I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
- Я рада вновь встрече с вами, мои юные друзья! Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.
II. Проверка домашнего задания
1. Актуализация знаний.
- Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.
- Объясните слова астронома: «Звездное небо - великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»
Возможные ответы учащихся: «Когда смотришь на звездное небо в ясную ночь, это так красиво!» «Звезды похожи на драгоценные камни». «На небе можно найти созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы и Полярную звезду». «Я думаю, сокровища космоса - это все небесные тела». «А мне представляется, как далеко в космосе находятся звезды, какие они разные по размеру и цвету, и хочется больше узнать о них»... и т.д.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Как называются эти созвездия и звезды?
(Ответы: 1 - Большой Пес, Сириус; 2 - Малая Медведица, Полярная звезда;
3 - Волопас, Арктур; 4 - Большая Медведица.)
3. Выполнение теста «Звездное небо»
- Выбери верное утверждение:
1. Галактика, в которой мы живем, называется ...
а) Туманность Андромеды;
б) Большое Магелланово облако;
в) Млечный путь.
2. Звезда - это ...
а) раскаленный газовый шар;
б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
3. Созвездия - это ...
а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
4. Звезда Сириус находится в созвездии ...
а) Скорпион; б) Большая Медведица;
в) Большой Пес; г) Телец.
5. Полярная звезда всегда находится на ...
а) юге; б) севере;
в) западе; г) востоке.
6. Самые яркие звезды имеют... цвет:
а) красный; б) желтый;
в) голубой; г) белый.
(Ответы: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).)
III. Работа по теме
1. Работа над новой темой. Беседа.
На доске - фотография «Галактика Млечный Путь».
- Мы с вами - жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом - планета Земля.
- Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Запись на доске: «Мир глазами географа».
- Нам предстоит выяснить, что такое
география, ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить его.
(Я думаю, география - это наука о Земле.)
2. Работа по учебнику.
- Прочитайте, что об этом говорится на с. 22 нашего учебника. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)
- Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» СИ. Ожегов?
Работа со словарем:
География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.
- Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.)
- Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаменимый помощник - учебник (с. 22, 23).
- Что же нам может объяснить современная география? (География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других — жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.)
- Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? (Это глобус и географическая карта.)
-На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.
Вопросник лежит на каждом столе:
1) Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)
2) Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед.)
3) Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)
4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.)
5) Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)
6) Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» - экватор».)
7) Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)
Работа ведется в парах.
- Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетради выполнить такой рисунок:
- Каждая линия на глобусе имеет, свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии?
- Как они расположены друг относительно друга? (Линии расположены параллельно.)
- Как их можно назвать? (Параллели.)
- Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите. (Четыре океана: Тихий, Атлантический, ,Индийский и Северный Ледовитый.)
- Что вы можете сказать о материках? (Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.)
-Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24вашего учебника.
Работа по тексту учебника.
- Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)
- Когда это было? И как учений назвал свое творение? ( Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».)
-Чем глобус Бехайма отличается от современного глобуса? (На нём не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.)
- По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.)
- Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)
- Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.)
- А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта - это изображение Земли на бумаге.)
- Точнее можно сказать так:
Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.
- Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)
- А в чем их различие? (Глобус - это целый шар, а на карте две половинки.)
- Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)
- Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.
IV. Физкультминутка
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись.
V. Закрепление
Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):
- Восстановите рассказ:
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены - ..., белым - .... Каждая карта имеет свой...... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.
Далее выполняется задание «Подумай» на с. 28.
VI. Итог урока
- Что изучает наука география?
- Что такое глобус?
- Что такое географическая карта?
- Назовите сходства и отличия глобуса и географической карты?
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 22-29). Выполнить задания №1,2 (с. 29).