I.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
- Здравствуйте! Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.
II.Проверка домашнего задания
Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.
Объясните слова астронома: «Звездное небо - великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»
Показ слайда «Галактика Млечный Путь».
Возможные ответы учащихся: «Когда смотришь на звездное небо в ясную ночь, это так красиво!» «Звезды похожи на драгоценные камни». «На небе можно найти созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы и Полярную звезду». «Я думаю, сокровища космоса - это все небесные тела». «А мне представляется, как далеко в космосе находятся звезды, какие они разные по размеру и цвету, и хочется больше узнать о них»... и т.д.
- А как наблюдать звездное небо? Чтение памяток, составленных детьми.
И ндивидуальная работа «Как называются эти созвездия и звезды?»
Ответы: 1 - Большой Пес, Сириус; 2 - Малая Медведица, Полярная звезда; 3 - Волопас, Арктур; 4 - Большая Медведица.
- Мы с вами - жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом - планета Земля.
Показ фотографии «Земля с борта космического корабля».
- Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Запись на доске: «Мир глазами географа».
Запишите тему в своих тетрадях. Нам предстоит выяснить, что такое география. Ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить. (Я думаю, география - это наука о Земле?)
Прочитайте, что об этом говорится на стр. 22 нашего учебника. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)
Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» -так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов?
Работа со словарем:
География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.
Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.)
Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаменимый помощник - учебник (стр. 22, 23). Что же нам может объяснить современная география? (География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.)
Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? (Это глобус и географическая карта.)
На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.
Вопросник лежит на каждом столе:
Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)
Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый - лед.)
Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)
Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный)
Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)
Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» -экватор.)
Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)
Работа ведется в парах.
- Ваши ответы должны быть четкими, говорим только о главном.
Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетради выполнить рисунок:
Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? (Линиирасположены параллельно.)
Как их можно назвать? (Параллели.)
- Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько
океанов на земном шаре? Назовите. (Четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)
- Что вы можете сказать о материках? (Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка,
Южная Америка.)
Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на стр. 24 вашего учебника.
Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)
Когда это было? И как он назвал свое творение? (Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».)
Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.)
По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте
отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.)
Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)
Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.)
А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта - это изображение Земли на бумаге.)
Точнее можно сказать так:
Географическая карта - это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
Запишем данное определение в тетрадь. Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)
А вчем их различие? (Глобус - это целый шар, а на карте две половинки.)
Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)
Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте. Дома сравните масштабы карт полушарий в учебнике (стр. 26, 27) и в атласе. Напишите сочинение на тему «Какой я представляю Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
IV. Физкультминутка «Музыкально-танцевальная пауза»
Звучит музыка из художественного фильма «Кавказская пленница»: «Где-то на белом свете...».
V. Закрепление
Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):
- Соберите полушарие. Назовите географические объекты. Детям выдается восточное полушарие, разрезанное по экватору и по меридианам.
- Восстановите рассказ:
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.
Далее выполняется задание «Подумай» на стр. 28.
VI. Итоги урока
Подведение итогов работы. Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр. 22-29.
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задания 1, 2.
Литература:
Мир вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач.шк./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение.
Браун Л. А. История географических карт. — М., Центрополиграф, 2006