Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Природная зональность"»
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Природная зональность.
Цели урока: 1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру.
Учить бережному отношению к природе.
Минимум:ребята должны узнать о чередовании природных зон России. Понятие: природная зона.
Минимакс: к концу урока ученики могут узнавать природные зоны по их характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон. Понятие: закон природной зональности.
Максимум:уметь объяснять явление чередования природных зон измерением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли.
Оборудование: карта “Природные зоны”, рисунки с изображением природных зон, учебник”Окружающий мир”. Часть 2/ Авт. А.А. Вахрушев и др.- М.: Баласс, 2012., карточки, лист самооценки.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
Меня зовут Зульфия Зуфаровна, и я очень рада ,что сегодняшний урок провожу именно с вами. И я надеюсь , что вы будете самыми активными и послушными.
Посмотрите на меня! Ваш экскурсовод сегодня я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь!
В добрый путь знаний!
Уч-ль:. Для того, чтобы определить тему урока , нам нужно будет вспомнить некоторые вопросы прошлого урока . Внимание на доску.
. 1.Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний
1. Приём «Ключевые слова» (3мин) ( на доске слова)
На доске:
ЕДОКИ
ЭКОСИСТЕМА ТЕПЛОВЫЕ ПОЯСА
МУСОРЩИКИ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
КОРМИЛЬЦЫ
1.) Уч-ль: Что такое экосистема?
Уч-к: Экосистема – это такое «содружество» живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.
2)Уч-ль: Какие организмы называют «кормильцы», «едоки», «мусорщики»
Уч-к: Организмы в экосистеме выполняют три роли: одни из них – «кормильцы»-- растения, другие – «едоки»- животные, третьи – «мусорщики»- грибы, бактерии .
3) Тепловой пояс?. Какие бывают? (Слайд1)
Тепловыепояса – это территории на поверхности суши Земли, которые отличаются определенной степенью освещенности и температурой воздуха и земли. Выделяют жаркий, 2 умеренный и
2 холодный пояса.
5)А как вы думаете , будет ли меняться природа разных тепловых поясов Земли ? Почему ? (зависимость от климата)
Какая природа в тепловых поясах? Вам хотелось бы знать больше?
Тогда , какую тему сегодня мы с вами пройдем? (Природная зональность)
III. Формулирование темы, целей урока.
. Итак, мы подошли к тому моменту, когда можем определить тему урока.
-Какова тема урока? На какой вопрос мы сегодня на уроке постараемся ответить?
ПРИРОДНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ. (СЛАЙД 2)
- Какие цели, задачи поставим?
-Познакомиться с понятием «природная зональность», узнать какие они бывают?
-Какое однокоренное слово можно подобрать к слову «зональность»?
-Что такое зона?
-Послушайте сочетания слов игровая зона, спортивная зона(территория с определенным назначением)
-А природная зона? Что это такое, как вы думаете?
ПРИРОДНАЯ ЗОНА- обширные области Земли со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром.(СЛайД 3)
IV. Открытие нового знания.
Учитель: Итак, чтобы познакомиться с природными зонами , мы с вами отправимся в путешествие.
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит совершить увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины. Мы узнаем много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны, попробуем выяснить, меняются ли природные условия обитания в каждом поясе.
Наша страна замечательна. Вот, послушайте,
Широка, страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны незнаю….
Учитель. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что должен иметь при себе путешественник, отправляясь в поход?
Учащиеся. Компас, карту, воду, палатку, фонарик и т.д.
Учитель. В любом путешествии так же необходимы знания о природе.
( Поэтому весь багаж знаний берем с собой и в добрый путь!) А путешествие мы с вами совершим с героями нашей книги – Леной и Мишей.
Для начала мы узнаем – В какой зоне живут наши герои.?
А подсказку мы возьмем, прочитав в учебнике на с. 10 ( первые 3 предложения).(ЧИТАЕТ УЧЕНИК)
ЛЕСНАЯ ПРИРОДНАЯ ЗОНА. (слайд 4).
Расположена в умеренном поясе , поэтому здесь ярко выражены все 4 времени года. Эта природная зона самая большая.. Разнообразен растительный и животный мир этих мест. Здесь можно встретить пихту, березу, ольху, сосну, малину, рябину и др.
Чтобы познакомиться с животными этой зоны, отгадаем загадки.
. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (рысь – лесная зона) (слайд 9)
Живут здесь лоси, медведи, волки, лисы, зайцы, рыси, глухари, полевки, бурундуки.
Компас указывает направление на юг. А отправляемся мы с вами вместе с Леной, которая живёт в Москве, к её двоюродной сестре в город Ставрополь.
(показ на карте)
- В каком тепловом поясе расположены эти города? (в умеренном)
(Слайд 5) (ПОЕЗД)
-Как вы думаете, куда зовет гудок? Итак, поезд приближается , нам пора в дорогу! Мы будем ехать и наблюдать за изменениями в природе.
Вот что увидела Лена за окном поезда по ходу движения.
- через 2 часа пути из Москвы; (много лесов - зона лесов)(Слайд6)
- через 8 часов; (Слайд7)
- подъезжая к Ставрополю (Слайд8)
- Что вы заметили? Почему природа изменяется: ведь и Москва и Ставрополь расположены в умеренном тепловом поясе?
Вывод (делают обучающиеся): Есть в одном и том же тепловом поясе такие участки, на которых природа отличается.(леса – степи)
ГДЕ побывала Лена? ( В степной зоне) (Слайд 9)
СТЕПНАЯ ЗОНА. ПО площади это небольшая зона. Все растения травянистые . растут на плодородной почве и приспосабливаются к ней по разному. В этой зоне живет множество насекомых, много разных птиц , которые устраивают гнезда прямо на земле. Животные некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников.
Познакомимся с животными этой зоны, Загадка .
. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках. (ящерица - степь).
А Теперь мы с вами отправимся в Мурманск вместе с Мишей. (Едим на север России (СЛАЙД 10)
. (показ на карте) (2-3 мин Посмотрите и вы их. ()((СЛАЙД 11)
- Что вы заметили? Почему природа меняется? (лес – тундра)
Становится холодно, стекла поезда стали замерзать.
Вывод (обучающиеся): климат изменяется по степени удалённости от экватора, поэтому изменяется природа.
В какой природной зоне побывал Миша?
( В более теплом или холодном) .
В ТУНДРОВОЙ ЗОНЕ, (Слайд 12)
Эта территория расположена на краю материка. Здесь нет лесов, за то огромное количество болот . Все растения низкорослые из-за сильных ветров. Лето очень короткое, но за это время успевают созревать различные ягоды. Здесь снег лежит большую часть года.
А теперь познакомимся с животными этой зоны. Для вас загадка.
. Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. ( олень – тундра).
Здесь много птиц, огромное количество комаров и мошкары.
Огромное количество оленей.
Учитель; Наши герои вернулись домой , очень устали. Ведь совершили большое путешествие . Вместе с ними устали и мы.
Поэтому предлагаю сделать Привал ( отдохнуть )
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 13)
Учитель; Я предлагаю продолжить наше путешествие по природным зонам России, но уже без наших героев.
Садимся в наш (вертолет) (Слайд 14)
МЫ с вами пролетаем над следующей зоной. Это зона островов, лежащих около Северного полюса. Здесь долгая холодная зима и холодное лето, п,э. растительность скудная мхи и лишайники. БЕЛЫМИ ПУСТЫНЯМИ называют огромное пространство Севера , глее только льды и снега. Но попадается зеленая льдина . Это мельчайшие растения , которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. Несколько месяцев не заходит солнце- продолжается полярный день..Зимой наступает долгая полярная ночь. К этим условиям приспосабливаются обитатели Севера.
ЭТО ЗОНА АРКТИКИ. (Слайд 15))
Кто обитатели , Загадка.
Белокрылые хозяйки
Над волной летают … (чайки – арктика)
Обитатели: хозяин Арктики- белый медведь, морж,тюлень, рачки, чайка .
Учитель: Пристегнули ремни. Полетели дальше.
Становится теплее в нашем вертолете. Эта зона расположена на юго-западе страны , на берегах Каспийского моря. Лето здесь жаркое, длится 5 месяцев, а зима короткая, но довольно суровая. Поверхность зоны равнинная с валами из песка. Это песочные валы- барханы., постоянно нагреваются.
Самые распространенные растения : верблюжья колючка, саксаул, , животные некрупные. В этой зоне обитают песчаный удавчик, ящерицы, сайгаки, скорпионы.
ЭТО ЗОНА -ПУСТЫНЯ. (Слайд 16)
Познакомимся с животными зтой зоны : Загадка
Из куста шипуля,
За ногу тянула. (змея – пустыня)
УЧИТЕЛЬ : А теперь посмотрим на карту «Природные зоны Земли) на с.104-105. (СЛАЙД 17)
Здесь вы увидите различные цвета. Это расположение природных зон . А как мы узнаем , где какая зона?
УЧАЩИЕСЯ: ( по условным обозначениям). Найдите: степь, и т.д.
Учитель: Что вы скажете о нашем крае.
Через территорию Башкирии проходят три природные зоны: лесная, лесостепная и степная.
УЧИТЕЛЬ: - Итак, сделаем вывод, что такое ПРИРОДНАЯ ЗОНА.? (высказывание предположений)
Климат зависит от распределения тепла и влаги на Земле. Растительность и животный мир зависит от климата. Поэтому природные зоны тоже имеют форму поясов. На земле действует ЗАКОН ПРИРОДНОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ,
Что такое ЗАКОН ПРИРОДНОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ? (Слайд 18)
В НАПРАВЛЕНИИ ОТ ПОЛЮСА К ЭКВАТОРУ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СМЕНЯЮТ ДРУГ ДРУГА В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ.
Учитель. Важно помнить, что мы – гости в лесу или на реке. Все путешественники должны также знать, как вести себя в общении с природой, чтобы не нанести ей вред. Сейчас, мы с вами вспомним эти правила поведения в природе.
Учащиеся. Нельзя оставлять после себя мусор. Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведенные места. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Нельзя разорять птичьи гнезда. Птицам можно оставить крошки хлеба.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
1)Работа в группах: ( По карточкам – определить природную зону)
№ 1) Эта территория расположена на краю материка. Здесь нет лесов, за то огромное количество болот . Все растения низкорослые из-за сильных ветров. Лето очень короткое, но за это время успевают созревать различные ягоды.
Здесь много птиц, огромное количество комаров и мошкары. Здесь снег лежит большую часть года.
Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелись стадо оленей.
(ЗОНА ТУНДРАЫ№1)
№2) По площади это небольшая зона. Все растения травянистые . растут на плодородной почве и приспосабливаются к ней по разному. В этой зоне живет множество насекомых, много разных птиц , которые устраивают гнезда прямо на земле. Животные некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников.
(ЗОНА СТЕПИ- №2 .)
№3) Лето здесь жаркое, длится 5 месяцев, а зима короткая, но довольно суровая. Поверхность зоны равнинная с валами из песка. Это песочные валы- барханы., постоянно нагреваются.
Самые распространенные растения : верблюжья колючка, саксаул, , животные некрупные. В этой зоне обитают песчаный удав, ящерицы, сайгаки, скорпионы.
(ЗОНА ПУСТЫНЬ -№3)
№4)Эта природная зона самая большая.. Разнообразен растительный и животный мир этих мест. Здесь можно встретить пихту, березу, ольху, сосну, малину, рябину и др. ( очень много деревьев)
Живут здесь лоси, медведи, волки, лисы, зайцы, рыси, глухари, полевки, бурундуки.(ЗОНА ЛЕСОВ -№4)
№5) Это зона островов, лежащих около Северного полюса. Здесь долгая холодная зима и холодное лето, п,э. растительность скудная мхи и лишайники.. Несколько месяцев не заходит солнце- продолжается полярный день.Зимой наступает долгая полярная ночь.
Обитатели: хозяин Арктики- белый медведь, морж,тюлень, рачки, чайка .
(ЗОНА АРКТИКИ- №5) (1 мин)
А теперь проверим (СЛАЙД 19)\
Работа в группах
№1 – ЗОНА ТУНДРЫ
№2 – ЗОНА СТЕПИ
№3 – ЗОНА ПУСТЫНЬ
№4 – ЗОНА ЛЕСОВ
№ 5- ЗОНА АРКТИКИ
2)Работа парами : ( в конвертах)
Аппликация: Наклеить на цветном картоне ( природная зона- представим)- обитателей данной зоны.
3) Индивидуальная ( на карточках)
Уч-ль: Прочитайте образные выражения, характеризующие разные природные зоны. Напишите, о каких природных зонах идёт речь.
Поменяться соседями и проверить.
Укажите Природные зоны.
1) Царство деревьев _____________________________________
2) Царство льда ____________________________________
3) Море (Много) трав ___________________________________________
4) Царство песочных валов- барханов ________________________
5) Много оленей_________________________________
Делаем взаимопроверку ( меняемся листочками)
Смотрим на экран (СЛАЙД 20)
Вывод: В холодном поясе России есть природная зона тундра, в умеренном поясе – лесная зона, степная зона. В направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке. Этот порядок – один и тот же на всех материках. Природные зоны имеют форму поясов.
этап рефлексии учебной деятельности на уроке (СЛАЙД 21)
-Что нового узнали? (Природный и растительный мир природных зон нашей Родины).
К каким выводам вы пришли? (Мы выяснили, что севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов. Это уже другие природные зоны.)
– Как вы понимаете, что такое природная зона? (Это территория с похожими природными условиями.)
-чему учились? (Объяснять чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли).
- С какими заданиями было интересно работать?
Возьмите лист бумаги и нарисуйте солнышко с улыбкой. (улыбка вниз – мне было скучно, прямая улыбка – так себе, улыбка вверх – работал с удовольствием, получил новые знания, которые пригодятся мне в жизни).