kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Родной край – часть  России 

Цель: Создать условия для ознакомления с административной картой России и с картой края (области).

Задачи:

-   систематизации и расширения знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края;

- способствовать формированию представлений учащихся о родном крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

- развивать интерес к предмету «Окружающий мир»

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактические материалы, атласы, карточки для выполнения заданий и тестов, слайды с программным материалом, видеофильм из канала БСТ про Аскинский район.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру»

Тема урока: Родной край – часть России

Цель: Создать условия для ознакомления с административной картой России и с картой края (области).


Задачи:

- систематизации и расширения знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края;

- способствовать формированию представлений учащихся о родном крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

- развивать интерес к предмету «Окружающий мир»



Оборудование: мультимедийный проектор, дидактические материалы , атласы, карточки для выполнения заданий и тестов, слайды с программным материалом, видеофильм из канала БСТ про Аскинский район.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и приставьте себе всё хорошее- хороший день, хороших людей, хорошие поступки

- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, и на гостей улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только о природе каждой зоны, но и сравнить их.

- Давайте проверим, так ли это.

I. Индивидуальная работа (карточки)

1.Определите, о какой природной зоне идет речь:

(соотнеси название с описание природной зоны)


Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота.

Зона пустынь.


Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров



Тундра.


Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые.



Ледяная зона.

Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев

Зона степей.







2. Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания:

• Кукушка, короед, дерево (Дерево, короед, кукушка.)

• Змея, коршун, полёвка, колосок ( Полёвка, колосок, змея , коршун.)

II. Разминка (устно)

1. Какое млекопитающее почти все время проводит под землей? (крот)

2. У кого из животных детеныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушка)

3. Какие птицы в лесу выводят птенцов в мороз, зимой? (клесты)

4. Что теряет лось каждую зиму? (рога, но к лету они опять вырастают)

- К какой природной зоне относятся эти животные?


III. Работа над новым материалом

Звучит песня (слова О. Высотской, музыка В. Локтева): «Песня о Родине»

– Вы – маленькие граждане большого государства, имя которому – Россия.

- Как вы думаете, что входит в состав России?

- Может вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

– Давайте, познакомимся с административной картой России. Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.)

– Что вам говорят условные обозначения?

– Посмотрите, сколько республик (16), краев (3), автономных округов (9) и областей (5) в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей.)

– Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.) – учебник стр.136-137.

– Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

– А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)

– Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.

III. Проблемный вопрос.

Учитель: - Как вы думаете, какие природные зоны охватывает территория только нашей области? Сможете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

- Это на уроке нам предстоит выяснить.

IV. Сообщение темы урока.

О чудесном нашем крае

О прекрасном милом крае,

Будет разговор,

Где мы все живём!

V. Определение задач урока.

Учитель:- Что бы вы хотели знать о своём крае?

ЗАДАЧИ: I. Где расположен наш край? Кто наши соседи?

II. Каковы климатические условия?

III. Чем богат наш край?

IV. Какие животные и растения обитают у нас? Их охрана


- На эти вопросы вы сегодня будете искать ответы, работая в группах.

VII. Изучение нового материала.

1. СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Учитель: - Наш край находится на территории Уральских гор. Сотни миллионов лет назад на месте Урала простирался обширный океан, на дне которого начали происходить разрывы, разломы, а затем поднятия, которые привели к формированию древних Уральских гор. Позднее, горы были разрушены, а затем снова начались глыбовые поднятия, приведшие к формированию современных Уральских гор. Эти процессы продолжаются и в наши дни, но так медленно, что невидимы нашему глазу. Территория Уральских гор делится на Северный, Средний и Южный Урал.

– Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)

– Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.)

– Это наш край, наша маленькая Родина. Где расположена наша маленькая Родина?

III. Физкультминутка.

3. РАБОТА В ГРУППАХ ( по 4 чел.)

Учитель: - Группа выбирает себе командира. Он зачитывает всей группе задание на

карточке, распределяет по частям задания между участниками группы.

Участники могут выбрать задание по желанию. Из перечня ответов вы

выбираете нужные вам, а также ищете дополнения к ответам по учебным

книгам на парте, отыскивая нужные страницы, указанные на карточках.

Ответ всей группы будет оцениваться одной отметкой согласно следующим

требованиям:

Требования к ответу:

1. Рассказ должен быть подробным, эмоциональным.

2. Сопровождать рассказ необходимым показом на карте.

3. Отвечать должны все участники группы.

4. Командир оценивает ответ всей группы по тем параметрам, которые имеются у вас на парте на листочках. Вместе не трудно,

Наш девиз при работе в группах

Вместе не тесно,

Вместе легко,

И всегда интересно.

- На подготовку даётся 7мин.

Задания. :

I группа: I. Где расположен наш край? Кто наши соседи? (назвать равнины, полушарие. Сравните с европейскими государствами.)


II группа: Каковы климатические условия?

( Назвать природные зоны. Климат какой? Краткая характеристика времён года.)


III группа: Чем богат наш край? Какие отрасли производства у нас развиты?

( рассказать о самом большом озере)

IV группа: Какие животные и растения обитают у нас? ( рассказать о растениях, о животных. Об их охране.

Проверка работы групп. Оценивание ответов командирами групп.

Учитель:- Во время ответа каждой группы все остальные ученики записывают

необходимые сведения в таблицу. Найдите её у себя на парте. Эти сведения

вам понадобятся в конце урока и при подготовке к следующему уроку.

IV. Закрепление изученного.

Детям раздаются трафареты с изображением республики.

– Обведите трафарет в своих тетрадях.

– Укажите, с какими областями, республиками граничит наша республика.

– Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашей республики; крупные города нашей республики, отметьте место, где мы с вами живём.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: - Итак, подведём итог урока. Расскажите коротко, о чём же вы расскажете иностранцам про свой край?

- Мы с вами должны гордиться своим краем и помнить слова А.Ферсмана:

«Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки или реки – ведь из малого вырастает великое!»

VI. Домашнее задание.

Учитель: 1. Приготовить подробный рассказ о нашем крае «Что расскажу иностранцам о моём крае» , используя учебник с. 146, физическую карту в учебнике с. 64-65.



Дополнительный материал для учителя

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРСТИКА АСКИНСКОГО РАЙОНА

Географическое положение

Район расположен на междуречье двух крупных рек севера Республики Башкортостан (РБ): Уфы (Караидель) и Быстрого Таныпа. Граничит он на севере с Пермским краем, на востоке – Свердловской областью, на западе – Татышлинским и Балтачевским, на юге - Караидельским и на юго-востоке – Дуванским районами Республики Башкортостан. Центр района – село Аскино, расположено на р. Бурминка Село находится в 213 км от г. Уфы и в 80 км от ближайшей железнодорожной станции Чернушка, находящейся в Пермском крае.

Климат

Климат умеренно-континентальный, достаточно увлажненный. Характеризуется неравномерным распределением атмосферных осадков по временам года и по месяцам, резкой сменой температуры воздуха, переходом от суровой зимы к жаркому лету, поздними весенними и ранними осенними заморозками. Минусовая температура устанавливается в начале ноября и держится до первой декады апреля. Средняя температура июля составляет 17,5, а января минус 15 градусов.

Воды

Водные ресурсы района реки, озера, пруды, подземные воды и источники представляют собой важное природное богатство нашего края. В районе имеются реки: притоки р.Уфа (Тюй, Кунгак, Сарс), Аскинка, Бурминка, притоки реки Быстрый Танып (Альягиш, Кутмас), Тулгуз.

Растительность и животные.

Растительный мир представлен смешанными лесами из ели, пихты, сосны, березы, липы, осины, дуба, вяза и других пород деревьев. В наших краях в диком виде встречается такое редкое и ценное растение как марьин корень.

Сельское хозяйство района специализируется на возделывании зерновых и кормовых культур – озимой ржи, пшеницы, ячменя, овса, силосных культур.

Зарегистрировано более 43 видов млекопитающих животных и 187 видов птиц. Из животных это – лось, медведь, кабан, барсук, рысь, ласка, ондатра, заяц, белка, лиса, волк и др.; из птиц – глухарь, тетерев, утки, цапля, рябчик и другие.

Минерально-сырьевые ресурсы

Полезные ископаемые

Территория района богата природными ресурсами, особенно лесными и водными. Минеральные ресурсы представлены месторождениями нефти

Особо охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории - участка земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам национального достоинства.

На территории Аскинского района имеются три особо охраняемых памятника природы.

1. Аскинский заказник. Фауна охотничье-промысловых и редких видов животных.

2. Сосновый бор у с. Кунгак. Памятник природы местного значения. 1990 г. Старовозрастной сосняк (160-180 лет), имеющий важное научное (дендрохронологическое) и рекреационное значение.

3. Болото и озеро у с. Упканкуль. Памятник природы. 1985 г.

а). Эталонные и редкие болотные растительные сообщества (осоково-сфагновые сплавинные болота). б). Популяции редких видов растений (пушица стройная, клюква болотная, росянка круглолистная, росянка английская, гаммарбия болотная и др.).

Упканкуль— озеро в Аскинском районе Башкортостана, в деревне Упканкуль, получившей название от озера[2]. Памятник природы (с 1985 года) Площадь охранной зоны — 3,0 кв. км. Охраняется государством болото и озеро Упканкуль около д. Упканкуль. Но экологическое состояние плохое, школьниками проводятся экологические субботники.

Объекты охраны: 1. Эталонные и редкие болотные растительные сообщества (осоково-сфагновые сплавинные болота). 2. Популяции редких видов растений (пушица стройная, клюква болотная, росянка круглолистная, росянка английская, гаммарбия болотная и др.).

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АСКИНСКОГО РАЙОНА

Основные отрасли экономики

Экономика района базируется на лесоперерабатывающей промышленности, санаторно-курортном деле, в сельскохозяйственном производстве. В последние годы в структуре материального производства роль агропромышленного комплекса снижается на возрастающем значении платных услуг.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру

Автор: Ахматдинова Любида Раитова

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Сборник заданий по развитию картографических умений  учащихся 3 класса на уроках окружающего мира"
    ["seo_title"] => string(104) "sbornikzadaniiporazvitiiukartoghrafichieskikhumieniiuchashchikhsia3klassanaurokakhokruzhaiushchieghomira"
    ["file_id"] => string(6) "324770"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462647067"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок окружающего мира во 2 классе по теме: " Россия - наша Родина" (ОС "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-rossiia-nasha-rodina-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "177834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424712914"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(89) "ikt-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "315258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459856518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства