Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "нет в россии семьи такой!"»
Урок по окружающему миру в 4 «А» классе
Тема: « Нет в России семьи такой……»
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности:
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь , пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Наш урок хотела бы начать с цитаты: «Мы перед памятью в долгу».
( слайд 1)
- Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания. ( Мы должны помнить жизнь предков, чтить тех, кто воевал за Русь, уважать подвиг наших предков)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Вот уже несколько недель мы путешествуем с вами по интересному разделу учебника и немало нового узнали о прошлом своей страны.
-Как он называется? (Путешествие по реке времени)
-Назовите тему предыдущего урока. (Трудовой фронт России)
Наши творческие группы подготовили мини проекты по этой теме.
О земляке (Слайд) –Жеребцов Виктор
О Милореме (Слайд) – Бахарев Артем
-А сейчас я предлагаю вашему вниманию тест.
Тест:
А1. Когда началась Великая Отечественная война?
в 1939г. 3) в 1945г.
в 1941г. 4) в 1922г.
А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?
Германия 3) Япония
Франция 4) Монголия
А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?
Москва 3) Курск
Сталинград 4) Ленинград
А4.Когда мы празднуем День Победы?
22 июня 3) 23 февраля
9 мая 4) 12 июня
- Обменяйтесь работами и проверьте по эталону. (слайд 2 ) (взаимопроверка)
А1. - 2) 1941г. А3. – 4) Ленинград
А2. – 1) Германия А4. – 2) 9 мая
-Хорошо. Молодцы. Оцените работу (если работа выполнена правильно раскрасьте большую звезду, если допущена одна ошибка раскрасьте звезду среднего размера, если допущено более двух ошибок раскрасьте звезду маленького размера ( дети оценивают свою работу).
III. Самоопределение к действию.
-Послушайте песню «Вечный огонь» из кинофильма «Офицеры» (Слайд № 3) .. В вашем рабочем блокноте напечатан третий куплет этой песни, повнимательней послушайте его.
-Скажите, какие слова можно взять для темы нашего урока? (открывается тема урока)
«Нет в России семьи такой…»(слайд 4 )
- Выделите строчку, которая является темой нашего урока. (Возьмите карандаш красного цвета)
- Какую цель мы себе поставим? (помнить и гордиться подвигами наших предков, родственников, ветеранов ВОВ)
- Опираясь на тему урока и опорные слова, поставьте задачи урока. (Слайд 5 )
(опорные слова: Обсуждать….
Приводить примеры……
Сопереживать……
Продолжать знакомиться……)
IV. Работа по теме урока.
-Почему эту войну назвали Отечественной? ( потому что наш народ сражался за свой дом, свое Отечество. Наш народ защищал свою Родину. Весь Советский народ сражался за свое Отечество).
- Какие ассоциации у вас вызывает слово ВОЙНА? (взрывы, слезы, боль,……беженцы)
- Кто такие беженцы? Давайте обратимся к первоисточникам. (Работа со словарями)
1. Работа по учебнику.
-Посмотрим на беженцев глазами очевидцев. (Чтение текста на стр. 86-87)
-Бывают ли беженцы в наше время?
-Как вы думаете, в чем больше всего нуждаются эти люди? (в поддержке, в понимании, любви)
-Как выглядели эвакуированные дети?
-Почему они не играли?
-Как вы думаете, что им пришлось пережить?
-Почему Ирина Николаевна назвала их маленькими старичками?
-Какие чувства испытывала Ирина Николаевна Алексеева глядя на этих детей?
-Как она скрасила их жизнь?
-Да ребята, нет в России такой семьи, которую бы не затронула война. Кто провожал сына на войну, кто – то мужа, женщины и дети работали, многие умерли с голоду.
- А у меня слово ВОЙНА вызывает такие ассоциации
ЗВЕЗДА ПАМЯТНИК ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПИСЬМО (слайд 6)
2.Работа в группах
-Сейчас поработаем в группах. Каждой группе предлагаю собрать материала об одном из этих понятий. (в помощь учебник, интернет, энциклопедия, диск, ЭОР, газеты, журналы)
-А сейчас послушайте стихотворение Эдуарда Асадова ( Слайд 8 )
(читает Полянская Вероника)
«Письмо с фронта» (название не говорить)
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов,
И где-то по - мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
-Скажите, что это за послание? (письмо)
- Как вы думаете, откуда это письмо? (с фронта)
-Да ребята, это письмо с фронта именно так и называется это стихотворение.
- Кому оно адресовано? (Маме)
- Ребята нам рассказали, что письма складывали в виде треугольников. (слайд 9 )
(Учитель показывает, как выглядит такой треугольник)
-Давайте, попробуем сложить такой треугольник.(выполняют работу)
- В ваших рабочих блокнотах есть схема складывания писем. ( Слайд 10 )
«…Написал я всё, что надо, А увижусь — доскажу.
А теперь письмо солдата Треугольником сложу.
Угол первый — самый главный,
Этот угол я загну,
Чтоб с Победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго —
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо! »
- У вас получились треугольники, дома напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал Родину, может вам помогут ваши родители. Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу. И эти конверты мы обязательно подарим ветеранам накануне праздника Победы.
-Представьте, как ждали эти треугольники люди, разлученные войной на четыре долгих года.
-Давайте, откроем одно такое письмо- треугольник, письмо, которое прошло тысячи километров и прочитаем, что написал, в этом письме фронтовик своей семье.
-Почему фронтовик написал в письме к своим детям такую фразу: «Я рад, что мне приходится защищать тысячи вас…»? (ответы детей, коллективное обсуждение) ( солдат знал, что каждый из них вносит ощутимый вклад в борьбу с врагом. Он любил своих детей и надеялся, что вернется и увидит свою семью, что заживут они счастливой жизнью. )
- Но это были лишь мечты солдата. Он погиб в марте 1945 года в Латвии. До победы он не дожил всего месяц и 10 дней.
- Но не всегда письма приносили радость. Были и другие извещения, которые получили название похоронки. Почтальоны боялись переступать порог дома, куда пришла похоронка. Это было горе не только для семьи фронтовика, но и для всего поселка.
Треугольнички –птички-
Надежда в домах;
На одной лишь страничке
И радость, и страх…
А конверты-квадраты-
Плач и стон – вот беда!
Свата, брата, солдата
Не вернуть никогда!
- В каждой семье бережно хранят письма с фронта, ордена, медали. Эти вещи называют реликвиями. Кто знает, что означает это слово? Обратимся к первоисточникам. (В толковом словаре реликвия – это свято хранимая вещь, связанная с историческими событиями прошлого.) (Работа со словарем.)
- Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах, в нашей памяти. Наш долг, как граждан своей страны, своего Отечества- знать и помнить об этом.
- И в заключении урока мне хочется сказать словами Роберта Рождественского. ( Слайд 11 )
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!
-Перед вами бумажные голуби. Как известно, голубь- птица –символ мира. Предлагаю вам написать на них пожелание всем людям мира и прикрепить на доску.