«Михайловская средняя общеобразовательная школа им. Костенко В.Г.»
  УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.  
  УМК «Гармония» разработан в соответствии с ФГОС НОО.
  Программа курса «Окружающий мир» авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.
  Учебник: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.
  Рабочая тетрадь: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.
  Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
  воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
     |   Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |  
  |   1. Организационный момент    Окружающий нас мир  Интересно познавать  Его тайны и загадки  Мы готовы разгадать.  - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.     |    Учащиеся сидят в группах.   |  
  |   2. Постановка проблемы, актуализация знаний.  Сообщение темы урока.  - Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.    Он нам нужен, чтоб дышать,    Чтобы шарик надувать.    С нами рядом каждый час,    Но невидим он для нас! Что это?    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1      - На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?      - Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».  - А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?              - Что же такое воздух?  - На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2  - Восстановите диаграмму.     - А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?    - Сформулируйте тему урока.  - Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.  - А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?               |                            Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.      (Мы продолжаем изучать тему воздух).      - Что такое воздух? (смесь газов)  - Зачем нам нужен воздух? (он нам жизненно необходим. Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).      - Как обнаружить воздух?       (Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).      Восстанавливают диаграмму.                      - Какие свойства есть у воздуха?  - Как их использует человек.                   - проведем опыты или исследования  - используем свой жизненный опыт  - воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.                   |  
  |   3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.  - Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:        1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.  - Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?  - Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?  - В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.    Докажем это?             |        1. Работать дружно.    2. Быть вежливым.    3. Помогать товарищу.    4. Доброжелательно относиться друг к другу.      (Да)      Ответы детей                           |  
  |   ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?   |    Проводят опыт.  Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).   |  
  |   ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?              - А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р.т.стр.20 зад.42).       |    Проводят опыт.  Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).  ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.  Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.   |  
  |   2) Свойства воздуха. Опыты.  - Какими же свойствами обладает воздух?    Слайд 3  - Как нам это узнать?  - Результаты будем записывать в таблицу.  Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.   |                Будем проводить опыты   |  
  |   Опыт1: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? – Нет. – Через стену мы видим соседний класс? – Нет. – А предметы, которые находятся в классе, вы видите? – Да. - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? - Нет. – О каком свойстве воздуха это говорит? -Запишите свойство воздуха. Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. Слайд 4   |    Проводят опыт          Нет, нет      Да  Заполняют таблицу.    (Воздух прозрачен.)                                               |  
  |   Опыт 2 – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? – Зелёные. – Какого цвета школьная доска? – Коричневая. – А какого цвета воздух? – Он бесцветен. – Сформулируйте еще одно свойство воздуха и запишите его. Вывод: Воздух бесцветен. Слайд 5   |    Проводят опыт. (Зеленые)      Ответы детей.  (Нет цвета)  Заполняют таблицу.    (Воздух безцветен.)   |  
  |   Опыт 3.
  - Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. - Какое свойства воздуха мы откроем?  Запись результата. Вывод: Воздух не имеет вкуса. Опыт 4
  - А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? - Ничего. - Пахнет чем-нибудь воздух? - Нет. Закройте глаза. ( Брызнуть дезодорант) А сейчас? ( Запах дезодоранта). Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? – В лесу, на кухне, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? – Чистый воздух не пахнет.(запись) Вывод: Воздух не имеет запаха. Опыт 5 Показать воздушный шарик. - Что находится в шарике? (воздух) - Какую форму имеет шарик? (круглый) - Чем наполнен весь шарик? (воздухом) - Какой вывод можно сделать?
  Вывод: Воздух в шарике занимает весь предоставленный объем
 
  Опыт 6 Показать надутый шарик. Дать шарик каждой группе. - Попробуйте немного сжать шарик руками. - Что произошло с шариком? (он сжался) -Разожмите шарик. - А теперь что мы видим? ( приобрел круглую форму) - Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство воздуха называется упругостью. -Запишите вывод. Опыт 7 Воздух при нагревании расширяется (видеоролик)  Опыт 8 Зажигаю свечу и накрываю ее банкой.  -Что произошло? Почему она погасла?  Вывод: воздух необходим для горения - Какой газ нужен для горения? (запись) -А как можно потушить пламя, если начинается пожар? ( Опыт 9  - У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.  – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.  - Какое свойство воздуха объясняет эти факты?  - Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? Посмотрите на окно. Почему стоят двойные рамы? -Какая температура на улице? А в классе? - О каком свойстве воздуха это говорит?(запись) Вывод: Воздух плохо проводит тепло.
     Опыт 10 Как можно определить как двигается воздух? Подержать руку над радиатором отопления. Теплый воздух поднимается вверх. У открытого окна – холодный опускается вниз. - Почему? -Потому что теплый воздух легче холодного. (запись)
      |    Проводят опыт.                          Заполняют таблицу.    (Воздух не имеет запаха.)  Проверка таблицы.                          Занимает весь объём                                                                                              (ответы детей)      -Чтобы прекратить горение , нужно перекрыть доступ кислорода:полить водой или накрыть чем-то плотным. Пожарные используют для тушения огня и воду, и специальные пены, и углекислый газ.
                         Заполняют таблицу.    (Воздух плохо проводит тепло.)  (В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).   |  
  |   - Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.                -Какие свойства воздуха использовал человек на картинках?  Воздух должен быть чистым!  Закрепление изученного.  Тест    Проверка по эталону.  Подведение итогов урока. Рефлексия.  Назовите тему урока одним словом  - Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?  Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.  - Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?  - Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?  - Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?  Домашнее задание.           |                                                                (Воздух)  (Жизнь!)                                                                           |