kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему: «Явления природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Явления природы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру во 2 классе на тему: «Явления природы»»

Класс: 2

Урок: Окружающий мир

Тема: «Явления природы»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создание условий для ознакомления с понятием «явления природы».

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить знания по теме «живая и неживая природа»;

  2. Ознакомить детей с понятием «явления природы»;

  3. Познакомить детей с сезонными явлениями природы;

  4. Познакомить детей с необычными явлениями природы.


Развивающие. Развивать: кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Воспитывающие. Способствовать воспитанию: дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; интереса к предмету; эстетических чувств.


Планируемые результаты:

Предметные. Обучающиеся:

  1. закрепят знания по теме «живая и неживая природа»;

  2. узнают понятие «явления природы»;

  3. ознакомятся с сезонными явлениями природы;

  4. ознакомятся с необычными явлениями природы.


Метапредметные. Учащийся получит возможность закрепит умения:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; осуществлять взаимный контроль.


Личностные. Развить у учащихся:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Ход урока:

Организационный момент: сядьте ровно, проверьте готовность к уроку: всё ли необходимое есть на партах, нет ли ничего лишнего.

Актуализация знаний: давайте сперва вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке, посмотрите на слайд и разгадайте ребус, кто справился – поднимите руку:

(природа)

Молодцы! Вспомните, на какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая). /Листочки с таблицами/ Приведите мне примеры живой и неживой природы, для этого посовещайтесь в группах по 3 человека и приведите по 5 примеров к каждой группе.

Чем отличается живая природа от неживой? (Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают). А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).

Можем сделать вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

Постановка проблемной ситуации: посмотрите на изображения, перечислите, что вы видите: дождь, солнце, ветер дует, туман, град, гроза, радуга… Можете ли вы назвать всё перечисленное одним словом? (Не могут)

Выход из проблемной ситуации: Чтобы определить, какое же слово общее для данных, я хочу предложить вам поработать с раздаточным материалом: вам необходимо решить анаграмму, то есть переставить буквы местами так, чтобы получилось словосочетание и тогда вы сможете узнать, какое же слово объединяет всё, что изображено у нас на слайде.

ЛНИЯВЕЯ РДИПОЫР – ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Целеполагание: Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Явления природы». Какую цель на сегодня перед собой мы поставим? Познакомиться с различными явлениями природы.

План урока:

1. Что такое «явления природы»?

2. Какие бывают явления природы.

3. Природные явления сезонов года.

Открытие знания: В природе постоянно происходят изменения: то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природными явлениями или явлениями природы.

  • Явления природы – это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

Для каждого сезона, а их у нас 4, давайте с вами вспомним их: весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Мы с вами вспомнили, что природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Явления живой природы – это те явления, которые происходят с растениями или животными: цветение, опадение листьев, перелёт птиц, смена окраски животных, зимние спячки и прочее. К явлениям неживой природы относят: грозу, радугу, дождь, туманы, ураганы и так далее. Давайте с вами разберём, какие же природные явления характерны для каждого из сезонов.

Зима

Посмотрите на изображение и подумайте, какие природные явления могут быть характерны для зимы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет. 

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

  • Снегопад - это выпадение снега.

  • Метель – это снегопад с ветром. Сильная метель может даже сбить с ног.

  • Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда.

К явлениям живой природы можно отнести смену окраски зайцев и белок, спячку медведей и ежей, прилёт таких птиц, как снегири.

Весна

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

  • Снеготаяние – поскольку от солнца приходит больше тепла, снег начинает таять.

  • Половодье – отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

  • Проталины – они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро.

  • Ледоход – весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

  • Для весны уже не характерен снегопад, но зато начинают идти дожди.

  • Гроза – в конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере.

Это все примеры явлений неживой природы. Рассмотрим несколько примеров из живой природы:

  • Цветение – первые почки на деревьях появляются в конце апреля – в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся надеть зеленые наряды.

  • Появление насекомых.

  • Прилет перелётных птиц, пение птиц.



Лето

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.


Летом бывают природные явления, такие как:

  • Дождь – летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

  • Жара – летом лучи солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

  • Радуга – возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой.


К явлениям живой природы, к примеру, относятся: Цветение – оно начинается весной и продолжается все лето.


Осень

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые. 

Для осени характерны такие явления природы:

  • Туманы – при высокой влажности воздуха, например, после дождя или сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман. 

  • Роса – это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды.

  • Ливень – это сильный, "проливной" дождь.


Живая природа:

  • Листопад – дерево начинает избавляться от листьев, чтобы выпавший снег зимой не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад.

  • Перелёт птиц на юг.

Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связаны с каким-то временем года. Это довольно необычные явления природы, которые являются достаточно редкими, а некоторые из них даже и очень опасными, как для природы, так и для человека: северное сияние, шаровая молния, мираж, цунами, землетрясение, торнадо, извержение вулкана.

Закрепление:

Сейчас мы с вами выполним игровое задание на ваших планшетах. Откройте его и выполните в парах.

Learning: вам необходимо распределить природные явления на две группы: те, которые происходят в живой природе и те, которые происходят в неживой природе.

Явления в живой природе: распускание листьев на деревьях, цветение, опадение листвы, рождение детёнышей у животных, смена окраса у зайца, зимняя спячка у медведя, перелёт птиц.

Явления в неживой природе: гроза, дождь, туман, снегопад, ледостав, ледоход, смерч, волна, землетрясение, извержение вулкана, падение метеорита.

И вы выполните небольшой тест по нашей сегодняшней теме. Подпишите листочки сверху и приступайте к тесту, у вас есть пара минут:

  1. Явления природы – это …

  1. изменения в жизни человека и животных

  2. это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека +

  3. изменения, связанные с перепадом температуры

  1. Отметь явление неживой природы

  1. Вода на морозе замерзает и превращается в лёд +

  2. Растения растут, тянутся к свету

  3. Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые края

  1. Отметь явления живой природы

  1. Осенью листья на деревьях пожелтели и опали +

  2. Утром взошло солнце

  3. Зимой река покрылась людом

  4. Весной перелётные птицы прилетели из тёплых стран +

  1. Найди правильный порядок времён года

  1. Осень, зима, лето, весна

  2. Зима, весна, лето, осень +

  3. Весна, зима, лето, осень

  1. Отметь природные явления, происходящие зимой:

  1. Снегопад +

  2. Листопад

  3. Метель +

  4. Цветение

Поменяйтесь с соседом своими тестами, посмотрите на доску и выполните взаимопроверку. Поставьте рядом с вопросов плюс, если ответ правильный, если неправильный – минус. На слайде также написаны критерии, по которым вы можете поставить отметку, поставьте её, пожалуйста, рядом с фамилией, вверху листа. Сдайте тесты мне, спасибо.

Подведение итогов

– О чём мы сегодня говорили на уроке? (О явлениях природы)
– С чем связаны явления природы? (С сезонными изменениями)

– На какие группы можно разделить явления природы? (явления живой природы, явления неживой природы)
– Приведите примеры осенних изменений? (Дождь, дни короче, птицы улетают)



Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке, отметив себя на лестнице успеха:

  1. Тема была для меня сложной, я совсем запуталась и многое не поняла.

  2. Тема была понятна, но остались вопросы.

  3. На уроке всё было понятно, никаких вопросов по теме не осталось.

Оценка детей от педагога: не было ошибок — 5.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру во 2 классе на тему: «Явления природы»

Автор: Книжникова Юлия Геннадиевна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока окружающего мира по теме "Полна природа удивленья" (1 класс, УМК Планета знаний)"
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomirapotiemiepolnaprirodaudivlienia1klassumkplanietaznanii"
    ["file_id"] => string(6) "282977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453746452"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок окружающего мира по теме: "Явления природы""
    ["seo_title"] => string(52) "urok_okruzhaiushchego_mira_po_teme_iavleniia_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "574833"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1614979219"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Явления природы"
    ["seo_title"] => string(19) "iavleniia_prirody_4"
    ["file_id"] => string(6) "587172"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1632238414"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Технологическая карта урока Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(53) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "446297"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514123648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Презентация к уроку окружающий мир на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер?" "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchii-mir-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417807829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства