kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру

Тема: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

Класс: 4

Цели: формирование общего представления о географии как науке.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;
  2. Сформировать представление о глобусе и географической карте;
  3. Закрепить умение работать с картой и глобусом;
  4. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  5. Воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мир глазами географа. Глобус и географическая карта»

Конспект урока по окружающему миру

Тема: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.


Класс: 4

Цели: формирование общего представления о географии как науке.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;

  2. Сформировать представление о глобусе и географической карте;

  3. Закрепить умение работать с картой и глобусом;

  4. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

  5. Воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.


Оборудование: глобус; физическая карта; карта полушарий; презентация; атласы.

Ход урока:


I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!


- Я рада вновь встрече с вами, мои юные друзья! Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.


II. Проверка домашнего задания

1. Актуализация знаний.

- Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.

- Объясните слова астронома: «Звездное небо - великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»

Возможные ответы учащихся: «Когда смотришь на звездное небо в ясную ночь, это так красиво!» «Звезды похожи на драгоценные камни». «На небе можно найти созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы и Полярную звезду». «Я думаю, сокровища космоса - это все небесные тела». «А мне представляется, как далеко в космосе находятся звезды, какие они разные по размеру и цвету, и хочется больше узнать о них»... и т.д.


2. Индивидуальная работа по карточкам.



Как называются эти созвездия и звезды?

(Ответы: 1 - Большой Пес, Сириус; 2 - Малая Медведица, Полярная звезда;

3 - Волопас, Арктур; 4 - Большая Медведица.)


3. Выполнение теста «Звездное небо»

- Выбери верное утверждение:


1. Галактика, в которой мы живем, называется ...

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.


2. Звезда - это ...

а) раскаленный газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.


3. Созвездия - это ...

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.


4. Звезда Сириус находится в созвездии ...

а) Скорпион; б) Большая Медведица;

в) Большой Пес; г) Телец.


5. Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге; б) севере;

в) западе; г) востоке.


6. Самые яркие звезды имеют... цвет:

а) красный; б) желтый;

в) голубой; г) белый.

(Ответы: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).)


III. Работа по теме

1. Работа над новой темой. Беседа.


На доске - фотография «Галактика Млечный Путь».

- Мы с вами - жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом - планета Земля.

- Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Запись на доске: «Мир глазами географа».

- Нам предстоит выяснить, что такое

география, ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить его.

(Я думаю, география - это наука о Земле.)


2. Работа по учебнику.

- Прочитайте, что об этом говорится на с. 22 нашего учебника. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «гео­графия» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)

- Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» СИ. Ожегов?


Работа со словарем:

География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

- Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.)

- Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаменимый помощник - учебник (с. 22, 23).

- Что же нам может объяснить современная география? (География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других — жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.)

- Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? (Это глобус и географическая карта.)

- На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.

Вопросник лежит на каждом столе:

1) Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)

2) Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед.)

3) Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)

4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.)

5) Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)

6) Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» - экватор».)

7) Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)


Работа ведется в парах.

- Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетради выполнить такой рисунок:








- Каждая линия на глобусе имеет, свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии?

- Как они расположены друг относительно друга? (Линии расположены параллельно.)

- Как их можно назвать? (Параллели.)

- Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите. (Четыре океана: Тихий, Атлантический, ,Индийский и Северный Ледовитый.)

- Что вы можете сказать о материках? (Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.)

- Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24вашего учебника.

Работа по тексту учебника.

- Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)

- Когда это было? И как учений назвал свое творение? ( Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».)

- Чем глобус Бехайма отличается от современного глобуса? (На нём не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.)

- По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.)

- Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

- Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.)

- А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта - это изображение Земли на бумаге.)

- Точнее можно сказать так:

Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

- Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)

- А в чем их различие? (Глобус - это целый шар, а на карте две половинки.)

- Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)

- Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.


IV. Физкультминутка

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись.


V. Закрепление







Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):

- Восстановите рассказ:

Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены - ..., белым - .... Каждая карта имеет свой...... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

Далее выполняется задание «Подумай» на с. 28.


VI. Итог урока

- Что изучает наука география?

- Что такое глобус?

- Что такое географическая карта?

- Назовите сходства и отличия глобуса и географической карты?

Выставление оценок.


VII. Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 22-29). Выполнить задания №1,2 (с. 29).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

Автор: Пушкова Маргарита Владимировна

Дата: 04.09.2017

Номер свидетельства: 427231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока окружающего мира по теме:"Мир глазами географа""
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_mir_glazami_geografa"
    ["file_id"] => string(6) "508125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555960904"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок по окружающему миру в 4 классе "Мир глазами географа""
    ["seo_title"] => string(61) "urok_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_mir_glazami_geografa"
    ["file_id"] => string(6) "590609"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636210043"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация по теме:"Мир глазами географа" Окружающий мир.4 класс. "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-po-tiemie-mir-ghlazami-ghieoghrafa-okruzhaiushchii-mir-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223808"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438160545"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Мир глазами географа"
    ["seo_title"] => string(24) "mir_ghlazami_ghieoghrafa"
    ["file_id"] => string(6) "379697"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484496959"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по окружающему миру на тему:  «Изображение Земли. Географическая карта» "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-izobrazhieniie-ziemli-gieoghrafichieskaia-karta"
    ["file_id"] => string(6) "239734"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444843719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства