kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Зима-покой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Зима-покой природы" предназначена для учителей начальных классов, работающих по УМК "Школа 2100". Данный урок знакомит ребят с зимними явлениями, учит их отличать признаки зимы; устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Где рождаются снежинки»

Где рождаются снежинки?

Из чего состоят?

Сколько лучиков у снежинки?

Снежинки рождаются высоко в небе

Снежинки состоят из воды

6 лучиков

Как образуются снежинки?



Как образуются снежинки?

Где рождаются снежинки?

Из чего состоят?

Сколько лучиков у снежинки?

Снежинки рождаются высоко в небе

Снежинки состоят из воды

6 лучиков



Где рождаются снежинки?

Из чего состоят?

Сколько лучиков у снежинки?

Снежинки рождаются высоко в небе

Снежинки состоят из воды

6 лучиков

Как образуются снежинки?

Просмотр содержимого документа
«белка»

белка

лось

мышь

заяц

волк

лиса

медведь

ёж



Просмотр содержимого документа
«разработка_урока»

МАОУ «Бершетская средняя школа»



УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Автор: ГАЛУЗИНА НАТАТЛЬЯ ДМИТРИЕВНА, учитель начальных классов

УМК «Школа 2100»

КЛАСС: 1

ТЕМА: "Зима - покой природы"

ЦЕЛЬ: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

ТЕХНОЛОГИИ: ИКТ, дифференцированное обучение

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • для учителя - презентация, фонограмма;

  • для учеников - учебник-тетрадь, карточки настроения, веточки ели и сосны, почка, лупа, таблица

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

1. Прозвенел звонок и вот,

Начинается урок.

Мы стоим за партой стройно

И ведем себя достойно.

2. Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороза Ивановича) - Слайд №1

- Мороз Иванович приготовил для вас не большой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

  • Щиплет щеки, щиплет нос,
    Но не страшен нам:(мороз)

  • На коньках я мчусь вперед, 
    Под ногами крепкий: (лед)

  • На всех садится, никого не боится. (Снежинка)

  • Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц)

  • Тройка, тройка прилетела.
     Скакуны в той тройке белы,
       А в санях сидит девица,
        Белокоса, белолица.
        Как махнула рукавом,
        Всё покрылось серебром.
        Поспешила к нам сама
        Белоснежная… (зима).

-С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима")

- Какова будет тема нашего урока?

("Зима и животные зимой". Учитель уточняет и открывает тему урока)

- Тема нашего урока "Зима - покой природы"- Слайд 2

- Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима". А почему ее называет "покой природы", кто скажет?

- Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

- А для чего нам это надо знать?

- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

- Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы.

Блиц-турнир:

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

  • Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)

  • Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.

  • Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)





III. Совместное "открытие" новых знаний.

    1. Беседа:

- Какие признаки зимы вы можете назвать?

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

    1. Выступление синоптиков

- Установите признаки зимней погоды

Слайд №2: Признаки зимней погоды:

  • становиться холоднее

  • небо чаще покрыто облаками

  • осадки выпадают в виде снега

  • дни становятся короче, а ночи длиннее

- Изменилась жизнь растений и животных?

- Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

- С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

    1. Самостоятельная работа

Выполнение задания "Что встречаем - не встречаем зимой"  на с.36, упр.4

- Откройте рабочие тетради и обведите кружками разных цветов предметы, которые вы встречаете только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой. 

Проверка - Слайд №3

- А сейчас я приглашаю вас совершить не большую прогулку в зимний лес. Сядьте поудобнее, опустите голову на парту. Во время экскурсии будьте внимательны.

(Учитель читает текст “Звуки зимы” под музыку В.А. Моцарта “Музыка Ангелов”) - Слайд № 4

Звуки зимы. Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. «Чмок-чмок» - сосет свою лапу во сне медведь в теплой берлоге. «Хруст-хруст» - вот прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. «Тук-тук-тук» - а вот трудится дятел, лесной санитар. «Пи-пи-пи»- тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?”, – спрашивает молодая синичка. “Пинь-пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, – отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых”. И снова тихо в лесу. Падают снежинки.

- Откройте глазки. Посмотрите, как красив зимний лес!

– Какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Какие “разговоры” ведут птицы зимой? (Ответы детей.)

4. Беседа о снеге:

- Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

- Снег - что это такое? (Замерзшая вода)

- А давайте послушаем: какое определение снегу нашел в словаре…..

- Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (Так говорят о снежинке) Слайд №5

  • работа в паре

- Откройте учебник на стр.88. Рассмотрите снежинки.

- Какая из снежинок походит на настоящую?

- Как образуются снежинки?

- Получить ответ на этот вопрос поможет отрывок из сказки Х.К. Андерсена (читают подготовленные дети)

“Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы”.

- Вы прослушали текст. Перед вами лежит таблица с карточками. Выберете и расположите карточки в нужные колонки.



Где рождаются снежинки?

Из чего состоят?

Сколько лучиков у снежинки?

Снежинки рождаются высоко в небе

Снежинки состоят из воды

6 лучиков



- А теперь пользуясь таблицей, расскажите, что вы узнали о снежинках?

- Найти снежинки правильной формы. - Слайд №6

– А сейчас произойдёт волшебство. Вы превратитесь в снежинки и покажите, как они плавно, красиво летят в тихую погоду, когда совсем нет ветра. Возьмите в руки снежинки и двигайтесь в соответствии с характером музыки.

5. Физкультминутка. - Слайд №7

- Рассмотрите фотографии с изображением зимнего леса на Слайде №8.

- Что вы видите? (Ответы детей)

- Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?

Вывод: большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили питательные запасы.

  1. Практическая работа.

6.1. Рассматривание почки

У вас на тарелочке лежит почка сирени. Возьмите лупу и рассмотрите ее.

Вывод: под плотными чешуйками спрятались листочки, так они переносят холода

- Но не все деревья сбрасывают листья.

- А какие это деревья?

6.2. Рассматривание веточек сосны и ели

У вас на парте лежат веточки хвойных деревьев. Рассмотрите их и сравните.

- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)

- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

- Узнайте, на какой картинке изображена ель, а на какой сосна? - Слайд №9

- А каких лесных жителей вы знаете еще?

7. Работа по учебнику стр.86

- Рассмотрите иллюстрацию и найдите, где спрятались звери и птицы?

- От кого прячутся звери и птицы? (от врагов-хищников)

- Какие трудности они испытывают зимой? (голод, холод)

- Многие птицы осенью улетели в теплые края. Почему? (нет пищи)

- Какие птицы остаются зимовать? (зимующие) - Слайд № 10

(Слайды № 11,12,13,14)

8. Физкультминутка «Птичка» - Слайд № 15

- Почему зимой птицы чаще посещают города и села?

- Как мы им можем помочь? - Слайд № 16

9. Инсценировка

- А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем она рассказывает сороке. (Ребята разыгрывают сценки)

- Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

- Да нет, Сорока, это я радуюсь!

-Нашел время радоваться.

- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши:

- В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

- Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело!

- Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

Выступление ученика: Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты. - Слайд №17

Вывод: Значит, зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.

Сценка “Ворон и тетерев”

- Что, Ворон, холодно?

- Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: вовсе закоченеешь.

- А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег – бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадаешься!

- Как тетерев переносит непогоду?

- Какие еще животные прячутся под снег? (Полевые и лесные мыши, куропатки, зайцы в сильный мороз тоже прячутся под снег.)

10. Животные зимой.

– Но не только растения и птицы подготовились к зиме. Давайте поговорим о животных зимой. Что вы знаете об этих животных? (На парте карточки с названиями зверей: белка, мышь, лось, заяц, волк, лиса, медведь, ёж)

Задание. Объединить животных по группам.

(Белка, мышь- слайд №18) Как изменилась их жизнь с наступлением зимы? (Ответы детей: Белки, мыши, бобры используют свои запасы или достают корм из-под снега.)

(Лоси, зайцы- слайд №19) Что вы можете сказать об этих животных? (Ответы детей: Лоси, зайцы, кабаны питаются ветками и корой деревьев.)

(Волки, лисы – слайд №20) О них, что можете сказать? (Ответы детей: Охотятся на мышей, зайцев.)

(Медведь, ёж –слайд №21 ) Чем интересны эти животные? (Ответы детей: Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Это медведи, ежи)

IV. Самостоятельное применение знаний.

    1. Игра "Крестики-нолики".

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный).

  1. Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

  2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

  3. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

  4. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

  5. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

  6. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

  7. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

  8. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Взаимопроверка выполненного задания.

    1. Самостоятельная работа по выполнению заданий в рабочей тетради

1 вариант – задание 2 2 вариант – задание 3

V. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. – Слайд №22

- Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича (вручение приглашения на Новогоднюю елку)

VI. Домашнее задание:

- Дома вам предстоит выполнить интересные задания. Одно из них - творческое, одновременно развивающее внимание и наблюдательность.

- Мороз постарался нарисовать на окнах такие замысловатые рисунки. Что не только книжной мартышке непросто найти своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными разукрасьте их. (с.35 р.т.)

- Найти и выучить стихи и загадки о зиме, которые разберем на следующем уроке.

Просмотр содержимого презентации
«презентация_к уроку»

МАОУ «Бершетская средняя школа» Автор: Галузина Наталья Дмитриевна Учитель начальных классов

МАОУ «Бершетская средняя школа»

Автор:

Галузина Наталья Дмитриевна

Учитель начальных классов

«Зима – покой природы»

«Зима – покой природы»

  • Становится холоднее.
  • Небо чаще покрыто облаками.
  • Осадки выпадают в виде снега.
  • Дни становятся короче, а ночи длиннее.
«Что встречаем – не встречаем зимой»

«Что встречаем – не встречаем зимой»

Снежинки

Снежинки

Каковы особенности жизни деревьев зимой?

Каковы особенности жизни деревьев зимой?

Мышки Белки
  • Мышки
  • Белки
Зайцы Лоси
  • Зайцы
  • Лоси
Лисы Волки
  • Лисы
  • Волки

  • Ёж
  • Медведь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Зима-покой природы"

Автор: Галузина Наталья Дмитриевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства