kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме "свойства воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 3-м классе по теме «Воздух и его свойства» изучается в разделе «Тела и вещества, их свойства» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».
Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем.
Задачи : воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
 

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "свойства воздуха"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа им. Костенко В.Г.»


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

3-й класс

«Воздух и его свойства»















Коковина Оксана

Николаевна,

учитель

начальных классов



















Пояснительная записка


УМК «Гармония» разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Программа курса «Окружающий мир» авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.

Учебник: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.

Рабочая тетрадь: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Урок в 3-м классе по теме «Воздух и его свойства» изучается в разделе «Тела и вещества, их свойства» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».

Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем.

Задачи : воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

- оборудование для проведения опытов;

- презентация (Приложение 1);

- таблица ( приложение 2)

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

- Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1


- На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?


- Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

- А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?




- Что же такое воздух?

- На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2

- Восстановите диаграмму.

- А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

- А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?










Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.


(Мы продолжаем изучать тему воздух).


- Что такое воздух? (смесь газов)

- Зачем нам нужен воздух? (он нам жизненно необходим. Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).


- Как обнаружить воздух?


(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).


Восстанавливают диаграмму.






- Какие свойства есть у воздуха?

- Как их использует человек.





- проведем опыты или исследования

- используем свой жизненный опыт

- воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.





3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

- Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:


1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.

- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

- Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

- В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

Докажем это?




1. Работать дружно.

2. Быть вежливым.

3. Помогать товарищу.

4. Доброжелательно относиться друг к другу.


(Да)


Ответы детей







ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).

ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?




- А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р.т.стр.20 зад.42).


Проводят опыт.

Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2) Свойства воздуха. Опыты.

- Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

- Как нам это узнать?

- Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.




Будем проводить опыты

Опыт1:
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
- Нет.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
-Запишите свойство воздуха.
Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.
Слайд 4

Проводят опыт



Нет, нет


Да

Заполняют таблицу.

(Воздух прозрачен.)












Опыт 2
– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная доска?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Сформулируйте еще одно свойство воздуха и запишите его.
Вывод: Воздух бесцветен.
Слайд 5

Проводят опыт. (Зеленые)


Ответы детей.

(Нет цвета)

Заполняют таблицу.

(Воздух безцветен.)

Опыт 3.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
- Какое свойства воздуха мы откроем? 
Запись результата.
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт 4

- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
- Ничего.
- Пахнет чем-нибудь воздух?
- Нет.
Закройте глаза. ( Брызнуть дезодорант)
А сейчас?
( Запах дезодоранта).
Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В лесу, на кухне, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.(запись)
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Опыт 5
Показать воздушный шарик.
- Что находится в шарике? (воздух)
- Какую форму имеет шарик? (круглый)
- Чем наполнен весь шарик? (воздухом)
- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух в шарике занимает весь предоставленный объем


Опыт 6
Показать надутый шарик.
Дать шарик каждой группе.
- Попробуйте немного сжать шарик руками.
- Что произошло с шариком? (он сжался)
-Разожмите шарик.
- А теперь что мы видим? ( приобрел круглую форму)
- Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство воздуха называется упругостью.
-Запишите вывод.
Опыт 7
Воздух при нагревании расширяется (видеоролик)

Опыт 8
Зажигаю свечу и накрываю ее банкой. 
-Что произошло? Почему она погасла? 
Вывод: воздух необходим для горения
- Какой газ нужен для горения? (запись)
-А как можно потушить пламя, если начинается пожар? (
Опыт 9

- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

- Какое свойство воздуха объясняет эти факты?

- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?
Посмотрите на окно. Почему стоят двойные рамы?
-Какая температура на улице? А в классе?
- О каком свойстве воздуха это говорит?(запись)
Вывод: Воздух плохо проводит тепло.

Опыт 10
Как можно определить как двигается воздух?
Подержать руку над радиатором отопления. Теплый воздух поднимается вверх.
У открытого окна – холодный опускается вниз.
- Почему?
-Потому что теплый воздух легче холодного. (запись)

Проводят опыт.







Заполняют таблицу.

(Воздух не имеет запаха.)

Проверка таблицы.







Занимает весь объём
























(ответы детей)


-Чтобы прекратить горение , нужно перекрыть доступ кислорода:полить водой или накрыть чем-то плотным. Пожарные используют для тушения огня и воду, и специальные пены, и углекислый газ.






Заполняют таблицу.

(Воздух плохо проводит тепло.)

(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

- Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.




-Какие свойства воздуха использовал человек на картинках?

Воздух должен быть чистым!

Закрепление изученного.

Тест

Проверка по эталону.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Назовите тему урока одним словом

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.

- Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?

- Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

- Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

Домашнее задание.


















(Воздух)

(Жизнь!)






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира по теме "свойства воздуха"

Автор: Коковина Оксана Николаевна

Дата: 05.11.2018

Номер свидетельства: 483542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Твёрдые тела, жидкости и газы" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-tviordyie-tiela-zhidkosti-i-ghazy"
    ["file_id"] => string(6) "223812"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438162737"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "" Конспект урока окружающего мира" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-2"
    ["file_id"] => string(6) "138395"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417535103"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация урока окружающего мира по теме "Свойства воздуха" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-svoistva-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "129770"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415772120"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства