Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Насекомые"»
Предмет: Окружающий мир
Учитель: Сакиянова К. В.
Класс: 3 «Б»
Тема: Насекомые
Цели урока: сформировать представление о насекомых, как неотъемлемой части природы; обобщить, систематизировать и расширить знания детей об их многообразии, строении, среде их обитания
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел звонок весёлый
Всех зовёт он на урок.
Ну - ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Деление детей на группы методом «Мозаика».
1 группа – «Бабочки»
2 группа – «Стрекозы»
Загадывание загадок:
1. Возле ёлок из иголок В лесу у пня суетня, беготня: Летним днём построен дом, Народ рабочий, весь день хлопочет. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (МУРАВЬИ)
2. Летит – говорит, А сядет – молчит.
Не змея, а жалит. (ОСА)
3. Не солнце, не огонь, а светит (СВЕТЛЯЧОК)
4. Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (ПЧЕЛА)
5. Два рога, а не бык, Шесть ног — без копыт. (ЖУК)
6. Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (БАБОЧКА)
7. Кто над нами Вверх ногами?
Осенью в щель забьётся,
А весной проснётся. (МУХА)
8. Не зверь, не птица — Нос, как спица. Летит — пищит, Сядет — молчит. Кто его убьёт, Тот кровь свою прольёт. (КОМАР)
9. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
С ветки на тропинку, С травинки на травинку Прыгает пружинка — Зелёненькая спинка. (КУЗНЕЧИК)
10. Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик. (СТРЕКОЗА)
11. Я пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (БОЖЬЯ КОРОВКА)
За каждую отгадку дети получают фишку в виде бабочки или стрекозы.
Выход на тему:
- О чем мы сегодня будем с вами говорить?
2. Актуализация знаний.
Блиц опрос. На столах у детей лежат оценочные листы. Используя прием «Светофор», дети вносят оценки своих ответов и ответов своих товарищей.
имя
Загадки
Блиц-опрос
(светофор)
Работа в центрах
(Светофор)
Тест
Итог
(учитель)
(количество жетонов)
Ответы на вопросы по тексту
Составление вопроса
Ответ на вопрос другой группы
-Для начала, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Для этого мы с вами проведём небольшой блиц - опрос, за каждый правильный ответ вы получаете фишку (в виде бабочки, стрекозки).
Блиц-опрос
На прошлом уроке мы изучали тему… … многообразие животных
Самая разновидная группа животных… … насекомые
Кто самый сильный на земле? (муравей)
Где живут пчелы? (в улье)
Самое назойливое насекомое (муха)
Где живут муравьи? (в муравейнике)
Что насекомые делают зимой? (спят)
Чем полезна божья коровка? (поедает тлю)
Самое прожорливое насекомое? (стрекоза)
Как называется жук-вредитель, который поедает картофель? (колорадский)
Для сего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
3. Изучение новой темы.
Используется частично-поисковая деятельность. Работа в центрах по учебнику и детской энциклопедии.
Центр Науки «Бабочки» Задания: 1. Прочитай в учебнике «Познание мира» текст «Насекомые» стр. 137 2. Устно ответь в группе на вопросы: а) В каких местах обитают насекомые? б) Назови основные признаки насекомых. г) Какую роль в природе они выполняют? 3. Запиши вопрос для второй группы, который хочешь задать. 4. Оцени свою работу в центре.
Центр Информации «Стрекозы» 1. Прочитай информацию «Пауки не насекомые», «Маскировка насекомых» 2. Устно ответь в группе на вопросы: а) Являются ли пауки насекомыми? Докажи. б) Как маскируются насекомые? Подумай, для чего они это делают? 3. Запиши вопрос для второй группы, который хочешь задать. 4. Оцени свою работу в центре.
4. Занимательная минутка. Презентация о насекомых
5. Физминутка
Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась
И на место приземлилась.
6. Тест.
ТЕСТ
1. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?
а) ракообразные
б) паукообразные
в) насекомые
2. Тело насекомых состоит из отделов:
а) голова, грудь, брюшко
б) голова, брюшко
в) головогрудь, брюшко
3. Приносит огромный вред сельскому хозяйству, так как поедает ботву картофеля:
а) муравей
б) богомол
в) колорадский жук
4. Четыре стадии развития бабочки. а) яйца – гусеница – бабочка б) яйца – гусеница – куколка – бабочка в) яйца – бабочка 5. Обозначь только полезных насекомых а) стрекоза
б) яблонная плодожорка
в) клещи г) блохи
д) колорадский жук
е) пчелы 6. Являются ли пауки насекомыми? а) да б) нет в) не знаю
7. Подведение итогов по оценочным листам.
Дети подсчитывают свои жетоны и баллы за ответы.
8. Работа по карточкам.
Охрана насекомых.
Бабочки питаются нектаром цветов. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец. Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая. К сожалению, в наше время бабочек стало мало.
Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки или крупные камни так, чтобы они были приподняты на 1 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту.
Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.
Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое. Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.
- Почему одних насекомых нужно охранять, а с другими бороться? (напиши свой ответ)