- Что мы называем телами? (Все предметы и живые существа, которые окружают нас)
- На какие группы можно разделить все тела? ( Природные объекты и искусственные тела, т.е созданные человеком)
- Как вы думаете, к какой группе относятся небесные тела? (Природные объекты)
- Докажите свое мнение.
- Прочитайте тему урока.
- Как думаете, что будем нового узнавать?
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику с. 54
(ответы на вопросы в рубрике «Вспомним».)
- Без Солнца не было бы жизни на нашей планете. Что же такое Солнце? (Ответы детей. Учитель обобщает ответы)
Солнце – самая близкая к Земле звезда. Мы хорошо ощущаем тепло и свет, которые она нам дает. А тепла у Солнца более чем достаточно, ведь температура на его поверхности достигает 6000 С
Почему же Солнце такое горячее? Оно представляет собой гигантский раскаленный шар из газа водорода. В результате постоянной ядерной реакции, протекающей на Солнце, выделяется огромное количество тепла. Ученые подсчитали, что за время своего существования Солнце не израсходовало еще и половины запасов водорода, так что светить оно будет еще очень долго.
Размеры Солнца настолько велики, что если представить, что оно величиной с тыкву, то Земля рядом с ним будет казаться всего лишь горошинкой.
- Почему же Солнце в небе нам кажется таким маленьким? (Оно находится от нас очень далеко)
Иногда на поверхности Солнца по неизвестным причинам возникают темные пятна, а из его недр бьют огненные фонтаны. Эти процессы отражаются на Земле: нарушается радиосвязь, портится погода, ухудшается самочувствие людей. Поэтому ученые постоянно наблюдают за Солнцем в специальные солнечные телескопы и предупреждают нас о солнечной активности.
- Как вы думаете, есть ли еще звезды в космосе? (Ответы детей) с. 55
- Прочитайте 1-й абзац текста и найдите ответ на этот вопрос.
- Прочитайте 2-4 –й абзацы.
- Назовите одну из самых больших звезд. (Альдебаран)
-Какого цвета бывают звезды? (И красного, и голубого, и желтого. Цвет звезд разнообразен)
Различия в цвете звезд объясняются их разной температурой. Более горячие синие звезда, а более холодный – красные. Зная цвет звезды, можно определить температуру ее поверхности.
- К каким по цвету звездам относится Солнце? (К желтым)
Температура нашего Солнца средняя по звездным меркам.
Солнце большое и тяжелое, поэтому у него огромная сила притяжения, которая удерживает планеты на своих орбитах и не дает им разлететься в космическом пространстве. Они все движутся вокруг Солнца по своим орбитам.
- Кто знает, сколько планет в Солнечной системе? (8)
Еще в Древней Греции упоминали о семи светящихся телах, которые движутся по небу на фоне неподвижных звезд. Этими космическими телами были Солнце, Меркурий, Венера, Луна. Марс, Юпитер, и Сатурн. Земля в этот перечень не входила, так как древние греки считали именно Землю центром мироздания. И только в XVI в Николай Коперник в своей научной работе под названием «Об обращении небесных сфер» пришел к выводу, что не Земля, а именно Солнце должно быть в центре системы планет. Поэтому из списка убрали Солнце и Луну и внесли в него Землю. А после появления телескопов добавили Уран и Нептун.
- Чем отличаются планеты от звезд? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике. (Планеты, в отличие от звезд, не испускают собственного света, они лишь отражают солнечный свет)
- Расскажите, что вы знаете о планетах Солнечной системы. (Рассказы детей)
5. Физкультминутка
Раз, два – дружно встали,
Руки на пояс мы поставим.
Три, четыре – разведем,
Заниматься мы начнем
С пятки станем на носок,
Вправо, влево посмотрели,
И на корточки присели,
И как птички, полетели.
6. Закрепление изученного
1. Выполнение заданий в рабочей тетради с 40 № 3
7. Рефлексия
Выполнение заданий в рабочей тетради с 40 № 1,4
8. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам показалось особенно интересным?
- Где можете применить знания, полученные на уроке?
- На все ли интересующие вас вопросы мы ответили?
9. Домашнее задание
С 54-57, вопросы на с 57 в рубрике «Проверим себя»