kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Природная зональность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с природными зонами, их чередованием. Учит бережному отношению к природе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Природная зональность"»

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Природная зональность.

Цели урока1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

  1. Познакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности.

2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру.

  1. Учить бережному отношению к природе.

Минимум: ребята должны узнать о чередовании природных зон России. Понятие: природная зона.

Минимакс: к концу урока ученики могут узнавать природные зоны по их характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон. Понятие: закон природной зональности.

Максимум: уметь объяснять явление чередования природных зон измерением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли.


Оборудование: карта “Природные зоны”, рисунки с изображением природных зон, учебник”Окружающий мир”. Часть 2/ Авт. А.А. Вахрушев и др.- М.: Баласс, 2012., карточки, лист самооценки.


Ход урока.

I.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Меня зовут Зульфия Зуфаровна, и я очень рада ,что сегодняшний урок провожу именно с вами. И я надеюсь , что вы будете самыми активными и послушными.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

В добрый путь знаний!

Уч-ль:. Для того, чтобы определить тему урока , нам нужно будет вспомнить некоторые вопросы прошлого урока . Внимание на доску.

. 1.Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний

1. Приём «Ключевые слова» (3мин) ( на доске слова)

На доске:

ЕДОКИ

ЭКОСИСТЕМА ТЕПЛОВЫЕ ПОЯСА

МУСОРЩИКИ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

КОРМИЛЬЦЫ

1.) Уч-ль: Что такое экосистема?

Уч-к: Экосистема – это такое «содружество» живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.

2)Уч-ль: Какие организмы называют «кормильцы», «едоки», «мусорщики»

Уч-к: Организмы в экосистеме выполняют три роли: одни из них – «кормильцы»-- растения, другие – «едоки»- животные, третьи – «мусорщики»- грибы, бактерии .


3) Тепловой пояс?. Какие бывают? (Слайд1)

Тепловые пояса – это территории на поверхности суши Земли, которые отличаются определенной степенью освещенности и температурой воздуха и земли. Выделяют жаркий, 2 умеренный и

2 холодный пояса.

5)А как вы думаете , будет ли меняться природа разных тепловых поясов Земли ? Почему ? (зависимость от климата)

Какая природа в тепловых поясах? Вам хотелось бы знать больше?

Тогда , какую тему сегодня мы с вами пройдем? (Природная зональность)

III. Формулирование темы, целей урока.

. Итак, мы подошли к тому моменту, когда можем определить тему урока.

-Какова тема урока? На какой вопрос мы сегодня на уроке постараемся ответить?

ПРИРОДНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ. (СЛАЙД 2)

- Какие цели, задачи поставим?

-Познакомиться с понятием «природная зональность», узнать какие они бывают?

-Какое однокоренное слово можно подобрать к слову «зональность»?

-Что такое зона?

-Послушайте сочетания слов игровая зона, спортивная зона (территория с определенным назначением)

-А природная зона? Что это такое, как вы думаете?

ПРИРОДНАЯ ЗОНА- обширные области Земли со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром.(СЛайД 3)

IV. Открытие нового знания.

Учитель: Итак, чтобы познакомиться с природными зонами , мы с вами отправимся в путешествие.

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит совершить увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины. Мы узнаем много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны,  попробуем выяснить, меняются ли природные условия обитания в каждом поясе.

Наша страна замечательна. Вот, послушайте,


Широка, страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны незнаю….


Учитель. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что должен иметь при себе путешественник, отправляясь в поход?

Учащиеся.  Компас, карту, воду, палатку, фонарик и т.д.


Учитель. В любом путешествии так же  необходимы  знания о природе.

( Поэтому весь багаж знаний берем с собой и в добрый путь!) А путешествие мы с вами совершим с героями нашей книги – Леной и Мишей.

Для начала мы узнаем – В какой зоне живут наши герои.?

А подсказку мы возьмем, прочитав в учебнике на с. 10 ( первые 3 предложения).(ЧИТАЕТ УЧЕНИК)

ЛЕСНАЯ ПРИРОДНАЯ ЗОНА. (слайд 4).

Расположена в умеренном поясе , поэтому здесь ярко выражены все 4 времени года. Эта природная зона самая большая.. Разнообразен растительный и животный мир этих мест. Здесь можно встретить пихту, березу, ольху, сосну, малину, рябину и др.

Чтобы познакомиться с животными этой зоны, отгадаем загадки.

. Меньше тигра, но немножко

    Больше крупной рыжей кошки.

    На суку она обычно,

    Притаившись, ждет добычу.

    Не робей, но берегись  

    В том лесу, где бродит … (рысь – лесная зона) (слайд 9)

Живут здесь лоси, медведи, волки, лисы, зайцы, рыси, глухари, полевки, бурундуки.

Компас указывает направление на юг. А отправляемся мы с вами вместе с Леной, которая живёт в Москве, к её двоюродной сестре в город Ставрополь.

(показ на карте)

- В каком тепловом поясе расположены эти города? (в умеренном)

(Слайд 5) (ПОЕЗД)

-Как вы думаете, куда зовет гудок? Итак, поезд приближается , нам пора в дорогу! Мы будем ехать и наблюдать за изменениями в природе.

Вот что увидела Лена за окном поезда по ходу движения.

- через 2 часа пути из Москвы; (много лесов - зона лесов)(Слайд6)

- через 8 часов; (Слайд7)

- подъезжая к Ставрополю (Слайд8)

- Что вы заметили? Почему природа изменяется: ведь и Москва и Ставрополь расположены в умеренном тепловом поясе?

Вывод (делают обучающиеся): Есть в одном и том же тепловом поясе такие участки, на которых природа отличается.(леса – степи)

ГДЕ побывала Лена? ( В степной зоне) (Слайд 9)

СТЕПНАЯ ЗОНА. ПО площади это небольшая зона. Все растения травянистые . растут на плодородной почве и приспосабливаются к ней по разному. В этой зоне живет множество насекомых, много разных птиц , которые устраивают гнезда прямо на земле. Животные некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников.

Познакомимся с животными этой зоны, Загадка .

. Бегает среди камней,

    Не угонишься за ней.

    Ухватил за хвост, но ах!

    Удрала, а хвост в руках. (ящерица - степь). 

А Теперь мы с вами отправимся в Мурманск вместе с Мишей. (Едим на север России (СЛАЙД 10)

. (показ на карте) (2-3 мин Посмотрите и вы их. ()((СЛАЙД 11)

- Что вы заметили? Почему природа меняется? (лес – тундра)

Становится холодно, стекла поезда стали замерзать.

Вывод (обучающиеся): климат изменяется по степени удалённости от экватора, поэтому изменяется природа.


В какой природной зоне побывал Миша?

( В более теплом или холодном) .

В ТУНДРОВОЙ ЗОНЕ, (Слайд 12)

Эта территория расположена на краю материка. Здесь нет лесов, за то огромное количество болот . Все растения низкорослые из-за сильных ветров. Лето очень короткое, но за это время успевают созревать различные ягоды. Здесь снег лежит большую часть года.

А теперь познакомимся с животными этой зоны. Для вас загадка.

. Мха копытами касаясь,

    Ходит северный красавец.

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко. ( олень – тундра). 

Здесь много птиц, огромное количество комаров и мошкары.

Огромное количество оленей.

Учитель; Наши герои вернулись домой , очень устали. Ведь совершили большое путешествие . Вместе с ними устали и мы.

Поэтому предлагаю сделать Привал ( отдохнуть )


ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 13)


Учитель; Я предлагаю продолжить наше путешествие по природным зонам России, но уже без наших героев.

Садимся в наш (вертолет) (Слайд 14)

МЫ с вами пролетаем над следующей зоной. Это зона островов, лежащих около Северного полюса. Здесь долгая холодная зима и холодное лето, п,э. растительность скудная мхи и лишайники. БЕЛЫМИ ПУСТЫНЯМИ называют огромное пространство Севера , глее только льды и снега. Но попадается зеленая льдина . Это мельчайшие растения , которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. Несколько месяцев не заходит солнце- продолжается полярный день..Зимой наступает долгая полярная ночь. К этим условиям приспосабливаются обитатели Севера.

ЭТО ЗОНА АРКТИКИ. (Слайд 15))


Кто обитатели , Загадка.

Белокрылые хозяйки

    Над волной летают … (чайки – арктика) 


Обитатели: хозяин Арктики- белый медведь, морж,тюлень, рачки, чайка .


Учитель: Пристегнули ремни. Полетели дальше.


Становится теплее в нашем вертолете. Эта зона расположена на юго-западе страны , на берегах Каспийского моря. Лето здесь жаркое, длится 5 месяцев, а зима короткая, но довольно суровая. Поверхность зоны равнинная с валами из песка. Это песочные валы- барханы., постоянно нагреваются.

Самые распространенные растения : верблюжья колючка, саксаул, , животные некрупные. В этой зоне обитают песчаный удавчик, ящерицы, сайгаки, скорпионы.

ЭТО ЗОНА -ПУСТЫНЯ. (Слайд 16)

Познакомимся с животными зтой зоны : Загадка

Из куста шипуля,

    За ногу тянула. (змея – пустыня)


УЧИТЕЛЬ : А теперь посмотрим на карту «Природные зоны Земли) на с.104-105. (СЛАЙД 17)

Здесь вы увидите различные цвета. Это расположение природных зон . А как мы узнаем , где какая зона?


УЧАЩИЕСЯ: ( по условным обозначениям). Найдите: степь, и т.д.


Учитель: Что вы скажете о нашем крае.


Через территорию Башкирии проходят три природные зоны: лесная, лесостепная и степная.


УЧИТЕЛЬ: - Итак, сделаем вывод, что такое ПРИРОДНАЯ ЗОНА.? (высказывание предположений)

Климат зависит от распределения тепла и влаги на Земле. Растительность и животный мир зависит от климата. Поэтому природные зоны тоже имеют форму поясов. На земле действует ЗАКОН ПРИРОДНОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ,


Что такое ЗАКОН ПРИРОДНОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ? (Слайд 18)


В НАПРАВЛЕНИИ ОТ ПОЛЮСА К ЭКВАТОРУ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СМЕНЯЮТ ДРУГ ДРУГА В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ.


Учитель. Важно помнить, что мы – гости в лесу или на реке. Все путешественники должны также знать, как вести себя в общении с природой, чтобы не нанести ей вред. Сейчас, мы с вами вспомним эти правила поведения в природе.

Учащиеся. Нельзя оставлять после себя мусор. Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведенные места. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Нельзя разорять птичьи гнезда. Птицам можно оставить крошки хлеба.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ:


1)Работа в группах: ( По карточкам – определить природную зону)


№ 1) Эта территория расположена на краю материка. Здесь нет лесов, за то огромное количество болот . Все растения низкорослые из-за сильных ветров. Лето очень короткое, но за это время успевают созревать различные ягоды.

Здесь много птиц, огромное количество комаров и мошкары. Здесь снег лежит большую часть года.

Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелись стадо оленей.

(ЗОНА ТУНДРАЫ№1)


№2) По площади это небольшая зона. Все растения травянистые . растут на плодородной почве и приспосабливаются к ней по разному. В этой зоне живет множество насекомых, много разных птиц , которые устраивают гнезда прямо на земле. Животные некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников.

(ЗОНА СТЕПИ- №2 .)


№3) Лето здесь жаркое, длится 5 месяцев, а зима короткая, но довольно суровая. Поверхность зоны равнинная с валами из песка. Это песочные валы- барханы., постоянно нагреваются.

Самые распространенные растения : верблюжья колючка, саксаул, , животные некрупные. В этой зоне обитают песчаный удав, ящерицы, сайгаки, скорпионы.

(ЗОНА ПУСТЫНЬ -№3)


№4)Эта природная зона самая большая.. Разнообразен растительный и животный мир этих мест. Здесь можно встретить пихту, березу, ольху, сосну, малину, рябину и др. ( очень много деревьев)

Живут здесь лоси, медведи, волки, лисы, зайцы, рыси, глухари, полевки, бурундуки.(ЗОНА ЛЕСОВ -№4)

№5) Это зона островов, лежащих около Северного полюса. Здесь долгая холодная зима и холодное лето, п,э. растительность скудная мхи и лишайники.. Несколько месяцев не заходит солнце- продолжается полярный день.Зимой наступает долгая полярная ночь.

Обитатели: хозяин Арктики- белый медведь, морж,тюлень, рачки, чайка .

(ЗОНА АРКТИКИ- №5) (1 мин)



А теперь проверим (СЛАЙД 19)\





Работа в группах

1 – ЗОНА ТУНДРЫ

2 – ЗОНА СТЕПИ

3 – ЗОНА ПУСТЫНЬ

4 – ЗОНА ЛЕСОВ

5- ЗОНА АРКТИКИ

2)Работа парами : ( в конвертах)

Аппликация: Наклеить на цветном картоне ( природная зона- представим)- обитателей данной зоны.


3) Индивидуальная ( на карточках)

Уч-ль: Прочитайте образные выражения, характеризующие разные природные зоны. Напишите, о каких природных зонах идёт речь.

Поменяться соседями и проверить.


Укажите Природные зоны.


1) Царство деревьев _____________________________________

2) Царство льда ____________________________________

3) Море (Много) трав ___________________________________________

4) Царство песочных валов- барханов ________________________

5) Много оленей_________________________________


Делаем взаимопроверку ( меняемся листочками)

Смотрим на экран (СЛАЙД 20)


Вывод: В холодном поясе России есть природная зона тундра, в умеренном поясе – лесная зона, степная зона. В направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке. Этот порядок – один и тот же на всех материках. Природные зоны имеют форму поясов.



этап рефлексии учебной деятельности на уроке (СЛАЙД 21)

-Что нового узнали? (Природный и растительный мир природных зон нашей Родины).

К каким выводам вы пришли? (Мы выяснили, что севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов. Это уже другие природные зоны.)

– Как вы понимаете, что такое природная зона? (Это территория с похожими природными условиями.)

-чему учились? (Объяснять чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли).

- С какими заданиями было интересно работать?

Возьмите лист бумаги и нарисуйте солнышко с  улыбкой. (улыбка вниз – мне было скучно, прямая улыбка – так себе, улыбка вверх – работал с удовольствием, получил новые знания, которые пригодятся мне в жизни).



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД 22)

Учебник с.10-13

(СЛАЙД 23)




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру "Природная зональность"

Автор: Хуснутдинова Зульфия Зуфаровна

Дата: 21.01.2018

Номер свидетельства: 451475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок на тему :Географическая зональность "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-na-tiemu-gieoghrafichieskaia-zonal-nost"
    ["file_id"] => string(6) "114394"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411479745"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Урок изучения нового материала. Тема: «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.  Природные комплексы нашей местности» "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-izuchieniia-novogho-matieriala-tiema-prirodnyie-komplieksy-sushi-i-okieana-prirodnaia-zonal-nost-prirodnyie-komplieksy-nashiei-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "132016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416257673"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "План урока по окружающему миру "Природные зоны России" "
    ["seo_title"] => string(59) "plan-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-prirodnyie-zony-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "118089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413036494"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Географическая зональность "
    ["seo_title"] => string(30) "gieoghrafichieskaia-zonal-nost"
    ["file_id"] => string(6) "114384"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411477239"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Природные зоны Евразии "
    ["seo_title"] => string(24) "prirodnyie-zony-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "121051"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413873500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства