать любовь к родной природе;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Тип урока: комбинированный
Основные дидактические методы:
проблемно-диалогические методы обучения;
частично-поисковый метод;
объяснительно-иллюстративный;
принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.
Дидактические средства:
Слайды презентации зимнего леса и животных; карточки с изображением животных; фрагменты статьи о жизни животных и птиц зимой (для работы в парах); учебник; отрывок «Звуки зимы» П. Чайковский. «Времена года»; отрывок из книги В. Бианки «Лесная газета»; карта самооценки учащихся
Оборудование: компьютер, проектор; карточки с картинками и текстом (для работы в парах);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира по теме: «Зима- покой природы. Жизнь растений и животных» для 1 класса »
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №63 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическое объединение учителей начальной школы
Начальные классы
Разработка урока окружающего мира по теме: «Зима- покой природы. Жизнь растений и животных» для 1 класса
Работу выполнила
Пудова Светлана Ивановна
учитель начальных классов
Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург 2014 г.
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима – покой природы. Жизнь растений и животных»
Тема урока: "Зима - покой природы. Жизнь растений и животных"
Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления новой учебной информации
Задачи:
познакомить учащихся с зимними явлениями в природе;
научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы в лесу;
продолжать работу над самоорганизацией учащихся и самостоятельным нахождением необходимой информации через работу в парах;
развивать устную речь учащихся;
воспитывать любовь к родной природе;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Тип урока: комбинированный
Основные дидактические методы:
проблемно-диалогические методы обучения;
частично-поисковый метод;
объяснительно-иллюстративный;
принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.
Дидактические средства:
Слайды презентации зимнего леса и животных; карточки с изображением животных; фрагменты статьи о жизни животных и птиц зимой (для работы в парах); учебник; отрывок «Звуки зимы» П. Чайковский. «Времена года»; отрывок из книги В. Бианки «Лесная газета»; карта самооценки учащихся
Оборудование: компьютер, проектор; карточки с картинками и текстом (для работы в парах);
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
3. Совместное "открытие" новых знаний.
4.Самостоятельное применение знаний.
5. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку.)
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Сегодня мы с вами отправляемся… А вот куда? Послушайте стихотворение...(слайд №1 «Зимний лес»)
Зимний вечер, лунный свет... В белый снег весь лес одет. В белых шубах, в белых шапках, И мороз им шепчет сладко: Спи, березка, спи, сосна, Жди, когда придет весна, Солнышко лучом согреет И пробудит ото сна.
-Куда же мы отправляемся? (в лес)
-Какой лес? (зимний)
- Как догадались, что лес зимний? (кругом снег)
-А что такое снег? (замёрзшая вода).
-А вот как о снеге и о снежинках рассказывает Снегурочка – внучка Деда Мороза:
«У снежинок есть тайна рождения. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся все больше и больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы (Слайд№2 «Зимний заснеженный лес»)
- Какие ещё признаки зимы знаете? (ответы детей)
Слайд №3
Выпадает снег
Редко выглядывает солнце
Становится холодно
Лед на реке
Птицы улетели в теплые края
- Какова тема урока?
Слайд №4(«Зима- покой природы»)
- Почему – покой? (ответы детей)
- Подберите к этому слову близкие по смыслу слова.
-На доске:
ПОКОЙ ДРЕМА СОН
Да, верно. Зимняя природа как бы дремлет, но жизнь продолжается. Ведь есть ещё и растения, и животные, и птицы.
Отгадав загадки, вы узнаете, с какой проблемой мы сегодня встретимся, какие задачи будем решать (Слайд №5)
1. Зимой и летом одним цветом (ель)
2. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)
3. Летом серый, а зимой – белый. (заяц)
4. Рыжая плутовка в деревне всех кур пересчитала. (лиса)
-С чем ассоциируются все отгаданные вами слова? (С жизнью растений и животных зимой.)
-Какая самая главная проблема стоит сегодня перед нами? ( Какая жизнь у обитателей зимнего леса: растений и животных?) (Слайд № 6)
III. Совместное «открытие» новых знаний.
- Как зима изменила жизнь растений? (Слайд №7) (Ответы детей.)
Учитель: деревья стоят голые, без листьев, кажется, что спят. Но это не так. Они дремлют, т.к. хорошо подготовились к зиме. Да и снег укрывает их как тёплое одеяло.
- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие – нет? (Слайд №7) (Ответы детей)
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? Как отличить ель от сосны? (Ответы детей)
Учитель: Хвоинки покрыты восковым налётом, мороз им не страшен. У ели – маленькие иголочки, раздельно сидящие на ветке по одной. А у сосны – две длинные иголочки, сидящие вместе (Слайд №7).
-Какая жизнь у животных зимой?
- Давайте это выясним вместе. Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат конверты с нужной нам информацией о животных и рисунок животного. Работать будем по инструкции:
Рассмотрите картинку
Прочитайте информацию о животном в паре
Найдите важную информацию об образе жизни животного зимой, чем он питается
Подумайте, в какую группу вы отнесете это животное
Далее учащиеся распределяют животных по группам в таблицы на доске, рассказывают найденную информацию классу:
Впадают зимой в спячку
Ведут активный образ жизни (делают запасы на зиму)
Ведут активный образ жизни (не делают запасы на зиму)
Птицы
Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Всё это время обходится без пищи. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Спят медведи очень чутко.
