Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 1 классе "Где живут слоны?"»
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пересвета
Урок
по окружающему миру в 1 «А» классе
Тема: «Где живут слоны?»
Учитель начальных классов:
Вандышева Галина Владимировна
07.02. 2020 г.
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Где живут слоны?»
1 класс
Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.
Цели:
Образовательные:
Формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на карте, называть отличительные признаки растительности и животных.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: учебники,тетради, глобус, ноутбук, проектор, интерактивная доска, фото(саванна, тропический лес), индивидуальные карточки, фильм про слонов, картинка слона (соединить по числам), карточки с животными.
Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая
Ход урока:
1 .Организация класса.
Психологический настрой.
Мы смелые, мы умные,
Мы внимательные, мы старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, расскажите, где мы путешествовали на прошлом уроке?
-Покажите их на глобусе ( Арктика и Антарктида) - Какая погода в этих районах? - Обитают ли там животные? - Давайте их вспомним..
Работа по карточкам:
- Соедините на карточке изображение животного и его название.
1) Пингвин.
Скажи ты мне какой чудак И днем и ночью носит фрак.
2) Медведь.
Мой белый брат во льдах живет И любит есть морскую рыбку.
3) Морж.
Они на холоде лежат, Но от стужи не дрожат Пусть ветер и вода свежи, Но на пляж идут ....
4) Тюлень.
Может плавать целый день В ледяной воде ....
- Молодцы. (ВЗАИМОПРОВЕРКА)
-Как животные приспособились к жизни в суровых условиях? (жир, мех, оперенье)
-Однажды в газете появилась заметка о том, что учёные, которые работали в этих холодных районах Земли, увидели, как белый медведь охотился на пингвинов. Прокомментируйте эту историю. Могло ли это произойти??
3. Изучение нового материала.
1) Постановка учебной задачи.
-Не будем задерживаться в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением). (Холодный – жаркий)
- Какой можем сделать вывод?
-Куда мы сегодня попадем? (Попадаем в Жаркие страны).
- Правильно.
2) Практическая работа:
- Отправляемся в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.
- Вспоминаем, что такое глобус? ( Модель Земли)
- Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины.
- Как называется эта линия? (Экватор)
– Что такое экватор?
(Экватор – это воображаемая линия, которая проходит через центр земли и делит земной шар на две половинки: Северное и Южное полушария. )
Физкультминутка
Топай, мишка, (топают ногами)
Хлопай, мишка. (хлопают в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседают)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
3)Работа по теме урока
-По обе стороны от экватора находятся очень жаркие районы, где много солнечного света и тепла. Туда мы отправимся.
-Кто знает, почему в этих районах очень жарко? (дети высказывают свои предположения)
(Учитель прикрепляет карточку с понятием “саванна” и демонстрирует на интерактивной доске фото с её изображением.)
-Саванны есть в Южной Америке, в Австралии, но больше всего их в Африке.(учитель показывает на глобусе )
- Погода в саванне очень жаркая, а дожди идут очень редко, поэтому земля в саванне сухая и твёрдая.
– Легко ли растениям расти на такой земле?
Рассказ ученика
Деревьям расти здесь очень трудно, их мало, они невысокие, растут по одному или маленькими группами. Саванна – это царство трав, но таких, у которых узкие жесткие стебли и листья. Почему? (Чтобы жаркое солнце меньше испаряло с них драгоценной влаги.) Кажется, что растения совсем сухие. Однако корни их, укрытые в земле, у многих растений толстые, живые. Они копят и хранят драгоценную воду от редких дождей.
– Обитают ли в саванне животные?
Работа с учебником
Учебник с.12 (дети называют животных)
-Закройте глаза и послушайте звуки , которые можно услышать в саванне. (дети слушают звуки саванны)
-Итак, мы побывали в саванне. А теперь отправляемся в тропический лес. (Учитель прикрепляет карточку с понятием “тропический лес” и демонстрирует на интерактивной доске фото с его изображением.)
-Тропические леса есть в Бразилии, Мексике, Индии, в районах, расположенных около экватора. (Показ этих районов на глобусе.)
Рассказ ученика
В тропическом лесу всегда жарко. Но при этом дожди идут круглый год. Нигде на Земле не выпадает так много дождей, как в тропическом лесу. Большое количество солнечного тепла и дождевой влаги приводит к тому, что многие деревья достигают огромной высоты – 50–60 метров. Это высота 15–20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё ниже. А в самом низу на земле – кусты, травы. Лианы обвивают стволы деревьев. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тропический лес очень густой. Пройти через чащу без топора вряд ли получится.
-А какие животные обитают в тропических лесах?
Учебник с.13 (дети называют животных)
-Закройте глаза и послушайте звуки , которые можно услышать в тропических лесах. (дети слушают звуки тропического леса)
Игра «Кто, где живет» ( по вариантам)
- Выберите фигурки животных, которые обитают в саванне (1 вариант) и в тропических лесах (2 вариант).
-Какое животное встретилось и в саванне, и в тропическом лесу? (СЛОН)
4. Физкультминутка.
Дети представляют себя слониками, “обмахиваются” ушами, “трубят” хоботом.
По саванне ходит слон: Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает Будто в гости приглашает.
5.ПРОСМОТР ФИЛЬМА (5 минут)
-Но слоны эти отличаются. Сейчас вы посмотрите внимательно фильм и попробуете сравнить африканского и индийского слона.
Вот какие замечательные животные- слоны! Чем же они отличаются?
(дети определяют отличия)
6.Закрепление изученного материала.
1.)Работа в тетрадях
-А теперь попробуем закрепить наши знания , выполнив задание в тетрадях. Рассмотрите изображения слонов на с. 12 рабочей тетради. Определите, где какой слон. По каким признакам определили?(работа в парах)
-Ребята .а можно ли увидеть слонов в наших лесах? Почему? А где у нас их можно увидеть?
2.)- А сейчас мы тоже нарисуем слона
Рисование слона по цифрам
7. Рефлексия учебной деятельности
-В каких районах Земли мы побывали? Что общего в этих районах? Каковы их отличия?
- Какое настроение у вас после урока? (ответы детей)
-А каким цветом можно передать ваше настроение? (ответы детей)