Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира «Растениеводство.»»
Тема: Растениеводство.
Цель:познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.
Планируемые результаты:учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются, работать и парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.
Оборудование:карточки с заданиями; картинки с изображением растений (кукуруза, береза, пшеница, рис, шиповник, ромашка, гречиха, яблоня); образцы культурных растений из гербария; картинки с изображением культурных растений или карточки с их изображениями.
— О каком полезном ископаемом вы приготовили сообщение. Расскажите.
— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель вывешивает на доску картинки с изображением растений: кукурузы, березы, пшеницы, риса, шиповника, ромашки гречихи, яблони.)
— На какие группы можно разделить эти растения? (Культурные и дикорастущие.)
Человек окультурил более 2,5 тыс. видов диких растений. Уже! в каменном веке он стал разводить растения вблизи своего жилища, потом отбирать лучшие экземпляры. Более 8 тыс. лет человек выращивает пшеницу, кукурузу, тыкву, ячмень, лук, рис, картофель и горох. Передвигаясь по миру, люди перевозили растения. Попадая в новые условия, растения изменялись, появлялись новые разновидности.
— Приведите примеры культурных растений. Сегодня на уроке будем говорить об отрасли сельского хозяйства — растениеводстве.
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа .Растениеводство
Сельское хозяйство — это составная часть, или отрасль, экономики. Частью (отраслью) сельского хозяйства является растениеводство — выращивание культурных растений.
(Работа проводится в парах. Учитель раздает учащимся образцы культурных растений из гербария.)
- Рассмотрите предложенные вам культурные растения. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия. Составьте (устно) описание каждого растения по плану.
1. Как называется растение?
2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
3. Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)?
4. Какие части есть у растения? Как они выглядят?
5. Как человек использует это растение?
- Названия рассмотренных культурных растений запишите в рабочую тетрадь (№ 2, с. 29).
- Расскажите о своем культурном растении.
- Для чего люди занимаются растениеводством? (Ответы учеников.)
- Прочитайте в учебнике текст на с. 51—52.
- Так для чего же люди занимаются растениеводством ? (Чтобы получить продукты питания и корм для скота.)
- Приведите примеры зерновых культур.
- Приведите примеры кормовых культур.
- Приведите примеры прядильных культур.
2.Беседа
(Заранее подготовленные ученики выступают с устными сообщениями о культурных растениях.) Труд растениеводов.
- Прочитайте в учебнике текст на с. 53.
- Люди каких профессий заняты в растениеводстве?
- Какие знания и умения нужны, чтобы вырастить хороший урожай?
(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением о Н.И. Вавилове.)
V. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 29).
— Прочитайте задание. Найдите определение понятия «растениеводство».
— Запишите в тетради. (Растениеводство — отрасль сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений.)
№3(с.30).
— Прочитайте задание. Запишите примеры культурных растений каждой группы в таблицу.
— Рассмотрите иллюстрации. Какие группы культурных растений вы знаете? (Овощные, плодовые, декоративные.)
— Запишите названия этих групп. Подберите по три пример к каждой группе.
№4 (с. 31).
— Прочитайте задание. Найдите рисунки в приложении к данному заданию. Вырежьте и наклейте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
1. Индивидуальное задание
(Учитель раздает ученикам картинки с изображением культурных растений или карточки с их названиями.)
— Представьте, что вы руководите хозяйством, где собирают большой урожай яблок и груш. Что вы предложите дл лучшего сохранения и использования урожая? (Построим мини-завод для переработки, хранилища.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?
— Какие растения люди выращивают на корм скоту?
Итак, растениеводство — это выращивание культурных растений. Их выращивают для разных целей, например чтобы получать продукты питания, корма для животных, материал для промышленности.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.
2. Рабочая тетрадь: № 5—6 (с. 31).
3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения об одомашнивании таких животных, как корова, собака, коза, верблюд, пчела, свинья. (См. дополнительный материал к уроку 49.)