Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.
Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства
1 2 | Орг. момент (этап самоопределения). Актуализация знаний, мотивация учащихся. | У. Всем доброе утро! (Слайд 2) Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир». -Сегодня у нас гости, учителя из других школ, которые тоже пришли на заседание клуба. Предлагаю председателю клуба, Глебу Болдинову, открыть заседание. Председатель. Мы сегодня собрались на заседание клуба по теме «Вода – растворитель». Задание всем присутствующим: подготовить доклад на тему «Вода – растворитель». На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях, с помощью своих «научных руководителей». Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания обсудить план сообщения «Вода – растворитель». - Готовясь, к уроку я натолкнулась на такую сказку. Послушайте: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее? Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар? - Так как вы думаете, какое свойство воды нам будет важно узнать сегодня на уроке?
| Отвечают учителю на приветствие Слушают сообщение учителя и председателя Учащиеся слушают текст сказки. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения | 2 мин. 2мин. |
| Постановка проблемы. | - С разрешения председателя я хочу сделать первое сообщение. (Слайд 3) Такое же заседание по теме «Вода – растворитель» недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. - Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, речной песок и глина. - Для этого мы с вами откроем научную лабораторию, разделимся на группы. В каждой группе выберем научного руководителя. | Слушают сообщение учителя, определяют для себя цели работы Выбирают в группе « научного руководителя» | 2 мин. |
4 5 | Определение темы и цели исследования. Выдвижение рабочей гипотезы, ее подтверждение. | - Нам предстоит исследовать, что происходит в воде с различными веществами. А что такое исследование? - Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель ВУЗа и учитель – человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. - Любое исследование начинается со сбора информации. - Что находится у вас на столах? ( Стаканчики с водой, вещества). - Нам нужно исследовать, что же происходит в воде с различными веществами. Какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами). - Вашим «лабораториям» задана задача. Прочитайте и сформулируйте вашу гипотезу, что произойдет? Гипотеза – это научное предположение, суждение о каком-либо явлении, объекте. - Подумаем вместе, какие гипотезы будем подтверждать. (Слайд 4) Предположим … (соль растворится в воде) Допустим … (сахар растворится в воде) Возможно … (песок не растворится в воде) Что, если … (глина не растворится в воде) - Давайте мы проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться. Перед работой председатель напомнит вам правила при проведении опытов и раздаст карточки, на которых эти правила напечатаны. (Слайд 5) П. Посмотрите на экран, где записаны правила. «Правила при проведении опытов» Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. Опыт проводит один из учеников (докладчик), остальные молча наблюдают или по просьбе докладчика помогают ему. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как докладчик разрешает его начать. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
| Учащиеся высказывают предположения Учащиеся выдвигают рабочие гипотезы в группах, делают записи в таблице. Учащиеся проводят опыты в группах, записывают результаты опытов в листах исследования | 2 мин. 10 мин. |
| | - Какие предположения есть у вас по данной теме? Запишите их в таблице. Ход работы. | Предполагаемые ответы. | Ответы после эксперимента. | 1. Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте. | | | 2.Насыпьте сахар в стакан с водой. Размешайте. | | | 3. Насыпьте песок в стакан с водой. Размешайте. | | | 4. Насыпьте глину в стакан с водой. Размешайте. | | | Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу Ход работы. | Предполагаемые ответы. | Ответы после эксперимента. | 1. Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте. | | | 2. Насыпьте сахар в стакан с водой. Размешайте. | | | 3. Насыпьте песок в стакан с водой. Размешайте. Пропустите воду с песком через фильтр. Сделайте вывод | | | 4. Насыпьте глину в стакан с водой. Размешайте. Пропустите воду с глиной через фильтр. Сделайте вывод | | | - Проведите опыты по группам. У каждой группы своё задание. Проверьте, растворяются ли в воде данные вещества. «Научный руководитель» из каждой лаборатории берет один из подготовленных наборов, и проводит опыты. Группа наблюдает, что происходит . Председатель зачитывает один и тот же вопрос каждой группе, а представители от лабораторий отвечают на них. | Высказывают свои предположения | |
| | 1- (Слайд 6) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась) Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился) Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой) Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно) - Сделайте вывод. (Соль растворилась) 2- (Слайд 7) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась) Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился) Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой) Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила) - Сделайте вывод. (Сахар растворился) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр. Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают 3-(Слайд 8 П. Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком. У. Прочитайте в учебнике порядок действий при проведении опыта. Проводят опыт с речным песком. Размешивают в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с песчинками и водой. П. (Слайд 9) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной) Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился) Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной) У. Сделайте вывод. (Песок не растворился) П. (Слайд 10) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны) Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются) У. Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился) (Слайд 11) У. Верным ли было ваше предположение о растворимости песка в воде? У. Отлично!Молодцы!
| | |
| | У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. 4) П. (Слайд 12) Проделайте такой же опыт с кусочком глины. Проводят опыт с глиной. Размешивают в стакане с водой кусочек глины. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с глиной и водой. П. (Слайд 13) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной) Изменился ли цвет воды? (Да) Исчезли ли частицы глины? (Более тяжелые частицы опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной) У. Сделайте вывод. (Глина не растворилась в воде) У. Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр. П. (Слайд 14) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре.) Очистилась ли вода от глины? (Фильтр помог очистить воду от частиц, которые не растворились в воде) У. Сделайте вывод. (Глина не растворяется в воде) У. Гипотеза подтвердилась? У. Молодцы! Все правильно! У. Прошу одного из членов группы зачитать выводы, записанные в тетради, всем присутствующим. У. Есть ли у кого-нибудь дополнения, уточнения? У. Сделаем выводы из опытов. (Слайд 15) Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок и глина не растворились.) Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет? (Растворившиеся в воде вещества проходят через фильтр вместе с водой, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре) У. Прочитайте о растворимости веществ в воде в учебнике (с.87). У. Сделайте вывод о свойстве воды как растворителя. (Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются) (Слайд 15) У. Советую членам клуба прочитать рассказ в хрестоматии «Вода – растворитель» (с.46). (Слайд 16) Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду?(Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ) Физминутка ( Угадывание звуков воды).
| Высказывают свои предположения Высказывают свои предположения Знакомятся с лексическим значением слова фильтр | |
| | У. Молодцы! Все правильно! У. Прошу одного из членов группы зачитать выводы, записанные в тетради, всем присутствующим. У. Есть ли у кого-нибудь дополнения, уточнения? У. Сделаем выводы из опытов. (Слайд 25) Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок и глина не растворились.) Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет? (Растворившиеся в воде вещества проходят через фильтр вместе с водой, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре) У. Прочитайте о растворимости веществ в воде в учебнике (с.87). У. Сделайте вывод о свойстве воды как растворителя. (Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются) (Слайд 25) У. Советую членам клуба прочитать рассказ в хрестоматии «Вода – растворитель» (с.46). (Слайд 26) Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду?(Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ) | |
6 | Формулирование вывода по результатам исследования | У. Сделайте, пожалуйста, выводы по результатам опытов - Все ли вещества растворяются в воде? ( Слайд 15) - Какое устройство помогает очистить воду от вредных примесей7 (Слайд 16 У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? (Слайд 15) Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье. (Слайд 17) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя. (Слайд 18) В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом. (Слайд 19) Когда рисуем акварельными красками или гуашью. У. Обратите внимание на задание, записанное на доске. Предлагаю составить коллективный план выступления на тему «Вода – растворитель». Обсудите его в своих лабораториях. Заслушивание планов по теме «Вода – растворитель», составленных учащимися. У. Давайте все вместе сформулируем план выступления. (Слайд 20) Примерный план выступления по теме «Вода – растворитель» Введение. Растворение веществ в воде. Выводы. Использование людьми свойства воды растворять некоторые вещества. | Учащиеся высказывают свои предположения, делают выводы. Учащиеся приводят примеры. Учащиеся делают вывод. Слайды 21, 22 – дополнительные задания | 10 мин. |
8 | Подведение итогов урока. | Какое свойство воды исследовали на заседании клуба? (Свойство воды как растворителя) К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.) Как вы думаете, трудно быть исследователями? Что показалось наиболее сложным, интересным? Пригодятся ли вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в дальнейшей жизни? (Слайд 23) (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится | Учащиеся высказываются. | 2 мин |
9 | Домашнее задание. | (Слайд 24) Составить по плану доклад для выступления по теме «Вода – растворитель». Лучшие исследовательские работы по этой теме будут отправлены в научный клуб. -Спасибо всем за урок. Думаю, что заседание школьного клуба прошло хорошо, и вы можете поделиться своими впечатлениями, написав об этом в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир». | Учащиеся предлагают варианты заданий. | 2мин |
10 | Рефлексия | Когда мы используем свойство воды растворять некоторые вещества на уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью) Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. (Слайд 25) «Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение. «Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное. «Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение. Покажите свои листы с раскрашенной водой в стакане. | Учащиеся оценивают свою работу и работу класса на уроке. | 2 мин |
11. | Оценивание | Благодарю председателя, « научных руководителей», исследователей за хорошую работу | Слушают сообщение учителя | 1мин |