Тема урока: «Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды».
Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельностной основе.
Цель урока: узнать, какие виды средств передвижения изобрёл человек, какие транспортные проблемы приходится решать в современном городе; каким бывает наземный, водный, воздушный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть, как их можно решить.
Задачи урока:
1.Обучающие: расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта. Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие: активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы. Развитие экологического мышления.
3.Воспитывающие: воспитывать интерес к изобретательству. Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;
-познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; умеют выделять существенную информацию;
- коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания
- личностные: учебно – познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Современные образовательные технологии: развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных технологий.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.
Принципы обучения:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память); 2. Принцип действенного подхода к обучению; 3. Принцип обоснованного ответа; (каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий). 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная,групповая. Оборудование: презентация видов транспорта ( транспорт прошлого и настоящего), карточки с названиями видов транспорта, словарь, пазлы, учебник, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету окружающий мир»
Открытый урок по предмету окружающий мир
Дата: 13.04. 2016
Тема урока: «Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды».
Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельностной основе.
Цель урока: узнать, какие виды средств передвижения изобрёл человек, какие транспортные проблемы приходится решать в современном городе; каким бывает наземный, водный, воздушный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть, как их можно решить.
Задачи урока:
1.Обучающие: расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта. Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие: активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы. Развитие экологического мышления.
3.Воспитывающие: воспитывать интерес к изобретательству. Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;
-познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; умеют выделять существенную информацию;
- коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания
- личностные: учебно – познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Современные образовательные технологии: развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных технологий.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.
Принципы обучения:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память); 2. Принцип действенного подхода к обучению; 3. Принцип обоснованного ответа; (каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий). 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная,групповая. Оборудование: презентация видов транспорта ( транспорт прошлого и настоящего), карточки с названиями видов транспорта, словарь, пазлы, учебник, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Ход урока:
1. Орг. Момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке я предлагаю вам разгадать загадки.
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. ( самолет)
Без разбега ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...
(Вертолет)
Старый пароход не зря
Дедом я зову.
Через реки и моря -
Всюду проплыву.
А по Волге, вверх и вниз,
Отвезу я вас в круиз. (Теплоход)
По дороге из железа
Быстро еду мимо леса,
Мимо тундры и песков,
Деревень и городов.
Мне уже немало лет.
Паровозом был мой дед. (Поезд)
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе. (Автобусы)
3. Постановка учебной задачи
- Молодцы ребята, все правильно! Посмотрите, сколько разных машин и все они помогают людям. Как одним словом можно сказать, что это? (транспорт).
- Действительно тема нашего урока «Какой бывает транспорт?» (вывешиваю на доску карточку) Слайд 1
- Задайте вопросы к слову «транспорт». (Что такое транспорт? Какой бывает транспорт? Для чего нужен транспорт? На какие группы можно разделить весь транспорт? Как транспорт влияет на загрязнение окружающей среды?)
- Какая цель нашего урока? (найти ответы на вопросы) Слайд 2
4. Работа по теме урока.
А) Беседа. Наземный вид транспорта.
- Кто знает, что называют транспортом?
- Где или как мы можем добыть ответ на этот вопрос? (словарь, спросить у взрослых, найти ответ в интернете)
- Я вам предлагаю найти ответ в словаре.
- Откройте словари на странице, где лежит закладка и найдите что такое транспорт.
Транспорт – отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов.
Тра́нспорт - средство, предназначенное для перемещения людей, грузов из одного места в другое.
- Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов).
- Как вы думаете, а с чего началась история транспортных средств? Думаю людям стало трудно ходить на большие расстояния и носить тяжелые грузы и человек придумал….КОЛЕСО.
- Появились такие виды транспорта как: ТЕЛЕГА. Слайд 4
- Как вы думаете, где использовалась телега? (В селе). А на чем передвигались зимой? (в санях). А кто возил их? (лошади) Слайд 4
- Ребята, как вы думаете, если в селе использовали телегу, то что тогда использовали в городе? (карета) Слайд 5
- Скажите, пожалуйста, какие у нас сейчас современные виды транспорта: ПОЕЗДА, АВТОБУСЫ, ТРОЛЛЕБУСЫ. Слайд 6
-АВТОМОБИЛИ появились впервые в середине 19 века и со временем в ходе преобразований появились легковые и грузовые автомобили. Слайд 7
- Как вы считаете, что нужно для работы современного транспорта? (бензин)
- Где может передвигаться весь перечисленный транспорт? (по земле)
- Какой можно сделать вывод? (Транспорт бывает наземный) (На доске появляется первый вид транспорта).
- Если есть наземный транспорт, то есть и подземный. Что мы относим к подземному транспорту? (метро) Слайд 8
- А где встречается метро? ( в больших городах) (На доске появляется второй вид транспорта).
Физминутка
Б) Работа в группах. Водный транспорт.
- Ребята, а вот чтобы нам узнать следующий вид транспорта, вы будете работать в группе. У вас на столах лежат конверты, в которых пазлы. Вам нужно их собрать и описать получившийся вид транспорта. (Подводная лодка, теплоход, катер, яхта, лодка, ледокол, батискаф). (Делю ребят на группы. В каждой группе по 4 человека)
- О каком виде транспорта мы еще с вами узнали? (На доске появляется третий вид транспорта). Слайд 9
Г) Воздушный транспорт. Работа по учебнику стр. 89.
- Ребята, о каком виде транспорта мы еще с вами не поговорили? (о воздушном)
- Давайте узнаем подробнее о воздушном виде транспорта на страницах нашего учебника. Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 89. (На доске появляется третий вид транспорта).
- На какие группы можно распределить воздушный транспорт? (пассажирский, грузовой) Слайд 10
- Какие проблемы возникают при его использовании?
ФИЗМИНУТКА
Мы летим подобно птице,
нам на месте не сидится.
С высоты на землю глянем
И за парты тихо сядем.
5. Первичное закрепление.
Слайд 11
- Какие виды транспорта мы с вами сегодня узнали?
ТРАНСПОРТ
Наземный подземный воздушный водный
- Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят? (Людей и грузы)
- Как называется транспорт, если он занимается перевозкой людей?
- Если транспорт перевозит только грузы?
Слайд 13
6. Экологическая минута.
- Трудно представить нашу жизнь без транспорта. Мы ездим на автомобилях, поездах, мотоциклах, самолётах, кораблях. На транспорте перевозим грузы, путешествуем, ездим на работу и учёбу. А представьте себе, что может случиться, если исчезнут машины скорой помощи, пожарные и другие специальные машины?
- Всегда ли автомобили приносят пользу?
- Как автомобили вредят природе? (Ответы детей: сигналом своим распугивает животных, бензин из автомобилей попадает в реку и загрязняет её, выхлопные газы загрязняют воздух.)
- Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?
- Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?
- Какую помощь можете предложить вы?
- Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду. (Показ иллюстраций, где изображены автомобили будущего: электромобили)
- Эти люди очень умные. А вы хотели бы быть такими изобретателями?
- Значит, надо хорошо учиться уже сейчас.
7. Закрепление изученного.
- В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–». Слайд 14
1. Транспорт – это средство передвижения. (+)
2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)
3. Корабль является наземным транспортом. (–)
4. К подземному транспорту относится метро. (+).
5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.
6. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
7. Водный транспорт передвигается по земле. (+)
- Взаимопроверка. Поменялись работами. Проверим себя по таблице. Поставили друг другу оценку.
8. Самооценка работы на уроке.
- Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке. У каждого на парте лежат сигнальные карточки: желтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации; голубого цвета – урок не интересен, не было никакой полезной информации.