Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Учитель: Четвергова Тамара Александровна
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: ты - сама жизнь.
Ты самое большое богатство на свете.»
Антуан де Сент-Экзюпери
Тема урока: «Вода - растворитель»
Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.
Задачи:
* Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что вода - растворитель; дать возможность научиться пользоваться школьным лабораторным оборудованием.
* Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
* Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде как ценному дару природы и источнику жизни.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся научатся:
Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.
Личностные
У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки и оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.
Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска SMART, презентация в программе SMART Notebook 11, графины с кипячёной водой, стеклянные стаканы, чайные ложечки, воронки, фильтровальная бумага, вещества: соль, сахар, речной песок, глина, учебник «Окружающий мир» 3 класс часть1, тетрадь для самостоятельной работы №1 «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы №3 «Математика в практических заданиях».
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Я рада поприветствовать вас на новой ступеньке, ведущей в мир познания. улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
2. Введение в тему.
Отгадайте загадку:
С горы сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда – руби хоть топором.
Нагрей её – и к небесам она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам: зовут её ..(вода).
Стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода".
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Сегодня у нас состоится очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». А эпиграфом к нашему заседанию я предлагаю взять слова Антуана де Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете.»
3. Стадия вызова.
- Ребята, как вы думаете, все ли вы знаете о воде?
Предлагаю проверить вам свои знания. Из клуба «Мы и окружающий мир» нам прислали исследовательские дневники. Заполните таблички, которые находятся в вашем исследовательском дневнике.
Прием «Пометки на полях»
Y – информацию знаю, вспомнил;
+ - новая информация;
? – информация не понятна, появились вопросы.
Утверждение | Мои знания в начале занятия | Мои знания в конце занятия |
Вода – прозрачная бесцветная жидкость. | | |
Вода не имеет вкуса и запаха. | | |
Пресной воды на Земле не так много. | | |
Вода обладает свойством текучести. | | |
Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится. | | |
Вода состоит из отдельных мельчайших частиц (молекул). | | |
Источниками пресной воды являются реки, озёра, болота, ледники. | | |
В природе вода может находиться одновременно в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. | | |
_____________________ _____________________ | | |
- Какая информация вызвала у вас вопросы?
- Какого свойства воды нет в данной таблице? Заполните недостающую графу.
- Предположите:
ВСЕ ЛИ ВЕЩЕСТВА РАСТВОРЯЮТСЯ В ВОДЕ?
- Как это можно доказать? (Провести опыты.)
4. Стадия осмысления. Проведение опытов.
Итак, сегодня мы снова будем исследователями. А объектом нашего исследования станет вода.
а) Посмотрите в исследовательский дневник: сколько опытов нам нужно провести?
Хватит ли нам времени на уроке?
- Какое решение проблемы вы можете предложить? (Каждая группа проводит 1 опыт.)
Руководителей групп прошу пройти к доске и выбрать себе № опыта.
(Выбор номера опыта на интерактивной доске)
- Найдите в дневнике описание вашего опыта, прочитайте, что вам нужно сделать, распределите роли в группе и приступайте к работе.
Не забывайте записывать выводы в ваш исследовательский дневник.
(Интерактивное средство )
б) При проведении опытов используй памятки, которые находятся в приложении:
Памятка №1
Правила работы в группе.
Памятка №2
Правила поведения при проведении опытов.
Памятка №3
Изготовление фильтра.
в) Инструкции к проведению опытов.
Опыт №1.1
Наполнить прозрачный стакан кипячёной водой.
Всыпать в него чайную ложку поваренной соли.
Помешивая воду, понаблюдать: что происходит с кристалликами соли.
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Попробуйте воду на вкус. Дополните вывод.
№1.2
Возьмите пустой чистый стакан.
Вставьте фильтр в воронку.
Профильтруйте получившийся раствор.
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2.1
1. Наполнить прозрачный стакан кипячёной водой.
2. Всыпать в него чайную ложку сахара.