А ёжик спит дольше всех, закрыв вход в свою норку, которую устроил под корнями деревьев, в кустах, в ямах. В сентябре он ложится в тёплое гнёздышко - норку и спит до апреля.
Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Гнездо устраивают в дуплах в форме шара. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. В сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.
Мыши активны круглый год, в спячку не впадают.
Они едят зерно, семена, плоды, корни, овощи, траву и цветы. Делают запасы кормов на зиму. Охотно поедают насекомых, мясо, молоко, масло, сыр. А что они не могут съесть, то изгрызают, как, например, бумагу или дерево.
Птицы зимой питаются ягодами, семенами деревьев и плодами. А на кормушке не откажутся от семечек подсолнечника, арбуза, дыни и тыквы. Любят хлебные крошки, но только не ржаного хлеба, а белого. А синички обожают свиное несолёное сало.
Волк – хищник, охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.
Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.
Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.
Лоси – самый крупный среди копытных. Зимой сбиваются в группы. Зимой, особенно в сильные морозы, лоси кормятся днем, делая время от времени перерывы для отдыха. Ночью они почти все время остаются на лежке. Питаются ветками деревьев и хвоей растений.
Барсук – водится в лесах, роет норы. Барсук всеяден, но предпочитает растительную пищу. Ведёт ночной образ жизни. Зимой впадает в спячку и спит до апреля.
Кабан – дикая свинья. Живет в болотистых лесах, где есть вода. Является всеядным животным. Питаются растительностью (корнями, плодами, желудями ), а также различными мелкими животными . Также они могут посещать поля картофеля, репы, зерновых, принося вред сельскому хозяйству. Зимой не впадает в спячку.
Рысь – дикая северная кошка. Живет в тайге, хорошо лазает по деревьям и плавает. Хорошо выживает зимой. Питается зайцами, птицами, грызунами, небольшими копытными.
Тетерев – обитает в лесах. Селится на лесных опушках, вдоль кромки леса. Обычно наземная птица, но в холодное время года держится на деревьях, где добывает себе корм. По земле передвигается подобно домашней курице — быстро бегает и взлетает почти вертикально. Зимой кормится почками деревьев. Место для ночлега выбирает в снегу.
Глухарь – крупная птица.Обитает в хвойных, смешанных и лиственных лесах.
Пища весной и летом состоит из побегов, цветов, древесных почек, листьев, травы, лесных ягод, семян и насекомых. Летает тяжело, с большим шумом, часто хлопая крыльями, и не делает больших перелётов. День обыкновенно проводит на земле, ночует на деревьях. Зимой кормится— сосновой и еловой хвоей, почками.
Вывод:
-Давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Назовите животных, которые впадают в спячку.
-Назовите животных, которые ведут активный образ жизни и делают запасы на зиму.
-Назовите животных, которые ведут активный образ жизни и не делают запасы на зиму?
-Назовите птиц, которые зимуют в лесу.
-Какова их жизнь в зимнем лесу? (ответы детей)
IV. Самостоятельное применение знаний.
Учитель:
«А лес стоит загадочный, а лес стоит таинственный!
Безмолвна тишина. Зверушек и пичужек всех спрятала зима»
-Откройте учебники на стр.86. Рассмотрите иллюстрацию.
- Где же спрятались животные? Где они спрятались?
- Какие трудности они испытывают? (ответы детей)
-Чем мы могли бы помочь животным зимой? (ответы детей)
А теперь давайте закроем глазки и мысленно перенесемся в наш зимний лес.
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года». Учитель читает фрагмент из книги В.Бианки «Лесная газета»
«Под мёртвым покрывалом снега – растения таят могучую силу расти и цвести. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулёчки-шишки. Животные с холодной кровью, затаясь, застыли. Но тоже не умерли, даже такие нежные как мотыльки, попрятались в разные убежища. У птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица под глубоким снегом в январские морозы производит на свет крошечных слепых медвежат и, хоть сама всю зиму ничего не ест, кормит их до весны своим молоком! Холодно в лесу, холодно! Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. Не усидишь ни на земле, не на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком - спи крепко»
V. Итог урока. Рефлексия.
Ни одно время года так не волшебно. Все живое упряталось в глубину земли, норы, щели, и спят, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
- Какое же главное изменение произошло в зимней природе, что так повлияло на жизнь растений и животных? (Слайд №8) (стало холодно)
-Да, совершенно верно. Похолодание – повлияло на жизнь животных и растений.. Солнце поздно восходит или его совсем нет на небосклоне. Земля и воздух получают мало света и тепла и за день не успевают прогреться.
- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Возьмите в конвертах лист самооценки и оцените свою работу сегодня на уроке.
Я на уроке работал в полную силу
Работал хорошо, но мог бы работать лучше
Мое настроение
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания.