kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира "Почему радуга разноцветная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока: формировать первоначальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Почему радуга разноцветная"»


Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»


Цели урока: формировать первоначальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

1. Интерес к изучению явлений природы.

2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга».

3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Метапредметные:

1. Опережающее обучение: связь окружающего мира и физики.

Регулятивные:

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные:

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Предметные:

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.








Ход урока


  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Дети:

Громко прозвенел звонок- 
Начинается урок 
Наши ушки на макушке, 
Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 
Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно 
Слушаем внимательно. 


- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствует много гостей, давайте их поприветствуем. (Приветствие гостей).


Учитель:

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?


II. Актуализация знаний.

- А теперь давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

(Почему звенит звонок?)

- Как рождается звук? (Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое.)



Включаются звуки дождя

Ребята, послушайте, а что это за звук? (Звук дождя)

-Кажется, пошел дождик.




Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком (на доску вывешивается тучка). А когда дождь почти закончился, появилось солнце (на доску вывешивается солнышко). Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.

- А какое чудо мы сейчас узнаем из письма, которое принесла нам Мудрая Черепаха.


Слайд 2,3,4


- Отгадайте загадку:

Что за чудо-коромысло

После дождичка повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Разноцветны ворота

Что зовутся … РАДУГА!



III. Сообщение темы и целей урока. Постановка темы и целей урока.



- А кто из Вас видел радугу?

- Какое настроение было у вас при виде радуги? (Радостное, весёлое, приятное, сказочное.)

- Какими знаниями вы владеете о радуге. (Она разноцветная, появляется, только если одновременно идёт дождь и светит солнце.)

- А что хотим узнать о радуге? (Откуда произошло слово «радуга»? Почему радуга разноцветная? Когда она появляется?)

- Скажите, какая же тема нашего урока? (Почему радуга разноцветная?)

- Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, как образуется радуга, называть цвета радуги, запомнить последовательность цветов, добыть новые знания о радуге.)

  1. Открытие нового знания.

Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. Послушайте одно из них. Это стихотворение написал С.Я.Маршак.


Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.

Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.


- С чем автор сравнивал радугу? (с полукругом, дугой, воротами, аркой).


Слайды


- Почему?

- Что же означает слово «радуга»?

Работа со словарями в парах

- Ребята, сейчас мы с вами поработаем в парах. У вас на партах лежат выдержки из словарей, прочитайте их .



1 ряд: Радуга– разноцветная полоса в виде дуги, появляющаяся в небе после дождя.(Универсальный словарь русского языка).

2 ряд: Радуга  претерпевшее изменение слово «радуга», или Божья дуга. (По словарю Владимира Ивановича Даля).

3 ряд: Радуга  разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

(Толковый  словарь русского языка Сергея Иван.Ожегова )



Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.


Физ.минутка для глаз.

- Давайте глазами нарисуем радугу.

- А теперь закройте глаза и представьте, что наступило лето и вы весело шлёпаете по лужам:

До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому, что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

- Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.


- Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

- Почему в воздухе возникло такое чудо? Кто строитель?

- Вы уже догадались?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что при этом образуется?(Радуга).


Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.

-А почему радуга разноцветная? Как вы считаете? (ответы детей)


- Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов.


- А сейчас я вам продемонстрирую опыт. Для этого мне понадобится призма и лист белой бумаги.


Показ учителем опыта

Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги.

Слайд 5

- Представьте, что призма – это капелька дождя.

- Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку. Я сейчас вам прочту стихотворение – подсказку, чтобы запомнить последовательность цветов радуги.

Слайд 6,7

Повторим этот стишок: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».


- Скажите, какой мы можем сделать вывод из проделанного опыта? (Все цвета радуги располагаются в определённой последовательности).



- Ребята, я думаю, что эта информация будет интересной и полезной для вас, но и для ваших младших товарищей. С помощью вот такой памятки- подсказки вы научите цветовой последовательности радуги младших товарищей.

- А сейчас мы с вами разделимся на три группы (три ряда).


С. Михалченко сочинила своё стихотворение - считалочку про цвета радуги.

Во время чтения стихотворения вы попробуете правильно сложить радугу из полосок, которые находятся у вас в конвертах.

(Работа в группах).


Раз, два, три, четыре, пять - 
Ветер вышел погулять.

РАЗ - считает красным цветом -
Красным солнцем, красным летом
Алой ягодой-малиной, 
Жарких пляжей красной глиной.



ДВА – оранжевая осень, 
Рыжих рыжиков приносит.
Пламя рыжего костра,

Крик со школьного двора.





Лес на ТРИ наряд свой сбросил.
Желтый – золотая осень.

Бледной дымкой янтаря 
Поднимается заря.



Где ЧЕТЫРЕ – там тайга,
Зелень сочная в снегах.
Темный сказочный простор
Елей средь суровых гор.

ПЯТЬ – сверкает голубым,
Стылой речкой из-под льдин,

Бледно-синею поземкой
И сосулькой сладко-звонкой.









































































ШЕСТЬ – и в сумерках придет
Синей ночью Новый Год.

После вьюжных снежных бурь -
Неба зимнего лазурь.

СЕМЬ – лиловая гроза,
Режет молнией глаза.
Фиолетовые тучи, 
Где-то гром гремит могучий.

И бегут ручьи, сверкая, 
Все цвета перебирая,

Водят воды хоровод 
с ветром, с солнцем круглый год.





- Итак, результаты вашего труда давайте вывесим на доску.

  1. Физ.минутка

В небе дождь, гроза.(руки кверху)

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит.

В небе радуга стоит.(показываем дугу)

Поскорей, поскорей (машут руками)

Выбегай из дверей,

По траве босиком (мягко ходим),

Прямо в небо прыжком…



  1. Закрепление и обобщение изученного материала.


Творческая работа (Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир», часть 2, стр. 26,27)

1 ряд выполняет 1 задание. Раскрасить радугу, используя фразу-подсказку из учебника.

2 ряд – 2 задание. Раскрасить шарики у каждого радужного человечка.

3 ряд – 3 задание. Раскрасить вагончики поезда, в которых любят ездить. радужные человечки.

Важно! Чтобы порядок цветов не был нарушен.


- А теперь покажите друг другу и гостям, что у вас получилось.


Слайд 8,9,10,11

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.


Практическая работа №3. «Радуга на мыльном пузыре» (Работа в парах)

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

- А теперь давайте сделаем вывод. (В мыльных пузырях мы можем увидеть набор цветов – спектр).


- А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили изученный материал?

Тест

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают

“да – нет”;


Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?


Проверка по ключу на доске.

- Поднимите руки, кто не ошибся.

-У кого 1-2 ошибки.



  1. Итог урока. Рефлексия.



- Итак, какую тайну вы раскрыли на уроке?

- Вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока. (Узнать, как образуется радуга, называть цвета радуги, запомнить последовательность цветов, добыть новые знания о радуге.)

- Достигли ли мы этих целей?

- У вас на партах лежат солнышки и тучки. Если вам понравился урок и вы считаете, что вы достигли целей урока, довольны своей работой, то возьмите солнышко и прикрепите его рядом с радугой. А если вы считаете, что вы с чем-то не справились, не достигли поставленных целей, прикрепите тучку.

Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха благодарят вас за то, что исследовали тайны радуги.

- Спасибо за урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок окружающего мира "Почему радуга разноцветная"

Автор: Дрокина Татьяна Николаевна

Дата: 03.09.2018

Номер свидетельства: 477019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок окружающего мира "Почему радуга разноцветная""
    ["seo_title"] => string(61) "urok_okruzhaiushchiegho_mira_pochiemu_radugha_raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "378282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484193447"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок и презентация по окружающему миру в 1 классе "Почему радуга разноцветная?" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-i-priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "152935"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420920826"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока по окружающему миру  «ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ»"
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotkaurokapookruzhaiushchiemumirupochiemuradugaraznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "279347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453218765"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Почему радуга разноцветная?" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "202347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429221272"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок окружающего мира "Почему радуга разноцветная". "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "123689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414523957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства