Урок по окружающему миру во 2 классе
«Режим дня школьника»
«Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим».
Тип урока:комбинированный
Задачи:
Образовательные:
·выявить и продолжить формирование у учащихся представления о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека; формировать навыки правильного соблюдения режима дня, личной гигиены; развивать навыки ЗОЖ;
учить детей составлять свой режим дня;
учить делать выводы, работать со словарём, с карточками;
·развивать мотивы учебной деятельности, навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
·отрабатывать навыки составления простых предложений.
Коррекционно-развивающие:
·корригировать и развивать связную устную речь учащихся путём составления предложений, ответов на вопросы, договаривания стихотворений, самостоятельных рассказов по картинкам;
·развивать пространственную ориентировку;
· расширять кругозор, словарный запас;
развивать внимание; смекалку; память;умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к учёбе;
воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.
воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие,
учить соотносить разные части суток с собственной деятельностью.
Оборудование: сигнальные карточки, портфель, учебные принадлежности, игрушки, мяч, компьютер, презентация «Режим дня школьника», сюжетные картинки для работы в группах, рисунки с изображением режимных моментов.
Ход:
1.Организационный момент.Подведение к теме урока.
Уч:Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу и садитесь. А вы знаете, что означает слово «здравствуйте»? (Ответы обучающихся) Когда мы здороваемся, мы приветствуем друг друга и желаем друг другу «здравия», т. е. здоровья.
2. Повторение и закрепление пройденного материала. Разгадывание кроссворда.Подведение к теме урока.(Слайд3)
Уч:Чтобы повторить пройденное, я предлагаю вам разгадать загадки и кроссворд:
1. Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. ( расчёска) | 2. Овцу в нём видела овца, А обезьяну - обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя увидел неряху Лохматого. (зеркало) |
3. Кто приходит первым в класс, Моет доску он для нас, Все растения польёт, Мусор с пола уберёт, Следит за порядком, Раздаёт тетрадки. (дежурный) | 4. Ежедневно В семь утра, Я трещу: -Вставать пора! (будильник) |
5. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (мыло) | 6. Что дороже денег? (здоровье) |
7. А о ком я расскажу? Говорит дорожка - Два вышитых конца: "Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица! Иначе ты в полдня Испачкаешь меня". (полотенце) | 8. Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (время) |
| |
Уч:Что вы заметили, какие ключевые слова получились? Прочитав ключевые слова, мы и узнаем тему нашего урока. (Слайд3)
3.Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока.(Слайд4)
1)Чтение загадки учителем
Распорядок этот дня
Был написан для меня.
Никуда не опоздаю,
Ведь его я соблюдаю.
(Режим дня.)
Уч: Посмотрите на экран. Что изображено на картинке?Для чего нужны часы?Нужно ли знать время?Для чего?(Слайд5)
- Мы сегодня будем исследовать время.
2)Формулирование темы и целей урока.
Уч:Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?(Слайд6,7,8)(ответы детей)
-Что такое режим дня? Для чего он нужен?
Режим – слово французское, в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге и своим здоровьем, и своей жизнью. Режим дня – это определенное время утреннего подъема, зарядки, часа отдыха и занятий в школе и дома. Режим помогает выработать четкий привычный ритм жизни: работы и отдыха, занятий и игр.
– Давайте обратимся к словарю и посмотрим толкование данного выражения в словаре Ожегова(распорядок дел и занятий, которые вы совершаете в течение дня.Это продуманный порядок действий на день, который человек должен соблюдать постоянно)
Сохранить своё здоровье нам помогает режим дня. Режим дня- это распорядок дел и занятий, которые вы совершаете в течение дня. У человека, соблюдающего режим дня, организм привыкает к повторяющемуся ритму, становится послушным. Например, привык человек обедать в 14 часов, и минут за 10—15 до еды железы желудка выделяют сок — сигнал готовности к приему пищи. Так же настраивается организм к определенному часу на зарядку, тренировку, умственную работу, сон и отдых.)
Организм человека привыкает к внутреннему расписанию и не любит, когда его нарушают. Если вы привыкнете ложиться спать, вставать утром, гулять, есть, читать, учить уроки в одно и то же время, вашему организму будет легко работать, и вы всегда будете чувствовать себя здоровым и бодрым.
-Какие действия должны быть обязательно в распорядке дня школьника? (УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ, ВЫПОЛНЕНИЕ Д/З ДОМА, СОН, ПИТАНИЕ, ОТДЫХ, ЗАНЯТИЯ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ)
4.Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки(Слайд 9-15)
«Ра-ра-равставать уже пора.
Лом- лом- ломсижу я за столом.
Шим-шим- шим в школу мы спешим.
Жу-жу- жуза партой я сижу.
Ол-ол- олподметаю пол.
Ол-ол- олмы идём играть в футбол
Ра-ра- радетям спать давно пора.
