Урок окружающего мира "Почему радуга разноцветная"
Урок окружающего мира "Почему радуга разноцветная"
Цели урока: формировать первоначальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Почему радуга разноцветная"»
Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»
Цели урока: формировать первоначальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1. Интерес к изучению явлений природы.
2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга».
3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Метапредметные:
1. Опережающее обучение: связь окружающего мира и физики.
Регулятивные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Познавательные:
1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предметные:
1. Узнать, как образуется радуга.
2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
3. Запомнить последовательность цветов радуги.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Дети:
Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно.
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствует много гостей, давайте их поприветствуем. (Приветствие гостей).
Учитель:
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
II. Актуализация знаний.
- А теперь давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
(Почему звенит звонок?)
- Как рождается звук? (Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое.)
Включаются звуки дождя
Ребята, послушайте, а что это за звук? (Звук дождя)
-Кажется, пошел дождик.
Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком (на доску вывешивается тучка). А когда дождь почти закончился, появилось солнце (на доску вывешивается солнышко). Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.
- А какое чудо мы сейчас узнаем из письма, которое принесла нам Мудрая Черепаха.
Слайд 2,3,4
- Отгадайте загадку:
Что за чудо-коромысло
После дождичка повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветны ворота
Что зовутся … РАДУГА!
III. Сообщение темы и целей урока. Постановка темы и целей урока.
- А кто из Вас видел радугу?
- Какое настроение было у вас при виде радуги? (Радостное, весёлое, приятное, сказочное.)
- Какими знаниями вы владеете о радуге. (Она разноцветная, появляется, только если одновременно идёт дождь и светит солнце.)
- А что хотим узнать о радуге? (Откуда произошло слово «радуга»? Почему радуга разноцветная? Когда она появляется?)
-Скажите, какая же тема нашего урока? (Почему радуга разноцветная?)
- Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, как образуется радуга, называть цвета радуги, запомнить последовательность цветов, добыть новые знания о радуге.)
Открытие нового знания.
Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. Послушайте одно из них. Это стихотворение написал С.Я.Маршак.
Солнце вешнее с дождем Строят радугу вдвоем - Семицветный полукруг Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счета Поднебесные ворота.
- С чем автор сравнивал радугу? (с полукругом, дугой, воротами, аркой).
Слайды
- Почему?
- Что же означает слово «радуга»?
Работа со словарями в парах
- Ребята, сейчас мы с вами поработаем в парах. У вас на партах лежат выдержки из словарей, прочитайте их .
1 ряд: Радуга– разноцветная полоса в виде дуги, появляющаяся в небе после дождя.(Универсальный словарь русского языка).
2 ряд: Радуга — претерпевшее изменение слово «радуга», или Божья дуга. (По словарю Владимира Ивановича Даля).
3 ряд: Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
(Толковый словарь русского языка Сергея Иван.Ожегова )
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Физ.минутка для глаз.
- Давайте глазами нарисуем радугу.
- А теперь закройте глаза и представьте, что наступило лето и вы весело шлёпаете по лужам:
До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому, что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:
- Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.
- Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
- Почему в воздухе возникло такое чудо? Кто строитель?
- Вы уже догадались?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)
-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что при этом образуется?(Радуга).
Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.
-А почему радуга разноцветная? Как вы считаете? (ответы детей)
- Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов.
- А сейчас я вам продемонстрирую опыт. Для этого мне понадобится призма и лист белой бумаги.
Показ учителем опыта
Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги.
Слайд 5
- Представьте, что призма – это капелька дождя.
- Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку. Я сейчас вам прочту стихотворение – подсказку, чтобы запомнить последовательность цветов радуги.
Слайд 6,7
Повторим этот стишок: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
- Скажите, какой мы можем сделать вывод из проделанного опыта? (Все цвета радуги располагаются в определённой последовательности).
- Ребята, я думаю, что эта информация будет интересной и полезной для вас, но и для ваших младших товарищей. С помощью вот такой памятки- подсказки вы научите цветовой последовательности радуги младших товарищей.
- А сейчас мы с вами разделимся на три группы (три ряда).
С. Михалченко сочинила своё стихотворение - считалочку про цвета радуги.
Во время чтения стихотворения вы попробуете правильно сложить радугу из полосок, которые находятся у вас в конвертах.
(Работа в группах).
Раз, два, три, четыре, пять - Ветер вышел погулять.
РАЗ - считает красным цветом - Красным солнцем, красным летом Алой ягодой-малиной, Жарких пляжей красной глиной.
ДВА – оранжевая осень, Рыжих рыжиков приносит. Пламя рыжего костра,
Крик со школьного двора.
Лес на ТРИ наряд свой сбросил. Желтый – золотая осень.
Бледной дымкой янтаря Поднимается заря.
Где ЧЕТЫРЕ – там тайга, Зелень сочная в снегах. Темный сказочный простор Елей средь суровых гор.
ПЯТЬ – сверкает голубым, Стылой речкой из-под льдин,
Бледно-синею поземкой И сосулькой сладко-звонкой.
ШЕСТЬ – и в сумерках придет Синей ночью Новый Год.
Водят воды хоровод с ветром, с солнцем круглый год.
- Итак, результаты вашего труда давайте вывесим на доску.
Физ.минутка
В небе дождь, гроза.(руки кверху)
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.(показываем дугу)
Поскорей, поскорей (машут руками)
Выбегай из дверей,
По траве босиком (мягко ходим),
Прямо в небо прыжком…
Закрепление и обобщение изученного материала.
Творческая работа (Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир», часть 2, стр. 26,27)
1 ряд выполняет 1 задание. Раскрасить радугу, используя фразу-подсказку из учебника.
2 ряд – 2 задание. Раскрасить шарики у каждого радужного человечка.
3 ряд – 3 задание. Раскрасить вагончики поезда, в которых любят ездить. радужные человечки.
Важно! Чтобы порядок цветов не был нарушен.
- А теперь покажите друг другу и гостям, что у вас получилось.
Слайд 8,9,10,11
Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…
-В брызгах фонтана…
-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…
-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.
Практическая работа №3. «Радуга на мыльном пузыре» (Работа в парах)
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
- А теперь давайте сделаем вывод. (В мыльных пузырях мы можем увидеть набор цветов – спектр).
- А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили изученный материал?
Тест
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают
“да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка по ключу на доске.
- Поднимите руки, кто не ошибся.
-У кого 1-2 ошибки.
Итог урока. Рефлексия.
- Итак, какую тайну вы раскрыли на уроке?
- Вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока. (Узнать, как образуется радуга, называть цвета радуги, запомнить последовательность цветов, добыть новые знания о радуге.)
- Достигли ли мы этих целей?
- У вас на партах лежат солнышки и тучки. Если вам понравился урок и вы считаете, что вы достигли целей урока, довольны своей работой, то возьмите солнышко и прикрепите его рядом с радугой. А если вы считаете, что вы с чем-то не справились, не достигли поставленных целей, прикрепите тучку.
Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха благодарят вас за то, что исследовали тайны радуги.