- Когда можно видеть радугу? (светит солнце и идёт дождь, сразу после дождя)
-Но солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета. А посмотрите на радугу. Какой вопрос возникает? (Откуда берётся цвет?)
3. Постановка учебной задачи
-Отсюда, какая тема урока ?
(Тема урока уточняется учителем или по учебнику)
Тема урока «Почему радуга разноцветная?»
- Что мы должны узнать о радуге? (вместе сформулируем учебную задачу)
( учебник с.40)
-узнаем, как возникает радуга
-научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности
4. «Открытие» детьми нового знания
-А вы уже знаете, почему бывает радуга?
( разные мнения детей)
-Вопрос был один, а сколько мнений!
- Посмотрите мультфильм, совершите виртуальное путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос «Почему бывает радуга?»
- Чтобы ответить на вопрос, надо внимательно смотреть мультфильм.
1) Просмотр отрывка мультфильма из серии «Семья Почемучек»
- Смогли ли вы найти ответ на поставленный вопрос?
2) -Давайте ответим на вопрос «Почему бывает радуга?»
План ответа:
Что нужно для возникновения радуги? (Солнечный свет и капли воды)
Что происходит с солнечными лучами? (Капля воды преломляет свет как призма и раскладывает его на разноцветные лучи)
Слайд
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
Что тогда образуется? (Радуга )
3) Работа с учебником
- Давайте проверим себя по учебнику с. 41 – прочитаем объяснение Мудрой Черепахи .
Дети читают текст про себя, один ученик перечитывает вслух.
- Ответ на поставленный вопрос соответствует учебнику? Вы правильно ответили на вопрос?
- Вы молодцы!
4) Обобщение ответов детей
-Сейчас мы несколько мгновений насладимся изображениями этого необычного природного явления. Посмотрите на экран.
- Слово «радуга» похоже на слово «радость». Слайд
И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Слайд
- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Слайд
-Природа изобретательна!
5) Физкультминутка
Посмотрите: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
6) Постановка проблемного вопроса.
- Мы теперь всё знаем о радуге?
- Кто знает, сколько цветов у радуги? Слайд
- Назовите цвета радуги.
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
- Цвета радуги можно поменять местами?
Проблемный вопрос: Как запомнить их по порядку и очень быстро?
(Выслушиваем мнения детей)
7) Решение проблемной ситуации. Работа с учебником.
Учебник с.40
- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразу – подсказку:
« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
- Но есть и другие фразы-подсказки:
«Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь»
-Догадались, почему такие слова?
(по первым буквам - цвета радуги) Слайд
Повторить фразу – подсказку вместе и друг другу в парах, заучивание.
5. Первичное закрепление
1) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в парах
В конверте разноцветные полоски.
Задание: Чтобы запомнить последовательность цветов радуги, предлагаю помочь Муравьишке собрать кусочек радуги.
Проверка Слайд
Критерии оценки выполнения работы:
1. Количество и цвет полосок соответствует цветам радуги?
2. Все полоски расположены в правильном порядке. Модель соответствует образцу.
Да - Ты отлично справился с работой. Модель соответствует образцу (Ситуация успеха!)
-Вы за работу получаете молодчинки. Достаньте их из конверта.
Допустил 1-2 ошибки - (не все цвета или нарушена последовательность) Проверь себя по учебнику с. 41 и исправь.
6. Включение в систему знаний
1) Работа над проектом
а) Выбор проекта, обоснование.
– Чтобы научиться отображать порядок цветов в радуге, предлагаю создать свою радугу.
б) Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем, что мы можем использовать для этой работы? (Карандаш, мелки, пластилин,
гуашь, акварель, цветная бумага и т. д.)
–Эти способы подходят нам сегодня?
в) Планирование проекта.
– Работать будем в группах.
Садятся дети по группам.
Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги создавать. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)
– Определим цвета полосок.
(Дети отмечают буквами названия цветов.)
-Время на выполнение работы – 5- 7 минут.
-Удачного вам сотрудничества!
г) Практическая работа. Слайд
(самостоятельная работа детей)
д) Защита проекта.
– У кого же самая веселая радуга?
(Свою работу дети вывешивают на доску)
-Вы довольны своей работой?
2) Песня «Кто построил радугу?» Слайд
8. Домашнее задание
- Выучить фразу-подсказку,
или (возможно это трудная подсказка) попробуйте придумать свою фразу-подсказку, можете для этой работы пригласить своих родителей.
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
-Мы ответили на все поставленные вопросы?
-Что узнали?
- Что у вас лучше всего получилось?
- Как работали?
Оцените свою работу с помощью смайликов (достижения)
Ж – Урок прошёл удачно. Я доволен собой.
З - Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.
К - Мне было очень трудно. Мне нужна помощь.
- От такого количества улыбок, не только в небе радуга зажжётся, но и нас в классе…
Слайд
- В старину верили, что она приносит счастье. Так пусть у вас, мои милые ученики и дорогие гости, в жизни будет как больше счастливых мгновений!