5. Работа над темой. (Слайды16-30)
Уч: Каким же должен быть режим дня школьника?
1)Показ презентации
6.45-7.00 – подъём.(Слайд)
Утром зазвонил будильник
Мне будильник ни к чему,
Потому, что без звоночка
Встать так рано я могу!
– Потом нужно убрать постель, одеться. Школьники должны стелить и убирать свою постель сами. Кто из вас уже научился убирать свою постель?
7.00 – зарядка(Слайд)
Прогоню остатки сна.
Одеяло в сторону!
Мне гимнастика нужна –
Помогает здорово!
- Кто делает утреннюю гимнастику? Для чего она нужна? (Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое, хорошее настроение)
- А на наших уроках обязательно должна быть физминутка!
2) Физминутка«Хомка»
Хомка,хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
7.10-водные процедуры(Слайд)
С шумом струйка водяная
На руках дробится.
Никогда не забываю
Поутру умыться!
– За зубами нужен тщательный уход. Сейчас я вам дам несколько советов по уходу за зубами.
3) Игра на внимание «Совет хороший и неправильный совет»
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Это мой совет хороший?
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы.
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики?
Это правильный совет?
7.15–7.30 – завтрак(Слайд)
Школьник - бодрый и весёлый –
За столом сидит накрытым.
Сытный завтрак перед школой
Уплетает с аппетитом.
Съели завтрак, попрощались
Быстро в школу собирались.
Здравствуй школа!
Здравствуй класс!
Ждёт учительница нас.
7.30–7.50 – дорога в школу (Слайд)
Утром, по дороге в школу,
Свежим воздухом дышу,
Жду подружку я у дома,
Вместе с ней теперь иду.
Мы немного поболтаем,
Посмеёмся ведь тогда
Нам дорога в школу длинной
Не наскучит никогда.
8.05–12.10 – учебные занятия (Слайд), которые обязательно чередуются с переменками
Как пришел ты на урок,
На язык повесь замок!
Далеко не прячь ключи!
Там, где нужно, не молчи!
За звонком звенит звонок,
Точно в срок идёт урок,
Нужно очень много знать,
Чтоб полезным в жизни стать.
4) Как правильно сидеть за партой. Осанка школьника (Слайд)
Уч:Ребята, давайте заглянем в школу. (Работа по слайду) В школе идётурок! Посмотрите на ребят. Правильно ли они сидят за партами? А как вы сидите? К чему приводит неправильная осанка? (Ответы детей) Неправильная осанка приводит к искривлению позвоночника. Она уродует тело и затрудняет работу внутренних органов. Вспомните, как нужно сидеть за партой.
5) Правила поведения на уроках в стихах.
Хором: Парта - это не кровать.
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай,
Как заморский попугай!
12.15–12.40 – дорога из школы домой, отдых(Слайд)
До свиданья, школьный дом!
Завтра снова мы придём!
13.00–13.30 – обед (Слайд)
Ешь спокойно за столом,
Не глотай, как львица.
Это вредно, и притом
Можно подавиться.
13.30–16.00 –личное время(сон, пребывание на воздухе: прогулка, игры) (Слайд)
В это время можно погулять,
С друзьями своими поиграть.
Сходить на секцию, в кружок,
В библиотеку на часок.
- Кто гуляет после уроков? Зачем нужна прогулка? (Для отдыха, тогда и приготовление уроков будет проходить лучше, легче.В общей сложности пребывание на свежем воздухе должно быть 2,5-3 часа в день)
16.00–17.00 – приготовление уроков(Слайд)(через каждые 30–35 минут делать перерывы на 5–10 минут), подготовка портфеля.
Лучше нет: в урочный час
Сесть решать задачи,
Чтоб прийти весёлым в класс,
В парту глаз не пряча!
17.15–20.50 – пребывание на воздухе, помощь по дому,ужин, свободные занятия(Слайд)
Ужин вкусный мы съедим,
Телевизор поглядим,
Или в игры поиграем,
Или книжку почитаем.
20.50–21.00 – приготовление ко сну(Слайд)
Ждёт зубной порошок и журчит водица:
«Не забудь, мой дружок, перед сном умыться!»
Пусть приходит крепкий сон.
Всем на свете нужен он.
Уч:Что нужно делать, чтобы сон был спокойным и крепким?
Перед сном полезно поиграть в спокойные игры или почитать. Перед сном нужно обязательно почистить зубы, проветрить помещение, а если комната достаточно велика, то оставить открытой форточку.
21.00–6.45 – сон.
Чай попить и спать - в кровать,
Завтра рано мне вставать!
6)Беседа по вопросам.
Уч:Какие виды деятельности чередуются в режиме дня? (Труд и отдых.)
– Труд и отдых в режиме дня обязательно сменяют друг друга – чередуются. Выполняя один вид деятельности, человек отдыхает от другого.
-Какие виды отдыха в него включены? (прогулки, игры, сон)
– Самым важным видом отдыха в течение суток является сон. Человек хорошо отдохнет, если сон спокойный. Установлено, что на сон влияет то, чем занимается человек перед сном. Занятия перед сном должны быть спокойными. Приведите примеры таких занятий.
6. Физминутка
Раз - поднялись, подтянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
7. Закрепление новой темы.
1)Работа в парах.(Слайд 31-32)
Уч: У нас в гостях Совушка - умная головушка. Она приготовила для вас задание. Посмотрите на рисунки. В каком порядке нужно выполнять эти дела? Правильно расставьте номера картинок по порядку.(Проверка)
2) Игра «Я знаю режим дня». ( Дети перебрасывают мяч друг другу, называя режимные моменты)
3)Игра «Это я, это я, это все мои друзья»(дети хлопают в ладошки при каждом правильном ответе).
Кто из вас всегда ребятки утром делает зарядку?
Мы посуду моем сами, помогаем дома маме.
Кто ребята на урок всегда приходит ровно в срок?
Постоянно мы едим
Для здоровья нашего
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Ешьте дети шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
В нашем классе все ребятки
В 10 вечера в кроватке.
Кто не чистит зубы утром –
Поступает очень мудро.
4)Игра «Доскажи словечко»(Слайд 33-41)
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!
1.Стать здоровым ты решил,
Значит соблюдай…(режим)
2.Утром в семь звенит настырно
Наш весёлый друг… (будильник)
3.На зарядку встала вся
Наша дружная… (семья)
4.Режим, конечно, не нарушу –
Я моюсь под холодным… (душем)
5.После душа и зарядки
Ждёт меня горячий… (завтрак)
6.Всегда я мою руки с мылом,
Не надо звать к нам… (Мойдодыра)
7.После обеда можно сладко поспать,
А можно и во дворе… (поиграть)
8.Смотрит к нам в окно луна,
Значит, спать давно… (пора)
5) Игра на внимание.(работа с сигнальными карточками).
Уч: Прослушав стихотворение, скажите, что неправильно сделал мальчик Ванюша?
Наш Ванюша поздно встал
Волосы не причесал
Побежал скорее кушать
Ну зачем же маму слушать
Зарядку делать, руки мыть
И кроватку застелить?
«Зубы буду чистить завтра!»-
Наш Ванюша заявил.
И портфель собрать забыл.
6)Работа в группах (дифференцированная):(Слайд42-46)
1 гр.- Помогите Ванюше собрать портфель.
(Ножницы, клей, краски, карандаш, линейка, учебники, машина, тетради, ручка, стёрка, мишка, Лего, мяч) (В презентации кликать на предмет).
2 гр.Рассмотрите рисунки. Кто из ребят заботится о своём здоровье, о здоровье окружающих, а кто нет? Там, где дети поступают правильно, закрась кружочек синим цветом, а где их поведение угрожает здоровью- красным.
3 гр. «Соедини части пословиц»
1) Двигайся больше, (проживешь дольше).
2)Недосыпаешь – здоровье (теряешь).
3) Всему – своё (время).
4) Делу время - потехе (час).
5)Здоровому - каждый день (праздник).
6) Здоровье- дороже ( богатства).
-Объясните, как вы понимаете эту пословицу?
Проверка работы групп.
7) Рекомендации доктора(Слайд47-49)
- приучи себя просыпатьсяи вставать каждый день в одно и то же время;
- выполняй каждый день утреннююзарядку;
- следи за чистотой тела, волос, ногтей и полостью рта;
- старайся есть в одно и то жевремя.
8. Рефлексия(Слайд50)
Уч:Наздоровье влияет и настроение человека. Ребята, выберите картинку, отражающую ваше настроение на уроке: тучку или солнышко.
9. Пожелания здоровья
Уч:Ребята, я вам всем желаю крепкого здоровья, приучайте себя всегда соблюдать РЕЖИМ ДНЯ. А теперь пожелайте друг другу и нашим гостямБудьте Здоровы!
10. Домашнее задание
Учитель раздаёт детям на память примерный режим дня.Попросите родителей помочь вам составить свой режим дня и вы будете всё успевать!
11.Подведение итогов урока(Слайд50-52)
Уч: Вот и подошёл к концу наш урок. Мне было приятно работать с вами. Вы все очень хорошо работали. Я увидела старательных, заинтересованных в здоровье детей. От ваших правильных ответов на небе засияло солнышко и засверкала радуга. Чему вы научились на уроке? Что нового узнали? Что такое режим дня? Почему важно его соблюдать? Что вам больше всего понравилось? Что особенно запомнилось? (Ответы детей)
Ученики хором рассказывают наизусть стихотворение
В мире нет рецепта лучше
Будь с режимом неразлучен,
Проживешь до ста ты лет
Вот и весь скажу секрет.
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять.
Будешь лучше ты учиться
Лучше будешь отдыхать.
«Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим».