Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие звери?"»
Урок: окружающий мир, 1 «б» класс.
Учитель: Царева О.Я.
Тема урока: «Кто такие звери?»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, кто такие звери, на основе выделения существенных признаков.
Задачи урока:
Образовательные: Учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, приводить примеры животных этой группы.
Развивающие: Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес к исследовательской работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование положительного отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, операции, действовать по плану, оценивать свои результаты.
Познавательные:
- понимать информацию, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других.
Предметные: обучающиеся получат возможность называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей, понимать связь между строением тела животного и его образом жизни.
Ход урока
Организационный момент.
- Садитесь, ребята! Начинаем урок окружающего мира. Продолжите хором за мной предложения:
На уроке будь старательным,
будь спокойным и …
Говорите чётко, внятно, чтобы было всем …
Если хочешь отвечать, надо руку …
- Не забывайте эти правила, и я уверена, что у вас на уроке всё получится, ведь вы очень умные и сообразительные ребята.
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
II.Актуализация знаний.
1). Игра «Пазлы».(Работа в парах).
- Ребята, у вас на столе лежат конверты. Посмотрите, что в них. Какое задание вам предстоит выполнить? Верно, надо собрать картинку.
У детей получаются картинки с изображением рыб, птиц и насекомых.
- Кто изображен на ваших картинках? (На доске появляются изображения этих животных. Слайд 1.)
-Что объединяет все эти изображения? Кто это? (Животные.)
-На какие группы можно разделить этих животных? (Рыбы, птицы, насекомые).
-Как вы определили принадлежность данных животных к группе?
В ходе беседы используется прием «Ловушка».
Например:
Дети: Это рыба, у нее есть хвост.
Учитель: Значит, кошка -это рыба?
Дети: Это насекомое, у него есть усики.
Учитель: Значит, сом и собака -это насекомые? И т.д.
Вывод:
Насекомые - животные, у которых шесть ног.
Рыбы - водные животные, тело которых покрыто чешуей.
Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.
2). Кроссворд. (Слайд 2)
Вот на ветках чудо-дом
Как уютно птицам в нем.
Ни дверей, ни окон в нем
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут... гнездо
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится:
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это …(сова).
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ….(воробей).
Легкое, мягкое, есть у каждой птицы (перо)
Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица)
- Прочтите выделенное слово (звери). Назовите тему нашего урока.
(Вывешивается табличка со словом звери)
III. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Что нового узнаем?
- Прочитайте в учебнике на стр.38, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- На уроке нам предстоит ответить на вопросы:
-Кто такие звери?
-Какое второе название у зверей?
IV. Работа над темой урока.
1.) Работа по учебнику.
- На с. 38, рассмотрите картинки и ответьте на вопросы:
- Кого вы видите? Кто из них точно не зверь?
- А как же можно отличить зверей от других животных? (Чтобы точно сказать, что она – зверь, нужно рассмотреть основные признаки зверей).
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы познакомимся со строением тела зверей и установим их главный признак. Познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.
- А сейчас послушайте весёлое стихотворение, которое нам прочитает Толстоухов Егор.
На экране появляется картинка жирафа. (Слайд 3).
Шел по городу жираф, У него был добрый нрав. Никого не задевал, Всем приветливо кивал. Но порой его приветы Оставались без ответа. И тогда серчал жираф, Несмотря на добрый нрав.
- Рассмотрим строение тела жирафа на с. 38. Назовите части тела. (Работа в парах. Один ученик называет части тела жирафа, второй показывает их. Затем дети меняются ролями.)
- Из каких частей состоит тело жирафа? (Ответы обучающихся).
На экране появляется строение тела жирафа.
- Покажем эти части у мышки.
- Какой вывод сделаем? (Мышка — это зверь, потому что у нее есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.)
Физкультминутка.
Игра «Рыбы, птицы, звери».
Игра на внимание. Дети стоят за партами. Учитель ходит по классу и говорит: «Рыбы, птицы, звери,...птица (или рыба, или зверь)» и бросает мяч одному из играющих, который должен назвать птицу (или рыбу, или зверя). Условие: название не должно повторяться.
– Продолжаем разговор о зверях. Значит, звери – это те животные, которые имеют голову, шею, усы, туловище, 4 ноги, хвост? Только ли звери имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить группу зверей.
2). Исследовательская работа.
Исследование первой гипотезы: «Звери – это те, кто имеют голову, шею, туловище и хвост». (Слайд 4.)
– Но только ли у зверей есть хвост, туловище, голова и шея?
– Значит, данный признак нельзя считать главным.
Исследование второй гипотезы: «Звери– это те, кто имеют усы».
– Ваши предположения, зачем животным усики? - Усы у животных – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усы длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые животные ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у зверей есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать главным.
Исследование третьей гипотезы: «Звери – это те, у кого 4 ноги».
– Но только ли у зверей есть 4 ноги?
- Присмотритесь внимательнее и скажите чем же покрыто тело зверей? (шерстью)
Исследование четвёртой гипотезы: «Звери – это те, чье тело покрыто шерстью».
- Давайте сделайте вывод. Какой же главный отличительный признак зверей? (Тело покрыто шерстью).
(вывешивается табличка со словами- тело покрыто шерстью)
Вывод: Тело зверей покрыто шерстью.(Слайд 5.)
3). Работа с иллюстрацией учебника.
— А что изображено на фотографии внизу справа на с. 38? (У собаки появились щенки, и она их кормит молоком.)
— Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детенышей молоком.)
- Вот поэтому второе название зверей — млекопитающие. Запомните, ребята, что все звери млекопитающие. От слова «млеко» - молоко.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Зверей называют млекопитающими. (Слайд 6)
- Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники, а тело покрыто гладкой кожей. Киты и дельфины дышат лёгкими и вскармливают своих детёнышей молоком, поэтому они – млекопитающие, а не рыбы.
4.) Дикие и домашние животные (Слайд 7)
- На какие две группы можно разделить этих зверей? (Дикие и домашние.)
- Назовите домашних зверей. (Ответы детей.)
- Назовите диких зверей. (Ответы детей.)
- Как определили?
Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
V. Закрепление изученного материала.
1). Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя. (Коллективная проверка.)
-Кто из этих животных самый большой?
-Что вы о нём знаете?
2). Рассказ подготовленных учеников о зверях.
1. Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают. (Слайд 8).
2. Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. (Слайд 9)
3.) Выполнение заданий на рабочем листе
Задание 1.
Рассмотри рисунки. Найди изображение зверей, раскрась зеленым цветом кружки под ними. (Слайд 10)
Соотнеси части тела зверей и их названия. (Слайд12)
Задание 4.
Раскрась только домашних зверей. (Слайд 13).
VI. Рефлексия.
Игра «Угадай, кто я».
К доске приглашаются 4-5 детей. Каждый получает картинку с изображением млекопитающего. Дети рассказывают о животном, не называя его. Учитель может задать наводящие вопросы (Какое это животное - домашнее иди дикое? Это крупный зверь или мелкий? Какой имеет окрас? Чем питается? Где живет? И т.д.) Остальные ученики отгадывают.
VII. Подведение итогов урока.
- Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями? (Животных, тело которых покрыто шерстью.)
- Почему второе название зверей — млекопитающие? (Звери выкармливают детенышей молоком.)