kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии продемонстрированы на примере урока окружающего мира в классе девочкек. Гимназия работает по системе Базарного В.Ф. 

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Тема: Круговорот воды в природе. (ИКТ)


I Орг. момент

II Проверка д/з

А) Чтение сказки (Хмара Таня)

Три состояния вещества.

Собрались как-то Орёл, Щука и фигуристы-спортсмены и заспорили о том, какое вещество на свете лучше.

ФИГУРИСТЫ. Наше вещество твёрдое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится, - душу радует.

ЩУКА. А я люблю текучее, жидкое вещество. Оно такое упругое.

ОРЁЛ. Мне нравится такое же белое вещество, как я сам. Оно такое лёгкое, воздушное, как мои перья. Я часто вижу его у своего гнезда высоко в горах.


- О каких веществах идет речь? (ответы детей: лед, вода, облако)


Б) Защита детской презентации «Всегда ли вода жидкая?» (Кадюзба П., Кручинина Н.)

1 слайд

Тема: «Всегда ли вода жидкая?»

авторы: Кадзюба Петя, Кручинина Настя, Хмара Таня, Бузина Настя, .

2 слайд

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.


Цель проекта: узнать, всегда ли вода жидкая?


3 слайд

Наши исследования:


Мы налили воду в формочки. Поставили их в морозильную камеру. Когда на поверхности воды появились льдинки, мы измерили температуру воды.


Вывод: вода замерзает при температуре 0* С и превращается в лёд. (твёрдое состояние воды)


4 слайд

Мы налили в чайник воду, довели её до кипения. И увидели, что над носиком кипящего чайника появился пар.


Вывод: вода при кипении превращается в пар. (газообразное состояние воды)


5 слайд

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.


Вывод: вода находится в природе в трёх состояниях:

жидком, твёрдом, газообразном.


6 слайд

Использованные ресурсы:

О.Т. Поглазова «Окружающий мир» учебник 3 класс

Интернет


















III Новая тема


А) Переходим к новой теме, а название темы узнаете, отгадав кроссворды.
















14















 

1














 

 














 

 



4




8






13

 

 

2

3

 

5


7

 

9





 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

10


11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 


 

 

 

 

 

 


 

 


 

 




 

 

 


 

 


 

 


 

 








 

 


 



 

 








 



 



 









 



 



 



























1.Без крыльев летит, 2. Вот по небу мчится конь –

Без ног бежит, Из-под ног летит огонь.

Без паруса плывет. Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.


3. Молоко над речкой плыло, 4. Зимою на дворе растет белою горою.

Ничего не видно было. Но исчезает без следа весеннею порою.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко.


5. Вечером родится, 6. Речка бежала,

Ночь живет, Упала с горы.

Утром умирает. Это явление ты назови.


7. Не вода, не суша- 8. Кругом вода,

На лодке не уплывешь А с питьем беда.

И ногами не пройдешь.


9. Растет она вниз головой. 10. По небесам оравою

Растет не летом, а зимой. Бредут мешки дырявые,

Но солнце ее припечет- И бывает иногда:

Она заплачет и умрет. Из мешков течет вода.


11. Кто он, сказочный герой, 12. Зеркало большое

Жизнь свою связал с водой? Средь полей лежит.

Небо отражает,

Землю украшает.


13. В огне не горит 14. Кто Великий Умывальник,

И в воде не тонет. Умывальников Начальник?

Кто мочалок Командир



Ответы на кроссворд

« Вода в природе».

1.Облако. 2. Гроза. 3. Туман. 4. Сугроб. 5. Роса. 6. Водопад. 7. Болото. 8. Море. 9. Сосулька. 10. Туча.

11. Водяной. 12. Озеро. 13. Лед. 14. Мойдодыр.


Ключевое слово: круговорот воды.


- Итак, мы продолжаем тему «Превращение воды в природе».


Б) –Представляем слово Кильдишову Данилу и Овсянниковой Тане.


Защита детской презентации


1 слайд

Тема: Почему море никогда не переполняется?


Авторы:


2 слайд

Безмолвное море, лазурное море,

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…


Цель: узнать о движении воды в природе.


3 слайд

Наши исследования:


Над пламенем спиртовки мы стали нагревать воду. Над водой закрепили тарелку со льдом. Вскоре мы увидели, что нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать вниз.

(ОСТАНОВИТЬ КАДР И СПРОСИТЬ:

Какие превращения воды происходят во время её нагревания?)


Вывод: вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают.

Получился круговорот воды.

(ПОСЛЕ ЭТОГО СЛАЙДА, ЧТЕНИЕ ПО УЧЕБНИКУ С.86)


4 слайд

Круговорот воды происходит и в природе. Вода испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.


5 слайд

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда;

То в снег превратится, то в лёд,

Растает, и снова в поход!


6 слайд

Используемые ресурсы:


ФИЗМИНУТКА


В) Карточки №1


С помощью условных знаков изобрази круговорот воды в природе.

Капелька воды Водяной пар Поток воздуха




Облако Снежинка Ветер























Вывод: солнце, движение воздуха помогают круговороту воды в природе.


- Почему мы так много говорим? (потому, что без воды нет жизни на Земле)

- Какую воду мы пьём? ( В Бузулуке строятся очистные сооружения. Воды на Земле мало, её надо беречь, зря не лить.)

- Откуда берут воду для питья? ( Скважины, речки, водозаборы)


Г) Показ буклета


________________________________________________________аннотацию


IV Итог урока


А) - А теперь, ребята, подводим итог урока.

ТЕСТ


- Что является причиной испарения воды с поверхности водоёмов, земли, растений? (испарение)

- Докончи цепочку: пар поднимается вверх – остывает – пар переходит в воду - …? (остаётся в небе)

Б) Выставление оценок.

В) Д/з


V Это интересно


  • Если бы весь водяной пар, содержится в атмосфере, выпал бы на землю в виде дождя, то на всей суше образовался бы слой воды толщиной в 1 метр. Но, к счастью, на землю в виде дождя и снега выпадает далеко не весь атмосферный водяной пар.

  • Академик А.П.Карпинский назвал воду «наиболее драгоценным ископаемым». А где хранится это ископаемое? Вода есть повсюду: водоёмах, на высоких горах, у полюсов. На глубине до 1 км в земной коре хранится более 4 млн. кубических километров воды. А над каждым квадратным километром поверхности Земли висит в среднем около 20 тысяч тонн воды в виде пара.
































Три состояния вещества.

Собрались как-то Орёл, Щука и фигуристы-спортсмены и заспорили о том, какое вещество на свете лучше.

ФИГУРИСТЫ. Наше вещество твёрдое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится, - душу радует.

ЩУКА. А я люблю текучее, жидкое вещество. Оно такое упругое.

ОРЁЛ. Мне нравится такое же белое вещество, как я сам. Оно такое лёгкое, воздушное, как мои перья. Я часто вижу его у своего гнезда высоко в горах.


- О каких веществах идет речь? (ответы детей: лед, вода, облако)

































Капелька воды Водяной пар Поток воздуха




Облако Снежинка Ветер
































Предмет. Окружающий мир

Тема урока. Вода. Круговорот воды в природе.

Задачи.

  • Формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе.

  • Уметь работать с гипотезой( предположением через деятельный подход и практический подход)

  • Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификацию, анализ и синтез.

  • Развивать умения получать информацию получать информацию из разных источников.

  • Воспитывать экологическое мышление.

  • Расширять представление об окружающем мире через сопоставления и сравнения

Базовые понятия на уроке: вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, круговорот воды, пар, туман, облако, иней, лёд, гипотеза

Оборудование: глобус, химические оборудования, снег, лед, вода, карточки

Метод: частично-поисковый.

План урока

1. Орг. момент. Видеоролик о воде (стихотворение Фета)

Я предлагаю вам внимательно послушать запись

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить. Н.Рыжова


  • Ребята, вы догадались о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор? (О воде)

  • А много ли уже знаете о воде?

  • Давайте сейчас попробуем сначала выяснить: что вы уже знаете о воде и чего вы ещё не знаете, но хотите сегодня на уроке узнать?

(Выясняем знания детей о воде)

Знаем Хотим узнать

  • Вода бывает в трёх состояниях:

жидком, твёрдом, газообразном

  • ¾ поверхности Земли занимает вода

  • В воде зародилась жизнь

  • На карте вода обозначается, синим цветом

  • Человек без воды может прожить всего несколько дней

  • Человек на 80% состоит из воды

  • Вода – это минерал

  • Свойства воды

  • Воду надо беречь

А не возникают ли у вас вопросы? (если сами не говорят)

  • Откуда берётся вода, которая льётся с неба? (Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков.)

  • Почему море никогда не переполняется? (Постоянно происходит круговорот воды.)

  • Почему летом бывает град?



Цель урока: Сегодня на уроке

  • Я помогу вам расширить свои познания о воде;

  • Вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали (из блока хотим узнать);

  • Сможете доказать, что вода всё время движется, меняя своё состояние;

  • Узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение» и «конденсация»

  • И вместе с вами докажем, несмотря на то что воды очень много, её нужно беречь;

Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.


Вернемся к вопросам, на которые вы сегодня хотите найти ответ.

Блок (Хотим знать)


  • Попробуйте предположить, почему это происходит в природе?


  • Ребята, вы утверждаете, что вода бывает в трёх состояниях. Докажите, что это так? От чего зависит это состояние воды?

Доказательства детей.

  • Вода - удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы нас с вами.

Видеоролик о значении воды

Вода может переходить из одного состояния в другое, но почему количество воды на земле не иссякает?

  • Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.


Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

Круговорот воды в природе

(С помощью условных значков учитель моделирует круговорот воды в природе)

Движение воды в природе происходит постоянно.

Чтобы доказать, что вода движется, мы проведём с вами исследования.

Над пламенем спиртовки мы нагреем воду. Над водой закрепим тарелку со льдом. Вскоре мы увидим, что нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать. (Демонстрация опыта.)

Из этого исследования мы сделали вывод: вода при нагревании быстро испарятся. Невидимый пар понимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды, который можно увидеть и в быту.


А как всё происходит в природе?

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. «Испарение» - это переход воды из жидкого состояния в газообразное. Воду испаряют все растения, водяные пары выдыхают животные и люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вместе с теплыми потоками воздуха пар устремляется вверх. Там воздух холоднее, чем у поверхности земли. Охлаждаясь, водяной пар сгущается, и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками, которые переносит ветер. Если эти капельки сольются друг с другом, то станут крупными и тяжелыми и упадут на землю моросящим и ливневым дождем.

В жаркий день вместе с потоками теплого воздуха водяной пар может быстро подняться на высоту 7—9 км. В высоких слоях атмосферы температура очень низкая — 40—50 мороза. Капли воды там замерзают, и круглые льдинки — град — вместе с холодным ливневым дождем падают на землю.

Зимой в северных и умеренных областях Земли ветер гонит облака со стороны более теплых океанов и морей к суше. Над сушей облака постепенно охлаждаются, в них образуются мельчайшие легкие кристаллики. На их поверхности оседают и охлаждаются новые частицы водяного пара. И наконец, вырастают сложные кристаллы льда, которые мы называем снежинками.

Водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пара. Над лугами и болотами, над реками и озерами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землей и оседает на листьях и траве каплями росы.

Зимой во время сильного мороза стволы и ветви деревьев, стены домов становятся очень холодными. Если ветер приносит более сырой и теплый воздух, то деревья, стены, провода покрывает иней. Иней — это тоже снежинки, но они образуются не в воздухе, а на поверхности предметов.

Опорные слова для практической работы

Солнце нагревает поверхность Земли

Влага испарятся с поверхности Земли

Образуются облака

Капельки в виде осадков возвращаются на Землю.

Солнце, движение воздуха помогают круговороту воды в природе.


Практическая работа (10минут)


Итог: Помогла ли я вам ответить на вопросы?

  • Откуда берётся вода, которая льётся с неба? (Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков.)

  • Почему море никогда не переполняется? (Постоянно происходит круговорот воды.)

  • Почему летом бывает град?

  • Что такое туман?

Вывод: Потому что вода всё время движется и происходит круговорот в природе.

Домашнее задание. Придумать сказку «Путешествие Капельки».

  • На Земле очень много воды, но почему её нужно охранять?

Ответы детей

Бережное отношение к воде.

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.

“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

Видеоролик Гимн чистой воды

В конце урока девочка читает стихотворение

Стихотворение

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница –

Чудо - ВОДА!


Практическая работа Приложение

С помощью условных знаков изобрази круговорот воды в природе.

Капелька воды Водяной пар Поток воздуха



Облако Снежинка Ветер



протекании и 
превращениях, моментах загрязнения и очищения воды на этапах круговорота; 
обобщить и систематизировать знания о воде;
развивать умение моделировать природные процессы с помощью условных знаков;
продолжить формирование экологического мышления;
формировать у учеников понимание необходимости сохранения чистоты воздуха, 
воды и почвы всеми людьми планеты.
УУД:
Личностные
формировать познавательный интерес к изучению природных процессов; 
способствовать развитию эмоционального восприятию окружающего мира; 
Познавательные
развивать наглядно­образное, логическое, экологическое мышление; 
способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы 
(вербальной, наглядной) в другую (знаково­символическую, словесную) способствовать
развитию умения выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при 
наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
Регулятивные 
формировать умение принимать (ставить) учебно­познавательную задачу и сохранять 
её до конца учебных действий, действовать согласно составленному плану,
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их 
устранения. 
Коммуникативные
способствовать формированию умения осознанно и произвольно строить речевое 
высказывание в устной форме, аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать 
свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы,
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять 
совместную деятельность в малых и больших группах; 
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять 
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное 
отношение к партнёрам;
Оборудование: заготовки для моделирования процесса круговорота воды в природе; 
оборудование для моделирования малого круговорота воды в лабораторных условиях: 
ковш с кубиками льда, тарелка (блюдце)
Основное понятие – круговорот воды.

Ход урока:
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. 
Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить 
задания и узнаете много нового. Ведь вы у меня самые умные и добрые дети. 
2. Активизация знаний, повторение основных понятий.
1) Кто наш самый первый друг, 
Снимет грязь с лица и рук? 
Без чего не может мама, 
Ни готовить, ни стирать, 
Без чего, мы скажем прямо, 
Человеку ну никак? 
Чтобы лился дождик с неба, 
Чтоб росли колосья хлеба, 
Чтобы плыли корабли ­ 
Жить нельзя нам без … ( воды)
Верно. Сегодня мы продолжим наш разговор о воде. 
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово “вода”?
2) ­ Чтобы продолжить наше знакомство с водой, вспомним то, что мы уже о ней знаем.
Вспомните слова Леонардо Давинчи: «Вода – сок жизни на Земле» (Вода – источник 
жизни). Докажите. (Каково значение воды на Земле?)
Где в природе можно встретить воду?
Какие свойства воды мы выявили с помощью опытов на прошлых уроках?
Чем важно такое свойства, как прозрачность (растворимость, текучесть)? 
В каких состояниях может находиться вода? По праву воду можно назвать 
волшебницей. Она обладает памятью. (кристаллы, образовавшиеся после 
прослушивания разной музыки). Это единственное в природе вещество, которое можно
встретить сразу в трёх состояниях.

Работа в парах. Определить состояние воды.
снежинка
Иней
Твёрдое
Жидкое
Вода в тумане
Газообразное
Водяной пар
Роса
Сосулька
Как называется процесс превращения воды из жидкого состояния в газообразное? 
Из газообразного в жидкое? Из жидкого в твёрдое? Из твёрдого снова в жидкое? 
Испарение (на доске появляются таблички – карточки).
Конденсация
Замерзание
Таяние
– От чего зависят различные состояния воды? (От температуры воздуха.)
3) Проверить свои знания вы сможете в самостоятельной работе. (выполнение тестов)
Самооценка
если вы уверены, что ответы выбраны верно, то поставьте знак «!»
если неуверенны, то знак «?» 

если вы не допустили ошибку – «!»
если допустили и исправили – «?»
Если есть ребята, которые нашли свои ошибки, то это отлично, вы внимательны, но 
постарайтесь запомнить правильные ответы, чтобы не допустить ошибок в дальнейшем.
3. Выяснение темы урока.
1) ­ Чего же мы ещё не знаем о воде?
– Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они 
впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не 
выходят из берегов? (Ответы детей) Кто прав, вы сейчас решите сами.
Помогите мне раскрыть тему нашего урока.
Работа в группах по разгадыванию кроссвордов
Ключевые слова: круг, ворот, вода, природа
Что означает слово «Круговорот»?
Ворот – вращение. (вода вращается по кругу)

Открывается тема урока «Круговорот воды в природе»
Какую задачу поставим перед собой? (узнать, что 
происходит с водой в природе с течением времени)
2) Опыт (помним о правилах безопасности)
– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что 
происходит с водой? (Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле 
появляются капельки воды.)
– Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)
– Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова 
превратился в воду.)
– Сделайте вывод. (Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар 
от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился 
круговорот.)
У нас получился малый круговорот воды в природе. Который можно наблюдать над 
океаном. Но в природе существует и большой круговорот. О нём мы сейчас и 
поговорим.
Мы отправляемся в путешествие с самой весёлой капелькой ­ Капитошкой.
Перед путешествием – отдых
Физминутка – флешмоп под песенку «Дождя не боимся»
4. Работа над новым материалом.
Работа проводится параллельно с моделированием круговорота воды в природе 
на листах учащихся. 
«Жил Капитошка в большом океане. Его братья и сёстры жили, кто на цветке, кто в 
реке, кто в море, а кто и в луже. Нужно же им где­то жить. Жили они там и мечтали 
увидеть мир.(прикрепить каплю к поверхности воды)
Пригрело как­то яркое солнышко. (прикрепить солнышко)
Что же произошло с нашими капельками? (испарились, превратились в пар – 
прикрепляется молекула)
С тёплыми потоками воздуха они стали подниматься вверх.(табличка со стрелками 
вверх) Летят они вверх, рассматривают красоты нашей Земли, а ветер несёт их всё 
дальше и дальше.
Но вверху оказалось ужасно холодно, и пар стал превращаться в капельки воды, а 
некоторые превратились в льдинки – снежинки. (прикрепляется капелька и 
снежинка) Капелек становилось всё больше и больше. И, наконец, они соединились в 
большое облако. Ветер перенёс облака на большое расстояние.(прикрепляется

карточка с ветром) Капелькам стало очень тесно. Потемнело облако. Не удержались 
капельки и стали падать на землю: кто дождинкой, кто снежинкой, а кто и градинкой. 
Так вернулись наши капельки снова землю. Кто на цветочек, кто в море, кто в океан, 
кто в родник, а кто и в лужу. 
5. Закрепление.
1) Этапы круговорота воды
• Испарение с поверхности океана
• Охлаждение пара и конденсация 
• Образование облаков
• Перемещение облаков на сушу
• Выпадение осадков
• Пополнение рек и подземных вод
• Сток в океан
2) Работа с учебником (в парах)
С. – самостоятельное чтение текста и в парах, работая со схемой, рассказать 
друг другу о круговороте воды в природе
3) ­ Важен ли круговорот воды в природе.
Что случилось бы, если бы круговорота воды не было?
(прекратились дожди, пересохли реки, иссякли подземные воды, исчезла бы 
растительность, меньше стало бы кислорода, изменился бы ход процессов в природе)
Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные 
питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая 
вода, но в последнее время из­за различных загрязнений она тоже стала грязной и 
содержит много ядовитых веществ.
4) – Всегда ли дождевая вода бывает самая чистая и безобидная?
В какой момент круговорота она может стать ядовитой? Что необходимо 
предпринять в этих случаях?
Почему природу нужно охранять всем вместе, сообща?
Дополнительно:
Капитошка для вас приготовил интересную информацию о необыкновенных явлениях 
в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса.
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен
9 см 4 мм.
Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 
июля 1861 года.
Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 метров.

Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее 
послушаем на следующем уроке.
6.Подведение итога урока. Рефлексия.
1) Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
Я узнал …
Я запомнил …
Я расскажу дома …
Мне понравилось …
2) С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.
( Дети аргументируют своё мнение) 
Тест учени___ 3 класса 
Тест учени ___ 3 класса 
___________________ __________________ . 
__________________ _________________ . 
ВАРИАНТ 1 
1. Обведи нужную букву.
Лёд и снег – эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
ВАРИАНТ 2
1. Обведи нужную букву.
Водяной пар – эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
в) в газообразном состоянии.
2. Обведи нужную букву.
2. Обведи нужную букву.
Вода превращается в лёд при 
температуре:
Вода превращается в пар при 
температуре:
а) выше 0 0 С;
б) ниже 0 0 С.
3.Допиши предложения:
1) В ясный солнечный день высоко в 
небе плывут облака, похожие на белые 
кружева. 
Это ________________ облака.
а) ниже 50 0 С;
б) выше 100 0 С;
в) 100 0 С.
3.Допиши предложения.
1) Они похожи на разбросанные по небу 
ярко­белые клочки ваты и быстро 
движутся по небу.
Это _______________ облака.

2) Летом и осенью эти облака являются 
вестниками затяжных дождей, а зимой –
обильных снегопадов. 
Это _______________ облака.
4. За счет чего зимой могут лопаться 
водопроводные трубы?
а) за счёт того, что вода, превращаясь в 
лёд, расширяется;
б) за счёт того, что вода, превращаясь в 
лёд, сжимается;
в) повреждение труб с наличием в них 
воды не связано.
5. Обведи нужную букву:
Туман, роса, иней
а) выпадают из облаков
б) выделяются из воздуха
2) Они обрушивают на землю ливневые 
дожди, грозы, град.
Это _______________ облака.
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через 
некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви 
учеников,
которые ходили
классу.
по 
5. Обведи нужную букву:
Туман, роса, иней
а) выпадают из облаков
б) выделяются из воздуха

Цель: Сформировать у учащихся представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе.

Формировать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 

Задачи: Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление.            

Работать над развитием устной речи, формировать умение высказывать свою точку зрения.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, мульт-презентация, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

 

Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения       в учебную деятельность.

- Самоопределение (Л);

- Внутренняя позиция школьника (Л);

- Учебно-познавательная мотивация (Л).

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш класс превратится в волшебную научно - творческую лабораторию, где вас ждут удивительные открытия, и эти открытия свершите именно вы!

- Положите свои ладошки друг другу и повторяйте за мной волшебные слова:

- Сегодня я открою для себя много нового и интересного. Я хочу сделать это для себя. Я добьюсь успеха в любом деле, потому что я умный, добрый и замечательный человек.

 

2. Проверка домашнего задания. Задания подобраны индивидуально и для всего класса. 
а)Карточка №1 
Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде. 

 

 

 

 

Воздух

 

Без запаха 
Без цвета 
Расширяется при нагревании 
Сжимается при охлаждении 
Растворитель 
Плохо проводит тепло 
Прозрачность 
Текучесть

 

 

 

 

 

Вода 

 

 

 


б)

Карточка №2 
1. В каком случае основные свойства воды указаны верно. 
А) имеет синий цвет, без запаха, прозрачная; 
Б) бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная. 
2. Что происходит с водой при нагревании 
А) при нагревании вода сжимается 
Б) при нагревании вода расширяется 
3.Вода является растворителем 
А) да 
Б) нет 


в)Пока несколько человек работают по карточкам, учитель проводит опрос по вопросам раздела «Проверь себя» 
• Почему воду называют одним из главных богатств на Земле? 
• О каких свойствах воды вы знаете? 
• Как можно очистить грязную воду? 
Диктант с последующей самопроверкой (да - истинные высказывания, нет – ложные высказывание) 
1. Вода - жидкость белого цвета. 
2. Вода - растворитель. 
3.При нагревании вода сжимается. 
4. Вода хорошо проводит холод и тепло. 
5. Вода бесцветная жидкость. 
6. Вода не имеет запаха. 
7. При охлаждении вода сжимается. 
8. Вода - прозрачная жидкость. 
9. При нагревании вода расширяется. 
10. Вода имеет запах. 
Проверка. 
Итог: Какие свойства имеет вода? (Просмотр слайдов о свойствах воды)

Вывод:

2. Актуализация знаний.

Цель: организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Организовать фиксацию затруднения в пробном действии.

- Смыслообразование (Л);

- Сравнение, представление (П);

- Извлечение необходимой информации (П);

- Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации (К).

- Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р).

- Определите тему урока.

- Поставьте цель

Сказка 
У одной матери было четыре сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ни¬чего схожего между собой не находили. 
- Уж если, — говорит первый брат, — кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна. 
—А я, — говорит второй брат, — на стекло похож. Только 
его я могу своим братом признать. 
—А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас 
'Одного с другим путают. 
— А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат, — и 
некого мне братцем назвать, разве только слезы. 
Так и по сей день, спорят четыре родных брата: Белый снег, 
Синий лед, Густой туман, Частый дождь. 
Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью называют. Бывает такое на свете. Не всегда брат брата узнает. 
        • О чём эта сказка? 
• Почему снег, лёд, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды?
Мы с вами знаем, что вещества могут быть твердыми, жидкими и газообразными. Приведите примеры таких веществ. Вода — очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердой, и жидкой, и газообразной. Как такое может быть? 
Во что превратится вода, если она станет твердой? (Лед, град.) Во что превратится вода, если станет газообразной? (Пар, туман.) 
Что такое туман? 
Вода в природе существует в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном. 
- От чего зависит состояние воды? (от температуры) 
- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед на руке, снег, сосульки, айсберги).При 0*вода переходит из жидкого состояния в газообразное. 
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар) ель

1. Музыкальные загадки. П.И. Чайковский « Времена года».

 

 - Слушайте музыку и представляйте картины, которые будет рисовать ваше воображение.

 

Это ваше первое открытие: сопоставление времени года с музыкой. Запишите в ваши карты исследования.

 

2. Практическая работа.

- Что происходит в природе с водой в разные времена года?

- Проведём научный опыт: преобразуем воду из твёрдого состояния в жидкое и затем в парообразное. Нам понадобится: лёд, чайник с горячей водой, стакан воды, стекло, аролампа.

 

- Сделайте вывод: вода может быть твёрдой, жидкой, газообразной. (Вывесить карточки с названиями состояний воды).

 

- Вы сделали  второе открытие. Запишите его в исследовательские карты.

- Ребята, что же это такое – вода? (Это полезное ископаемое).

 

Академик А.П.Карпинский назвал воду «наиболее полезным ископаемым».

- Где хранится это ископаемое? ( Вода есть повсюду: в водоёмах, на высоких горах, у полюсов).

 

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

 

 

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.    Н.Рыжова

 

Известный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери так говорил о воде:

«У тебя нет вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты -  сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».

 

3. Решение кроссворда. (Вывешивание карточек  + каждый у себя решает кроссворд).

 

1. Без крыльев летит,                                                                    

Без ног бежит,

Без паруса плывет. (Облако)

 

2. На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град)

 

3. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

 

4. Зимою на дворе растет белою горою.

Но исчезает без следа весеннею порою. (Сугроб)

 

5.Вечером родится,

Ночь живет,

Утром умирает. (Роса)

 

6. Речка бежала,

Упала с горы.

Это явление ты назови. (Водопад)

 

7. Не вода, не суша -

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото)

 

 

 

 

 

8. Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

 

9. Растет она вниз головой.

Растет не летом, а зимой.

Но солнце ее припечет -

Она заплачет и умрет. (Сосулька)

 

10. По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода. (Тучи)

 

11. Кто он, сказочный герой,

Жизнь свою связал с водой? (Водяной)

 

12. Зеркало большое

Средь полей лежит.

Небо отражает,

Землю украшает. (Озеро)

 

13. В огне не горит

И в воде не тонет.  (Лёд)

 

14. Кто Великий Умывальник,

Умывальников Начальник?

Кто мочалок Командир? (Мойдодыр)

 

 

 

 

- Ребята, внимательно посмотрите  на кроссворд, у вас должно получиться интересное словосочетание. (Круговорот воды).

 

 Пробное задание:

- Объясните, что такое круговорот воды в природе?

 

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения.

- Учебно-познавательный интерес (Л);

- Волевая саморегуляция (Р);

 

- Почему возникли затруднения?

(Мы ещё с этим не знакомы, не можем объяснить это явление природы).

- Когда возникает затруднение, что надо сделать? (Остановиться и подумать).

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения.

- Постановка познавательной цели (П);

- Познавательная инициатива (Р);

- Адекватное использование речи для регуляции своей деятельности (К).

 

- Определите тему урока.

- Поставьте цель

 

Игра. Распределите слова по состояниям воды.

Жидкое       →   Твёрдое   →   Парообразное

Роса Град Облако

Водопад   Сугроб     Туман

Болото      Сосулька  Туча

Море         Лёд

Озеро

5. Реализация построенного проекта.

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, направленное на приобретение недостающих знаний.

- Осознание ответственности за общее дело (Л);

- Поиск необходимой информации (П);

- Учёт разных мнений (К).

 

- Почему между модулями стоят стрелки? (Вода постоянно из одного состояния переходит в другое).

- Как называется это «путешествие»? (Круговорот воды в природе).

Вот ваше третье открытие.

Вывесить карточку  КРУГОВОРОТ.

Движение  воды в природе происходит постоянно.

Чтобы доказать, что вода движется, мы проведём с вами исследования.

 Над пламенем спиртовки мы нагреем  воду. Над водой закрепим  тарелку со льдом. Вскоре мы увидим, что нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать. (Демонстрация опыта.)

Из этого исследования мы сделали вывод: вода при нагревании быстро испарятся. Невидимый пар понимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды, который можно увидеть и в быту

Приложение из диска

 

Учитель:

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. «Испарение» - это переход воды из жидкого состояния в газообразное. Воду испаряют все растения, водяные пары выдыхают животные и люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вместе с теплыми потоками воздуха пар устремляется вверх. Там воздух холоднее, чем у поверхности земли. Охлаждаясь, водяной пар сгущается, и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками, которые переносит ветер. Если эти капельки сольются друг с другом, то станут крупными и тяжелыми и упадут на землю моросящим и ливневым дождем.

В жаркий день вместе с потоками теплого воздуха водяной пар может быстро подняться на высоту 7—9 км. В высоких слоях атмосферы температура очень низкая — 40—50 мороза. Капли воды там замерзают, и круглые льдинки — град — вместе с холодным ливневым дождем падают на землю.

Зимой в северных и умеренных областях Земли ветер гонит облака со стороны более теплых океанов и морей к суше. Над сушей облака постепенно охлаждаются, в них образуются мельчайшие легкие кристаллики. На их поверхности оседают и охлаждаются новые частицы водяного пара. И наконец, вырастают сложные кристаллы льда, которые мы называем снежинками.

Водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пара. Над лугами и болотами, над реками и озерами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землей и оседает на листьях и траве каплями росы.

Зимой во время сильного мороза стволы и ветви деревьев, стены домов становятся очень холодными. Если ветер приносит более сырой и теплый воздух, то деревья, стены, провода покрывает иней. Иней — это тоже снежинки, но они образуются не в воздухе, а на поверхности предметов.

 

 

 

6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Цель: решение коммуникативных задач, планирование учебного сотрудничества.

- Подведение под понятие (П);

Опорные слова для  практической работы

Солнце нагревает поверхность Земли

Влага испарятся с поверхности Земли

Образуются облака

Капельки в виде осадков возвращаются на Землю.

Солнце, движение воздуха помогают круговороту воды в природе.

 

7. Физ. минутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась

 

8. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать  самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

- Развитие эстетических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- Использование знаково-символических средств (Р);

- Постановка познавательной цели (П);

- Достижение договорённостей (К).

 

Творческая работа в группах: сочинить сказку о капельке → нарисовать → презентовать.

Эталон: схема круговорота воды в природе.

- Какие процессы происходят с водой во время её путешествия? (испарение, замерзание, конденсация, таяние).

 

9. Включение в систему знаний.

Цель: организовать повторение учебного содержания.

- Моделирование, преобразование модели (П);

- Умение структурировать знания (П);

- Постановка вопросов (К).

                             

Вывод: КРУГОВОРОТ ВОДЫ БЕСКОНЕЧЕН.

 

10. Рефлексия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- Внутренняя позиция школьников (Л);

- Самооценка на основе критерия успешности (Л);

- Контроль результатов деятельности (П).

 

- С каким процессом вы познакомились  на уроке?

- Какую цель вы ставили?

- Вы достигли поставленной цели?

- Что должен помнить каждый землянин о воде?

 

 

- Ребята, вы побывали сегодня в роли учёных, и в этой роли были очень убедительны. Надеюсь, новые открытия помогут вам и дальше увлечённо познавать этот удивительный мир во всём его многообразии.

- Оцените свою работу. (На картах исследований нарисуйте флажок нужного цвета).

Стихотворение

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница –

Чудо - ВОДА!

 

11. Домашнее задание.

Ответьте на вопрос:

- Может ли вода исчезнуть с лица Земли? ( Мини – сочинение).

temu-krugovorot-vody-v-prirode.html

39




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Автор: Завертайло Елена Анатольевна

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(128) "vniedrieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-protsiessie-ekologhichieskogho-obuchieniia-i-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "239951"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444910045"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни."
    ["seo_title"] => string(136) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-protsiessie-formirovaniia-u-dietiei-zdorovogho-obraza-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "305778"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457980091"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Статья"Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiapovyshieniiekachiestvaurokachieriezispolzovaniiezdoroviesbierieghaiushchikhtiekhnologhiivprotsiessieobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "296255"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455964247"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся, путём использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(178) "kompietientnostnyi-podkhod-k-formirovaniiu-zdorovogho-obraza-zhizni-uchashchikhsia-putiom-ispol-zovaniia-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "226479"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440320495"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) ""Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках математики в С(к)ОУ VIII вида""
    ["seo_title"] => string(99) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki-v-s-k-ou-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "247418"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446558101"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства