kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира "Вода - растворитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с исследовательским дневником для групповой работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода - растворитель окружающий мир ПНШ 3кл»

Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Учитель: Четвергова Тамара Александровна


«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни: ты - сама жизнь.

Ты самое большое богатство на свете.»

Антуан де Сент-Экзюпери


Тема урока: «Вода - растворитель»

Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

Задачи:

* Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что вода - растворитель; дать возможность научиться пользоваться школьным лабораторным оборудованием.

* Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

* Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде как ценному дару природы и источнику жизни.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся:

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.

Личностные

У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки и оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.


Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска SMART, презентация в программе SMART Notebook 11, графины с кипячёной водой, стеклянные стаканы, чайные ложечки, воронки, фильтровальная бумага, вещества: соль, сахар, речной песок, глина, учебник «Окружающий мир» 3 класс часть1, тетрадь для самостоятельной работы №1 «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы №3 «Математика в практических заданиях».


Ход урока:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Я рада поприветствовать вас на новой ступеньке, ведущей в мир познания. улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

2. Введение в тему.

Отгадайте загадку:

С горы сбегая без труда, она гремит как гром.

В морозный день она тверда – руби хоть топором.

Нагрей её – и к небесам она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам: зовут её ..(вода).

Стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода".

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Сегодня у нас состоится очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». А эпиграфом к нашему заседанию я предлагаю взять слова Антуана де Сент-Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете.»

3. Стадия вызова.

- Ребята, как вы думаете, все ли вы знаете о воде?

Предлагаю проверить вам свои знания. Из клуба «Мы и окружающий мир» нам прислали исследовательские дневники. Заполните таблички, которые находятся в вашем исследовательском дневнике.

Прием «Пометки на полях»

Y – информацию знаю, вспомнил;

+ - новая информация;

? – информация не понятна, появились вопросы.



Утверждение

Мои знания в начале занятия

Мои знания в конце занятия

Вода – прозрачная бесцветная жидкость.



Вода не имеет вкуса и запаха.



Пресной воды на Земле не так много.



Вода обладает свойством текучести.



Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.



Вода состоит из отдельных мельчайших частиц (молекул).



Источниками пресной воды являются реки, озёра, болота, ледники.



В природе вода может находиться одновременно в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.



_____________________

_____________________




- Какая информация вызвала у вас вопросы?

- Какого свойства воды нет в данной таблице? Заполните недостающую графу.

- Предположите:

ВСЕ ЛИ ВЕЩЕСТВА РАСТВОРЯЮТСЯ В ВОДЕ?

- Как это можно доказать? (Провести опыты.)


4. Стадия осмысления. Проведение опытов.

Итак, сегодня мы снова будем исследователями. А объектом нашего исследования станет вода.

а) Посмотрите в исследовательский дневник: сколько опытов нам нужно провести?

Хватит ли нам времени на уроке?

- Какое решение проблемы вы можете предложить? (Каждая группа проводит 1 опыт.)

Руководителей групп прошу пройти к доске и выбрать себе № опыта.

(Выбор номера опыта на интерактивной доске)


- Найдите в дневнике описание вашего опыта, прочитайте, что вам нужно сделать, распределите роли в группе и приступайте к работе.

Не забывайте записывать выводы в ваш исследовательский дневник.

(Интерактивное средство )


б) При проведении опытов используй памятки, которые находятся в приложении:

Памятка №1

Правила работы в группе.

Памятка №2

Правила поведения при проведении опытов.

Памятка №3

Изготовление фильтра.


в) Инструкции к проведению опытов.

Опыт №1.1


  1. Наполнить прозрачный стакан кипячёной водой.

  2. Всыпать в него чайную ложку поваренной соли.

  3. Помешивая воду, понаблюдать: что происходит с кристалликами соли.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попробуйте воду на вкус. Дополните вывод.

1.2

  1. Возьмите пустой чистый стакан.

  2. Вставьте фильтр в воронку.

  3. Профильтруйте получившийся раствор.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №2.1

1. Наполнить прозрачный стакан кипячёной водой.

2. Всыпать в него чайную ложку сахара.

3. Помешивая воду, понаблюдать: что происходит с сахаром.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попробуйте воду на вкус. Дополните вывод.

2.2

1. Возьмите пустой чистый стакан.

2. Вставьте фильтр в воронку.

3. Профильтруйте получившийся раствор.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №3.1


  1. Взять стакан с водой.

  2. Всыпать в него речной песок.

  3. Перемешать.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2

  1. Возьмите пустой чистый стакан.

  2. Вставьте фильтр в воронку.

  3. Профильтруйте получившийся раствор.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Опыт №4.1

1. Взять стакан с водой.

2. Всыпать в него глину.

3. Перемешать.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2

1. Возьмите пустой чистый стакан.

2. Вставьте фильтр в воронку.

3. Профильтруйте получившийся раствор.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________



г) Закрепление с использованием интерактивной доски.

Дети распределяют вещества на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Это: соль, сахар, речной песок, глина, мел, мёд, сок, растительное масло.







д) ОБЩИЙ ВЫВОД:

Что можно сказать о воде как о растворителе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что можно сказать о веществах, которые мы растворяли в воде?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Очищает ли фильтр воду от растворённых в ней веществ? _____________________________________________________________________________

От каких частиц фильтр помогает очистить воду?

_____________________________________________________________________________


Интерактивная доска – информационная кнопка.



е) Где хранится пресная вода?


Предлагаю вернуться к таблице, с которой мы работали в начале урока. Что у нас осталось невыясненным?

- Объясните значение слова ПРЕСНЫЙ. Где мы можем посмотреть более точное описание?

Толковый словарь Ожегова:

Пресный

-ая, -ое; -сен, -сна, -сно, -сны и -сны. 1. Без соли или с недостаточным количеством соли (а также кислоты, остроты). Пресная вода. Пресная еда. Пресное тесто (не дрожжевое). 2. перен. Лишённый живости, остроумия, неинтересный, скучный (разг.). Пресные шутки. II сущ. пресность, -и, ж. и преснота, -ы, ж. (разг.).

Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Однако вода, заполняющая моря и океаны, - солёная. Без специальной обработки её нельзя использовать ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в быту.

При этом почти половина пресной воды «законсервирована» в виде ледяных «шапок» Антарктиды, Гренландии и высоких гор в различных районах Земли. Небольшая часть пресной воды скрыта от людских глаз в толще земной коры. Это подземные воды.

Доступная пресная вода на земной поверхности заполняет реки, озёра и болота.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Источники пресной воды


Источники

Масса воды, тысячи тонн

Ледники

22328

Подземные воды

9970

Поверхностные воды:


- пресноводные озёра

- болота

- реки





2


Как ни странно, но наименьшее количество пресной воды содержится в реках – всего 2000т. В болтах в 5 раз больше, чем в реках. А количество озёрной воды в 44 раза превышает количество пресной воды всех рек. Это все запасы пресной воды, на которые может рассчитывать человечество сегодня и в будущем.

ж) Работа в парах.

Задание 1.

Определите мировые запасы пресной воды, содержащейся в болотах.

Задание 2.

Определите мировые запасы пресной воды, содержащейся в озёрах.

Задание 3.

Дополните таблицу полученными данными о мировых запасах пресной воды, содержащейся в болотах и озёрах.

Задание 4.

Определите общее количество поверхностной пресной воды на Земле. Результат запишите в таблицу.

  1. Стадия размышления.


Прием «Написание синквейна»



1 существительное

Вода

2 прилагательных


3 глагола


Фраза по данной теме


1 существительное, связанное с первым словом



Рефлексия


Сегодня на уроке

• я научился

• было интересно

• было трудно

• могу похвалить себя за то, что

• могу похвалить одноклассников за то, что

• больше всего мне понравилось

• мне показалось важным

• для меня было открытием то, что


Домашнее задание

По выбору, на интерактивной доске (шестигранный кубик).

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский дневник к уроку окружающего мира 3кл»



























ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК







Стадия вызова.

Проверьте себя! Всё ли вы знаете о воде?


Y – информацию знаю, вспомнил;

+ - новая информация;

? – информация не понятна, появились вопросы.
































































ПРИЛОЖЕНИЕ


ПАМЯТКА 1


Правила работы в группе.


  1. Умей слушать и понимать других.

  2. Не перебивай говорящего.

  3. Дай возможность высказать своё мнение каждому.

  4. Умей договариваться, приходить к общему мнению.


ПАМЯТКА 2


Правила поведения при проведении опытов.


  • Необходимо осторожно обращаться с приборами. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

  • Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

  • Когда экспериментатор проводит опыт, остальные наблюдают за ним или помогают по его просьбе.

  • Обмен мнениями начинается только после того, как экспериментатор завершит опыт.

  • Переговариваться друг с другом нужно тихо, чтобы не мешать остальным.

  • Проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.

  • После проведения опыта необходимо вымыть руки с мылом.



Утверждение

Мои знания в начале занятия

Мои знания в конце занятия

Вода – прозрачная бесцветная жидкость.



Вода не имеет вкуса и запаха.



Пресной воды на Земле мало.



Вода обладает свойством текучести.



Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.



Вода состоит из отдельных мельчайших частиц (молекул).



Источниками пресной воды являются реки, озёра, болота, ледники.



В природе вода может находиться одновременно в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.



_____________________________

_____________________________





Какого свойства воды нет в данной таблице? Заполните недостающую графу.

Предположите:

ВСЕ ЛИ ВЕЩЕСТВА РАСТВОРЯЮТСЯ В ВОДЕ?

Как это можно доказать?


Инструкции к проведению опытов.


Опыт №1.1



  1. Наполнить прозрачный стакан кипячёной водой.

  2. Всыпать в него чайную ложку поваренной соли.

  3. Помешивая воду, понаблюдать: что происходит с кристалликами соли.

- Изменился ли цвет воды? ________________________

- Изменилась ли прозрачность воды?________________

Попробуйте воду на вкус.

- Изменился ли вкус воды?___________________________

Вывод: соль ______________________________________

_______________________________________________



СИНКВЕЙН



1 существительное, обозначающее тему синквейна


________________________

________________________

________________________

2 прилагательных, раскрывающих признаки предмета


________________________

________________________

________________________

3 глагола,

раскрывающих действия, свойственные этому предмету



________________________

________________________

________________________

________________________

Фраза, раскрывающая суть предмета



________________________

________________________

________________________

1 существительное, выступающее как итог,

вывод

________________________

________________________

________________________





ОБЩИЙ ВЫВОД:

Что можно сказать о воде как о растворителе?

____________________________________________________________________________________________________

Что можно сказать о веществах, которые мы растворяли в воде?

____________________________________________________________________________________________________


Очищает ли фильтр воду от растворённых в ней веществ? __________________________________________________

От каких частиц фильтр помогает очистить воду?

________________________________________________



Толковый словарь Ожегова:

Пресный -ая, -ое; -сен, -сна, -сно, -сны и -сны.

1. Без соли или с недостаточным количеством соли (а также кислоты, остроты). Пресная вода. Пресная еда. Пресное тесто (не дрожжевое).

Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Однако вода, заполняющая моря и океаны, - солёная. Без специальной обработки её нельзя использовать ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в быту.

При этом почти половина пресной воды «законсервирована» в виде ледяных «шапок» Антарктиды, Гренландии и высоких гор в различных районах Земли. Небольшая часть пресной воды скрыта от людских глаз в толще земной коры. Это подземные воды.

Доступная пресная вода на земной поверхности заполняет реки, озёра и болота.

1.2

  1. Возьмите пустой чистый стакан.

  2. Вставьте фильтр в воронку.

  3. Профильтруйте получившийся раствор.

Вывод:

- Осталась ли соль на фильтре?_______________________

- Изменился ли вкус воды после фильтрации? __________

- Что произошло с солью?___________________________


Опыт №2.1

1. Наполнить прозрачный стакан кипячёной водой.

2. Всыпать в него чайную ложку сахара.

3. Помешивая воду, понаблюдать: что происходит с сахаром.

- Изменился ли цвет воды? ________________________

- Изменилась ли прозрачность воды?________________

Попробуйте воду на вкус.

- Изменился ли вкус воды?___________________________

Вывод: сахар ______________________________________

_______________________________________________


2.2

1. Возьмите пустой чистый стакан.

2. Вставьте фильтр в воронку.

3. Профильтруйте получившийся раствор.

Вывод:

- Остался ли сахар на фильтре?_______________________

- Изменился ли вкус воды после фильтрации? __________

- Что произошло с сахаром?__________________________


Опыт №3.1


  1. Взять стакан с водой.

  2. Всыпать в него речной песок.

  3. Перемешать.

- Изменилась ли прозрачность воды?________________

- Изменился ли цвет воды? ________________________

- Исчезли ли песчинки? ____________________________


Вывод: речной песок _____________________________

__________________________________________________


3.2

  1. Возьмите пустой чистый стакан.

  2. Вставьте фильтр в воронку.

  3. Профильтруйте получившийся раствор.

- Что проходит через фильтр, а что остаётся на нём?

__________________________________________________

- Что происходит с речным песком в воде?

Вывод: речной песок _____________________________

_______________________________________________

Опыт №4.1

1. Взять стакан с водой.

2. Всыпать в него глину.

3. Перемешать.


- Изменилась ли прозрачность воды?________________

- Изменился ли цвет воды? ________________________

- Исчезла ли глина? ______________________________


Вывод: глина ___________________________________

__________________________________________________



4.2

1. Возьмите пустой чистый стакан.

2. Вставьте фильтр в воронку.

3. Профильтруйте получившийся раствор.

- Что проходит через фильтр, а что остаётся на нём?

__________________________________________________

- Что происходит с глиной в воде?

Вывод: глина ___________________________________

_______________________________________________










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира "Вода - растворитель"

Автор: Четвергова Тамара Александровна

Дата: 05.11.2018

Номер свидетельства: 483687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока Окружающий мир. Вода - растворитель.3 класс (ПНШ)."
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_uroka_okruzhaiushchii_mir_voda_rastvoritel_3_klass_pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "503592"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552921539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Фрагмент  урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"для 3-го класса "
    ["seo_title"] => string(81) "fraghmient-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-voda-i-ieie-svoistva-dlia-3-gho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "106005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402933054"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "" Конспект урока окружающего мира" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-2"
    ["file_id"] => string(6) "138395"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417535103"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок окружающего мира.Тема: "Вода - растворитель""
    ["seo_title"] => string(48) "urok_okruzhaiushchego_mira_tema_voda_rastvoritel"
    ["file_id"] => string(6) "493873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546691774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "урок окружающего мира " Вода- растворитель" ПНШ 3 кл"
    ["seo_title"] => string(56) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-voda-rastvoritiel-pnsh-3-kl"
    ["file_id"] => string(6) "331564"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464676063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства