2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. | 1. -Что изучаем на уроках окружающего мира? -Как получаете ответы на вопросы? -Оцените себя, как вы владеете разными способами получения информации. Если я, могу легко найти ответ на интересующий меня вопрос в книге, ставлю крестик на самом верху линеечки, если это удаётся не всегда, поставлю крестик посередине, если ни на один вопрос ответа в книге не могу найти, поставлю крестик внизу (простым карандашом) На второй линеечке поставлю крестик вверху, если я могу ответить на любой вопрос, наблюдая за окружающим миром, посередине, если это получается не всегда, внизу – если не удаётся. Могу спросить у взрослого, товарища, воспользоваться возможностями Интернета достаточно легко, поставлю крестик вверху третьей линеечки, нет – внизу. -Вы оценили свои умения по-разному. - Сегодня на уроке нам предстоит наблюдать, спрашивать друг у друга, находить информацию в учебнике и других источниках. Как это у нас получиться проверим в конце урока. -Отложу листочек, вернусь к нему в конце работы! | - Спросить у взрослого. Узнать в книге или справочнике. Наблюдать самостоятельно. Дети на листочках, где у них изображены такие же линеечки и символы, изображают себя с помощью знака (Х) Формулировка одной из целей урока. |
3.Целеполагание 4.Изучение нового материала 5. Подведение итогов и результатов урока. | 1.Начну наше занятие со слов Антуан де Сент-Экзюпери - Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире. -Почему Антуан де Сент-Экзюпери сказал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? - Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! - Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды. - Выберите свойства воды, которые вы изучили а предыдущих уроках: -цвет -запах -вкус -прозрачность -форма -текучесть -растворитель -хрупкость -Какое свойство осталось не изученным? -Вода-объект изучения сегодня. -Тема урока звучит так: «Вода- растворитель» Поставьте цель на сегодняшний урок. 2. – Исходя из темы, на какие вопросы сегодня могу получить ответ? -Могу получить ответы на все заданные вопросы за оставшееся время? Как быть? Предлагаю попытаться найти ответ на следующие вопросы: Что такое растворитель, растворение? Какие вещества может растворять вода? Где и как человек использует свойство воды растворять вещества? 1.Работа с определением. -Где могу получить ответ на вопрос «Что такое растворитель, ратворение?» - Первый ряд у нас есть уникальная возможность, поработать с настоящим словарём, это толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Напоминаю, что работать с любой книгой нужно чистыми руками, аккуратно, бережно перелистывая страницы. -Найдите определение понятия растворитель в словаре. Экономя время, я вложила в словарь закладки, пользуясь ею, открою нужную страницу. Второй ряд найдите определение понятия растворение в учебнике стр.19. Третий ряд дайте определение понятиям растворитель, растворение в паре используя свои знания и товарища по парте. Работу выполняю в течение 1 минуты. (Звонок) -Третий ряд, какое задание выполняли? Поделитесь своими ответами. - Первый ряд, какое задание выполняли? С каким источником информации работали? Прочитайте. Сергей Иванович дает следующее понятие растворителя: Растворитель-вещество, растворяющее в себе какое-нибудь другое вещество. -Второй ряд определение, какого понятия искали в учебнике? Прочитайте. Растворение-это равномерное распределение частиц одного вещества между частицами воды или другой жидкости. Прочту определение еще раз. Что такое растворение? Физминутка. -На какой вопрос ответили? -Какой следующий? -Ответим на этот вопрос после проведения практической работы. Откройте рабочую тетрадь на стр. 26,задание 68. - Прочитайте цель практической работы. -Рассмотрите таблицу. Почитайте название колонок. -Для чего необходима колонка «Ход работы»? «Наблюдения», «Вывод» 2. Практическая работа: -Работу выполняю в паре. Помню о правилах учебного сотрудничества. Каких? -На столах находится оборудование, необходимое для проведения практической работы. -Рассмотрите его -На какие группы можно разделить все оборудование( вещества, инструменты) - Назовите вещества. -Для чего нужна пипетка? - Какие приспособления, инструменты вы видите? При проведении опытов необходимо соблюдать правила: Бережно относитесь ко всем приборам. Опыт проводит один из учеников, а другой, молча наблюдает. Запрещено определять вкус веществ. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. -Прочитаю 1 задание практической работы. -Назовите цель выполнения первого опыта. Какую гипотезу будем подтверждать? -В какой последовательности будете выполнять опыт? 1.Насыплю соль в стакан с водой. 2. Размешаю. 3. Наблюдения запишу в рабочую тетрадь. 4.Поделюсь результатами наблюдения с товарищем. 5. Сделаю вывод. -Первый опыт проводят обучающиеся, которые сидят на первом варианте. Прошу всех приступить к выполнению первого опыта. На всю работу 2 минуты (Звонок) -Сделайте вывод. - Подтвердилась ли первая гипотеза? Продолжу заполнять таблицу, работая в паре. Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадях. На какой вопрос помогла ответить практическая работа? Физ. минутка 3. На какой вопрос урока не получили ответ? Опираясь на свои знания и жизненный опыт, дадим ответ на этот вопрос. (Слайд 27) Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье. (Слайд 28) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя. (Слайд 29) В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом. (Слайд 30) Когда рисуем акварельными красками или гуашью. - Всегда ли свойство воды растворять различные вещества приносит пользу? -Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 19. (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».) -Д/з. Составить доклад для выступления по теме «Вода- растворитель» На все ли вопросы удалось ответить? Какое свойство воды исследовали на сегодняшнем уроке? Где пригодятся вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в жизни? -Какие источники использовали , чтобы найти ответ на поставленные вопросы? 4.Оценим себя (работа с листами самооценки) -Сегодня на уроке я легко нашёл ответ на вопрос, пользуясь книгой, ставлю крестик вверху линеечки, не смог этого сделать – внизу, удалось, но не всё – крестик посередине (ставлю ручкой) 5. Как мы используем свойство воды растворять некоторые вещества на уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью) Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует уровню достижения поставленной цели на уроке. (Слайд 34) «Желтый цвет» – на все вопросы нашел ответ «Зеленый цвет» –некоторые вопросы остались непонятными.. «Синий цвет» –цель урока не достигнута -Мне было приятно и комфортно с вами работать, спасибо, молодцы! | - Жизнь зародилась в воде. - Вода необходима для организма человека, для растений и животных. -Без воды невозможна жизнь на Земле) цвет -запах -вкус -прозрачность -форма -текучесть -хрупкость -растворитель Я изучаю свойство воды растворение. Учебник, словарь, товарищ Что такое растворитель, растворение? Какие вещества может растворять вода? Проверить свойство воды растворять разные вещества. В колонке «Ход работы» дан план выполнения практических действий Правила: дружно не ссорюсь, распределю обязанности Вещества: соль, сок, песок, глина Пипетка, стаканы с носиком Работать с жидкими веществами Проверяю свойство воды растворять соль. Предположим…. Допустим….. Возможно….. Что, если…. Соль растворилась в воде. Сок растворился в воде Песок в воде не растворился. Глина в воде не растворилась Вода- растворитель, но не все вещества в ней растворяются Где и как человек использует свойство воды растворять вещества? Свойство воды как растворителя Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.) |