Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Зона Степей"»
УМК: «Школа России »
Класс : 4
Тема урока: «Зона степей»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Планируемые результаты:
Личностные
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- делать выбор из материала предложенным учителем, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- организовать и упорядочить знания;
- принимать самостоятельные решения;
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определятьи формулироватьтему урока с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем и другими
- учениками даватьэмоциональную оценкудеятельности класса на уроке;
Коммуникативные УУД:
- слушатьи пониматьречь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные
- получить представление о природной зоне степей;
- познакомиться с географическим положением степи;
- познакомиться с климатическими условиями ;
- узнать особенности растительного и животного мира степей;
- познакомиться с населением зоны степей;
Оборудование:
- карта природных зон;
- кейсы с материалами и заданиями;
- Атлас-определитель "От земли до неба". Окружающий мир. Автор: А. А. Плешаков
- Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс
- презентация "Степь";
Ход урока
1. Организационная деятельность.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома.
Поспешим друзьям рассказать.
2. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.
2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец (в тундре)
б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (в тундре)
в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (в лесу)
3. Карточка. Вставь пропущенные названия зон:
а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) ….. (Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, её положением на карте, климатом, растительным и животным миром, занятиями населения.
Послушайте загадку о новой природной зоне.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это …(степь)
- Молодцы! Вы узнали название природной зоны, которую будем изучать сегодня на уроке.
-А познакомят нас с природной зоной степей учёные, которыми станете Вы сами, для этого нужно разделиться на четыре группы ученых географы, ботаники, зоологи, экологи . Вы расскажите друг другу о том, что узнали о степной зоне.
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
Перед каждой группой стоит задача. Вам нужно рассказать по плану, который у вас лежит на парте. Вам в этом помогут карточки.
1 группа - «географы». Расскажут нам о том, что такое степь и где она расположена.
2 группа - «ботаники». Расскажут о том, что растет в зоне степей.
3 группа - «зоологи». Расскажут о том, кто живет в степи.
4 группа - «экологи». Расскажут об основных занятиях населения и об экологических проблемах в зоне степей.
На столах у вас кейсы с материалами. Изучив эти материалы, вы должны будете рассказать, что вы узнали нового.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации
Слаженность работы группы
Презентация выступления
Итого
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
1 Группа Кейс для географов:
Карточка:
1. Что такое степь?
2. Где протянулась зона степей?
3.Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура).
Источник 1 учебник А.Плешаков «Окружающий мир» ;
Источник2 карта природных зон;
Источник3 Зона степей на карте выделена желтым цветом
Степи располагаются южнее зоны лесов. Они занимают большую территорию Ставропольского края. Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи, куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи.
Лето в зоне степей продолжительное, засушливое. В июле + 22 + 25 градусов, а может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры - суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 ... -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая, с большим количеством влаги в почве Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.
2. Как растения приспособились к жизни в степных условиях?
Источник 1 гербарий;
Источник 2 атлас «От земли до неба» ;
Источник 3 карточки с изображением растений;
Источник 4 Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев. Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, тимофеевка степная.
Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Корневая система: луковица, пучок, корневище. В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.
Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пишу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
3 группа Кейс для зоологов:
Карточка:
1) Какие животные и птицы обитают?
2) Как они приспособились к жизни?
Источник 1 карточки с изображением зверей и птиц;
Источник 2 атлас «От земли до неба» ;
-Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
-Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
-Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
- Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Источник 3 В степи живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Если есть насекомые, значит, здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.
Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорек, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
Степной орел — хищная птица. Гнездится на земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.
Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту.
Серая куропатка похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для сельского хозяйства насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.
Сусликиот нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, замечая человека или животное, с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.
4 группа Кейс для экологов:
Карточка:
1) Основные занятия населения степей.
2) Экологические проблемы в степи.
3) Охрана природы зоны степей.
Источник 1 учебник А.Плешаков «Окружающий мир»
Источник 2 В степной зоне население занимается земледелием и животноводством. Но всё же основной занятие населения в зоне степей - это земледелие, так как земли степей очень плодородны.
Так, на западе зоны степей занимаются выращиванием пшеницы, выращивают сахарную свёклу, кукурузу, подсолнечник. В садах выращивают груши, яблоки, абрикосы, сливы. На юге степной зоны занимаются выращиванием арбузов и дынь.
Источник 3 Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик. Растения: пион тонколистый.
Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
5. Физминутка.
6. Анализ работы в группах.
Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, по таблице в начале которой говорили.
7. Закрепление материала.
Работа в рабочих тетрадях. (стр. 39 задание 2)
Тест:
1. Зона степей расположена на … нашей страны:
а) севере
б) востоке
в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:
а) розовым
б) желтым
в) зеленым
г) коричневым
3. Характерный признак зоны степей - это…
А) сплошь травянистый растительный покров
Б) отсутствие сплошного растительного покрова
В) обилие мхов, лишайников, кустарников
4. К степным птицам относятся…
А) белый журавль, казарки, розовые чайки
Б) ястребы, кедровки, сойки
В) журавли-красавки, дрофы, пустельги
5.Для растений степи характерны:
А) стелющиеся корни, крупные листья
Б) длинные корни, мясистые стебли, листья - колючки
В) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: