kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира "Зона Степей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Зона Степей"»

УМК: «Школа России »

Класс : 4

Тема урока: «Зона степей»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Планируемые результаты:

Личностные

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- делать выбор из материала предложенным учителем, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- организовать и упорядочить знания;

- принимать самостоятельные решения;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему урока с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем и другими

- учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные

- получить представление о природной зоне степей;

- познакомиться с географическим положением степи;

- познакомиться с климатическими условиями ;

- узнать особенности растительного и животного мира степей;

- познакомиться с населением зоны степей;

Оборудование:

- карта природных зон;

- кейсы с материалами и заданиями;

- Атлас-определитель "От земли до неба". Окружающий мир. Автор: А. А. Плешаков

- Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс

- презентация "Степь";











Ход урока

1. Организационная деятельность.

Нас сегодня ждёт дорога,

                      И узнать нам надо много.

                      Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

                      Чтобы времени зря не терять.

                      О том, как потрудились дома.

                      Поспешим друзьям рассказать.

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец (в тундре)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (в тундре)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (в лесу)


3. Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в) ….. (Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.


3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, её положением на карте, климатом, растительным и животным миром, занятиями населения.

Послушайте загадку о новой природной зоне.

       Какая ширь здесь и приволье!

       Куда ни глянь – полей раздолье.

       Южнее полосы лесов

       Лежит ковёр из трав, цветов.

       Здесь простор ветрам и птицам,

       Грызунам, волкам, лисицам.

       Здесь суховеи любят петь

       А зовётся это …(степь)

- Молодцы! Вы узнали название природной зоны, которую будем изучать сегодня на уроке.

-А познакомят нас с природной зоной степей учёные, которыми станете Вы сами, для этого нужно разделиться на четыре группы ученых географы, ботаники, зоологи, экологи . Вы расскажите друг другу о том, что узнали о степной зоне.

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Перед каждой группой стоит задача. Вам нужно рассказать по плану, который у вас лежит на парте. Вам в этом помогут карточки.

1 группа - «географы». Расскажут нам о том, что такое степь и где она расположена.

2 группа - «ботаники». Расскажут о том, что растет в зоне степей.

3 группа - «зоологи». Расскажут о том, кто живет в степи.

4 группа - «экологи». Расскажут об основных занятиях населения и об экологических проблемах в зоне степей.

На столах у вас кейсы с материалами. Изучив эти материалы, вы должны будете рассказать, что вы узнали нового.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.


Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа


2-я группа





3-я группа





4-я группа






1 Группа Кейс для географов:

Карточка:

1. Что такое степь?

2. Где протянулась зона степей?

3.Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура).

Источник 1  учебник А.Плешаков «Окружающий мир» ;

Источник 2 карта природных зон;

Источник 3 Зона степей на карте выделена желтым цветом

Степи располагаются южнее зоны лесов. Они занимают большую территорию Ставропольского края. Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи, куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи.

Лето в зоне степей продолжительное, засушливое. В июле + 22 + 25 градусов, а может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры - суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 ... -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая, с большим количеством влаги в почве Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%8C


2 Группа Кейс для ботаников:

Карточка :

1. Какие растения растут в зоне степей?

2. Как растения приспособились к жизни в степных условиях?

Источник 1 гербарий;

Источник 2 атлас «От земли до неба» ;

Источник 3 карточки с изображением растений;

Источник 4 Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев. Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, тимофеевка степная.

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Корневая система: луковица, пучок, корневище. В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пишу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.


3 группа Кейс для зоологов:

Карточка:

1) Какие животные и птицы обитают?

2) Как они приспособились к жизни?

Источник 1 карточки с изображением зверей и птиц;

Источник 2 атлас «От земли до неба» ;

-Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

-Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

-Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

- Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Источник 3 В степи живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие.
Если есть насекомые, значит, здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая
куропатка, журавль-красавка Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.

Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорек, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Степной орел — хищная птица. Гнездится на земле. Пальцы слабые, когти
короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах
крыльев до двух метров.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо
летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко,
постепенно набирая высоту.

Серая куропатка похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает
лапами землю. Уничтожает множество вредных для сельского хозяйства
насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё
время осматриваются, замечая человека или животное, с писком скрываются в
норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.


4 группа Кейс для экологов:

Карточка:

1) Основные занятия населения степей.

2) Экологические проблемы в степи.

3) Охрана природы зоны степей.

Источник 1 учебник А.Плешаков «Окружающий мир»

Источник 2 В степной зоне население занимается земледелием и животноводством. Но всё же основной занятие населения в зоне степей - это земледелие, так как земли степей очень плодородны.

Так, на западе зоны степей занимаются выращиванием пшеницы, выращивают сахарную свёклу, кукурузу, подсолнечник. В садах выращивают груши, яблоки, абрикосы, сливы. На юге степной зоны занимаются выращиванием арбузов и дынь.

Источник 3 Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик. Растения: пион тонколистый.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.


5. Физминутка.


6. Анализ работы в группах.

Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, по таблице в начале которой говорили.

7. Закрепление материала.

Работа в рабочих тетрадях. (стр. 39 задание 2)

Тест:

1. Зона степей расположена на … нашей страны:

а) севере

б) востоке

в) юге


2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:

а) розовым

б) желтым

в) зеленым

г) коричневым


3. Характерный признак зоны степей - это…

А) сплошь травянистый растительный покров

Б) отсутствие сплошного растительного покрова

В) обилие мхов, лишайников, кустарников

4. К степным птицам относятся…

А) белый журавль, казарки, розовые чайки

Б) ястребы, кедровки, сойки

В) журавли-красавки, дрофы, пустельги


5. Для растений степи характерны:

А) стелющиеся корни, крупные листья

Б) длинные корни, мясистые стебли, листья - колючки

В) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья


6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

А) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

Б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей

В) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерства


Просмотр презентации во время урока после каждой группы. "Зона степей".

7. Итоги урока.

Наш урок подходит к конце. О чём мы сегодня говорили?

Понравилось ли вам работать в группе?

Подсчитываются баллы каждой группы.

8.Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике страница 114-117, Рабочая тетрадь.(39-40 задание 3-5)

Степь

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и вёрсты нипочем!

Тонут время и пространство

В необъятности твоей.


Степь широко на просторе

Поперёк и вдоль лежит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.


Степи голые, немые,

Всё же вам и песнь, и честь!

Всё вы — матушка-Россия,

Какова она ни есть! (Петр Вяземский)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок окружающего мира "Зона Степей"

Автор: Мумряева Наталья Вячеславовна

Дата: 19.12.2019

Номер свидетельства: 532737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "презентация для урока окружающего мира по теме: Пустыня "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-dlia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "139249"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417690191"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей""
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_v_4_klasse_po_teme_zona_stepei"
    ["file_id"] => string(6) "500222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550435940"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Конспект по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_2"
    ["file_id"] => string(6) "459967"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519727021"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация к уроку окружающего мира " Пустыни" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-pustyni"
    ["file_id"] => string(6) "187365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426507371"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства