2.Актуализация знаний и мотивация Словесный- беседа В синем небе для просушки Кто-то вывесил подушки. В недрах пыльных сундука Знать хранились…(облака) | 5 мин. | - Прежде чем узнать тему урока, я буду вам загадать загадки, а отгадки вы мне будете показывать картинками. Затем вклеивать в таблицу по номеру загадки. (Составление мнемотаблицы «Весна»). 1) Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все…(солнце) 2) Бел, как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (снег) 3) Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода. Не обуешь валенки, На снегу… (проталинки) 4) Серебристая Морковка Прицепилась к крыше ловко. Уцепилась за карниз И растёт весною вниз (сосулька) 5) Снежок растаял и с полей Бежит проворливый … (ручей) 6) На ветках - Плотные комочки. В них дремлют Клейкие листочки. (почки) 7) Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (подснежник) 8) Осенью летели к югу, Чтоб не встретить злую вьюгу. А весной снежок растаял, И вернулись наши стаи (перелётные птицы) -Проверьте правильность выполнения. Сравним вашу работу. На слайде дан верный ответ. Оцените правильность выполнения сигнальными карточками. -Таблицы оставьте на своем столе. | |
3.Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 3 мин. | - Что объединяет все эти карточки? -Как вы думаете, какова же тема урока? -Сегодня мы будем говорить об очень красивом времени года- весна. Прочитайте тему урока на с. 52 нашего учебника. ( Весна) -Скажите , а как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе? - Итак, ребята, перед нами проблема. Мы не знаем как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе. Ответить на вопрос, как меняется природа с приходом весны, будем знакомиться с весенними признаками. И это нам предстоит выяснить. -Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? - Я хочу поставить перед вами еще одну задачу: Быстро и точно находить информацию в учебнике. Как вы думаете, для чего оно нам необходимо? | Они относятся к весне. Весна. Отвечают на вопросы (Узнаем о весенних изменениях в природе в живой и неживой природе. И о их взаимосвязи.) (в учебнике даются ответы на вопросы) |
4. Открытие нового знания Наглядный: плакат Словесный: беседа, фронтальный опрос | 5 мин. | - Ребята, давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся нам на уроке. - Что такое природа? -Какая бывает природа? - Что относится к живой природе? - А что относится к неживой природе? -По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? - Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру Игра: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете вниз. Цветок, камни, береза, сосульки, глина, кузнечик, грибы, воздух, птицы, вода, люди. | |
Работа по группам | 10 мин. | - По каким признакам мы узнаем , что наступила весна? -У каждой группы лежат карточки. Работая по учебнику с. 52-55 мы будем отвечать на вопросы. - Возьмите карточки и зачеркните те явления, которые не относятся к весне. (Дети работают на карточках. Далее совместная проверка). 1 группа Карточка: Стало холоднее. Солнце поднимается на небосклоне. Ярко- голубое небо.Образовались проталины. Река замерзает. Лед на реке тает. Оттаивает и отогревается почва. День становится длиннее. Становится теплее. -Молодцы! Итак, какие же изменения происходят весной в неживой природе? Как они связаны между собой? -А теперь пришло время поговорить о изменениях, которые происходят в живой природе с приходом весны. Изменения в жизни растений. 2 группа - Что происходит с кустарниками , деревьями, травянистыми растениями? (ответы детей). Опадают листья, начинается сокодвижение, набухают почки, увядают растения, первой зацветает ольха, много цветущих травянистых растений, появляется молодая травка, этим растениям не требуется много тепла. -На стр. 53 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их. Какое значение для раннецветущих травянистых растений имеют из подземные утолщенные части? (В них накапливаются питательные вещества, необходимые растениям для быстрого роста и развития весной.) -Многие из вас собирают букеты весенних цветов. Хорошо ли это? 3 группа. - Какие изменения у насекомых? -прячутся в щели, вылезают из своих укромных мест, начинают летать, жужжат пчелы, -откладывают яйца. На стр. 54 учебника мы узнали кто вылетает в начале апреля. Назовите. ( Бабочка- крапивница, а затем лимонница) 4 группа. весенние изменения у птиц: - возвращаются перелетные птицы - начинают строить гнезда - птицы улетают на юг - птицы начинают петь, строят гнезда, - откладывают яйца, выводят птенцов А какие перелетные птицы прилетают первыми? На стр. 54 учебника - Ребята, каким должно быть главное условие весны, чтобы вернулись птицы? ( тепло, появление насекомых) 5 группа. Какие изменения в жизни зверей. - впадают в спячку, меняют зимние шубы на летние, выходят из спячки, появляются детеныши. - Ребята, почему у большинства животных детеныши появляются весной? (с приходом тепла пробуждается вся растительность и создаются благоприятные условия для выращивания молодняка – это обилие пищи и теплые условия для жизни) | (на доску учитель вывешивает солнышко). (на доску учитель вывешивает небо). Солнце выше поднимается над линией горизонта, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, почва пропитывается влагой). учитель вывешивает на доску изображения первоцветов, учащиеся должны их назвать В них накапливаются питательные вещества, необходимые растениям для быстрого роста и развития весной.. учитель вывешивает на доску изображения бабочки. ( Бабочка- крапивница, а затем лимонница) учитель вывешивает на доску изображения грача. Грачи, скворцы, жаворонки, гуси и утки, кукушки, ласточки, стрижи. учитель вывешивает на доску изображение зайца. |
VIII. Рефлексия деятельности Аналитический: анализ | 3 мин. | Показать с помощью сигнальных карточек своё настроение. (зелёный цвет – настроение хорошее, урок понравился, красный цвет – было скучно, неинтересно. Вы сегодня все молодцы, работали старательно и закончим наш урок стихотворением. Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело, И в полях бежит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна! | |