3. Помешивая воду, понаблюдать: что происходит с сахаром.
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Попробуйте воду на вкус. Дополните вывод.
№2.2
1. Возьмите пустой чистый стакан.
2. Вставьте фильтр в воронку.
3. Профильтруйте получившийся раствор.
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3.1
Взять стакан с водой.
Всыпать в него речной песок.
Перемешать.
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№3.2
Возьмите пустой чистый стакан.
Вставьте фильтр в воронку.
Профильтруйте получившийся раствор.
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №4.1
1. Взять стакан с водой.
2. Всыпать в него глину.
3. Перемешать.
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№4.2
1. Возьмите пустой чистый стакан.
2. Вставьте фильтр в воронку.
3. Профильтруйте получившийся раствор.
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Закрепление с использованием интерактивной доски.
Дети распределяют вещества на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Это: соль, сахар, речной песок, глина, мел, мёд, сок, растительное масло.
д) ОБЩИЙ ВЫВОД:
Что можно сказать о воде как о растворителе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что можно сказать о веществах, которые мы растворяли в воде?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Очищает ли фильтр воду от растворённых в ней веществ? _____________________________________________________________________________
От каких частиц фильтр помогает очистить воду?
_____________________________________________________________________________
Интерактивная доска – информационная кнопка.
е) Где хранится пресная вода?
Предлагаю вернуться к таблице, с которой мы работали в начале урока. Что у нас осталось невыясненным?
- Объясните значение слова ПРЕСНЫЙ. Где мы можем посмотреть более точное описание?
Толковый словарь Ожегова:
Пресный
-ая, -ое; -сен, -сна, -сно, -сны и -сны. 1. Без соли или с недостаточным количеством соли (а также кислоты, остроты). Пресная вода. Пресная еда. Пресное тесто (не дрожжевое). 2. перен. Лишённый живости, остроумия, неинтересный, скучный (разг.). Пресные шутки. II сущ. пресность, -и, ж. и преснота, -ы, ж. (разг.).
Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Однако вода, заполняющая моря и океаны, - солёная. Без специальной обработки её нельзя использовать ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в быту.
При этом почти половина пресной воды «законсервирована» в виде ледяных «шапок» Антарктиды, Гренландии и высоких гор в различных районах Земли. Небольшая часть пресной воды скрыта от людских глаз в толще земной коры. Это подземные воды.
Доступная пресная вода на земной поверхности заполняет реки, озёра и болота.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Источники пресной воды
Источники | Масса воды, тысячи тонн |
Ледники | 22328 |
Подземные воды | 9970 |
Поверхностные воды: - пресноводные озёра - болота - реки | |
|
|
2 |
Как ни странно, но наименьшее количество пресной воды содержится в реках – всего 2000т. В болтах в 5 раз больше, чем в реках. А количество озёрной воды в 44 раза превышает количество пресной воды всех рек. Это все запасы пресной воды, на которые может рассчитывать человечество сегодня и в будущем.
ж) Работа в парах.
Задание 1.
Определите мировые запасы пресной воды, содержащейся в болотах.
Задание 2.
Определите мировые запасы пресной воды, содержащейся в озёрах.
Задание 3.
Дополните таблицу полученными данными о мировых запасах пресной воды, содержащейся в болотах и озёрах.
Задание 4.
Определите общее количество поверхностной пресной воды на Земле. Результат запишите в таблицу.
Стадия размышления.
Прием «Написание синквейна»
1 существительное | Вода |
2 прилагательных | |
3 глагола | |
Фраза по данной теме | |
1 существительное, связанное с первым словом | |
Рефлексия
Сегодня на уроке
• я научился
• было интересно
• было трудно
• могу похвалить себя за то, что
• могу похвалить одноклассников за то, что
• больше всего мне понравилось
• мне показалось важным
• для меня было открытием то, что
Домашнее задание
По выбору, на интерактивной доске (шестигранный кубик).