Просмотр содержимого документа
«Животные. Кто что ест.»
Ход урока.
Самоопределение деятельности
Ребята, сейчас у нас урок окружающего мира.
О чём на уроке будет идти речь, вы узнаете, собрав слова из букв на экране. (Слайд 2)
Верно! Мы продолжим тему «Животные» (Слайд 3).
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, На какие группы разделили учёные зоологи всех представителей царства животных? (слайд 4)
Каждая группа получила изображения животных. Вы сейчас должны рассказать о них по плану, который увидите на экране. (Слайд 5)
План.
1. К какой группе животных относится, почему?
2. Где живёт?
3. Чем питается?
4. Назовите животных, которые относятся к этой
группе.
3. Постановка учебной задачи.
Ребята, делая выводы по нашей работе, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? Сегодня поговорим о том, чем животные питаются и как к этому приспособлены. (Слайд 6). Откройте учебник на стр 94, посмотрите, что мы сегодня узнаем.
Давайте составим план нашей работы, что должны узнать на уроке (слайд 7):
Группы животных по особенностям их питания
Что такое цепи питания
Кто и как приспособлен
Классификация животных по способу питания!
Первое, что мы с вами узнаем, это Классификация животных по способу питания!Что такое классификация?
Посмотрите на экран. (Слайд 8) Обратите внимание на это животное. Кто изображён?
Верно! Живут коалы в эвкалиптовых лесах Австралии. Они не могут, есть ничего кроме листьев эвкалипта.
Какие животные также питаются только растительной пищей?
Как вы думаете, как можно назвать животных питающихся только растительной пищей?
Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называ-
ют растительноядными.
Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Слайд 9)
Верно! Жабы питаются насекомыми и их личинками, которых они ловят или в воздухе, или на поверхности почвы.
Какие животные также питаются только насекомыми?
Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?
Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называ-
ют насекомоядными.
Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Слайд 10)
Верно! Рысь— свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.
Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных?
Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?
Верно! Животных, таких животных называют – хищники.
Скажите, а чем питаются эти животные? (Слайд 11)
Верно! В темное время суток ёж охотится на насекомых, мышей, лягушек, а также может полакомиться грибами, ягодами или стащить с огорода какой-нибудь овощ.
Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных и едят растительную пищу?
Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?
Верно! Животных, таких животных называют – всеядные.
На экране слайд с классификацией животных по способу питания! (Слайд 12)
Первичное закрепление –рефлексия.
Игра «Будь внимательный»
Учитель называет животное, учащиеся называют группу (лось, тигр, ёж, заяц, волк, лягушка, лиса, паук)
Вот мы с вами узнали первый пункт нашего плана! (слайд 13)
Цепь питания.
Все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.
Посмотрите на экран (Слайд 14)
Цепь питания - связь нескольких видов организмов.
В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы.
Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания.
Третье звено- насекомоядные или хищники.
Посмотрите, вот пример цепи питания. (Слайд 15)
Осина зайцы волки
Первичное закрепление –рефлексия.
Игра
«Составь цепь питания»
Попробуйте сами составить две цепи питания из данных представителей растительного и животного мира. (Слайд 16)
Мы узнали второй пункт нашего плана (слайд 17)
Как животные приспособились добывать себе пищу, а также защищаться от хищников (Слайд 18)
Как вы думаете, как животные приспособились добывать себе пищу, почему одни животные могут, есть растительную пищу, а другие нет, а также защищаться от хищников? Это мы узнаем прочитав текст на странице 95 - 96
Давайте послушаем рассказ одного мальчика Пети.
Однажды я с отцом отправился в лес. Я стал собирать шишки, валяющиеся внизу, присмотрелся и заметил, что они уже обработаны какими - то зверьками и имеют разный внешний вид.
Отец мне сказал, что это так разные животные приспособились объедать шишки.
Тогда я решил провести исследование и поставил перед собой
Задачу: выяснить почему одни и те же шишки- еловые, сосновые, кедровые выглядят по– разному, после того, как ими полакомились разные животные.
И какие животные придают им такой внешний вид.
Я предположил, что это может быть из-за того ,что животные, питающиеся их семенами имеют разное строение тела.
Чтобы решить поставленную задачу, я
читал различные энциклопедии,
книги о растениях и животных,
использовал информацию в Интернете,
расспросил родителей, что они знают по этому вопросу.
Изучив всю информацию, я узнал, что обработанные белкой шишки выглядят, как пустой стержень с небольшим количеством неотделённых чешуек на верху. Это происходит потому, что сорвав шишку белка поворачивает её лапками, обгрызает чешуйки и выбирает из-под них семена.
Почти также выглядят шишки после бурундука, только он отгрызает чешуйки не так близко к стержню. Поэтому стержень более толстый, с более длинными остатками чешуи.
Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам. Сорвав с дерева шишку, дятел летит к своей кузнице- щели в стволе дерева, втискивает туда шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки, вынимает семена.
Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутой чешуи и невынутых семян. Причем на сорванной клестом шишке остаются зелёные веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так как делает это дятел и белка.
Рассмотрев внимательно изображения данных птиц и зверей в энциклопедии, я понял, почему одни и те же шишки выглядят по –разному, после того, как ими полакомились разные животные. Сейчас я прелагаю задание на карточках, выполняя которое и вы, ребята, придете к тому выводу, к которому пришёл я, проводя своё исследование.
Какой вывод сделаем? Вывод: животным помогает добывать себе пищу строение их тела.
Что говорить, каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.
Вот мы и выяснили 3 пункт нашего плана. (слайд 19)
4. Рефлексия деятельности.
Итак, давайте подведём итоги всего, о чём мы говорили сегодня на уроке. (Слайд 20)
1. Мы познакомились с новой классификацией животных по … (типу питания).
2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….
Растительноядных.
Насекомоядных
Хищников
Всеядных
3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились… ( добывать себе пищу и спасаться от врагов).