kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме "свойства воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 3-м классе по теме «Воздух и его свойства» изучается в разделе «Тела и вещества, их свойства» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».
Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем.
Задачи : воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "свойства воздуха"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа им. Костенко В.Г.»


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

3-й класс

«Воздух и его свойства»















Коковина Оксана

Николаевна,

учитель

начальных классов



















Пояснительная записка


УМК «Гармония» разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Программа курса «Окружающий мир» авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.

Учебник: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.

Рабочая тетрадь: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Урок в 3-м классе по теме «Воздух и его свойства» изучается в разделе «Тела и вещества, их свойства» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».

Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем.

Задачи : воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

- оборудование для проведения опытов;

- презентация (Приложение 1);

- таблица ( приложение 2)

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

- Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1


- На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?


- Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

- А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?




- Что же такое воздух?

- На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2

- Восстановите диаграмму.

- А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

- А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?










Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.


(Мы продолжаем изучать тему воздух).


- Что такое воздух? (смесь газов)

- Зачем нам нужен воздух? (он нам жизненно необходим. Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).


- Как обнаружить воздух?


(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).


Восстанавливают диаграмму.






- Какие свойства есть у воздуха?

- Как их использует человек.





- проведем опыты или исследования

- используем свой жизненный опыт

- воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.





3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

- Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:


1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.

- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

- Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

- В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

Докажем это?




1. Работать дружно.

2. Быть вежливым.

3. Помогать товарищу.

4. Доброжелательно относиться друг к другу.


(Да)


Ответы детей







ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).

ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?




- А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р.т.стр.20 зад.42).


Проводят опыт.

Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2) Свойства воздуха. Опыты.

- Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

- Как нам это узнать?

- Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.




Будем проводить опыты

Опыт1:
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
- Нет.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
-Запишите свойство воздуха.
Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.
Слайд 4

Проводят опыт



Нет, нет


Да

Заполняют таблицу.

(Воздух прозрачен.)












Опыт 2
– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная доска?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Сформулируйте еще одно свойство воздуха и запишите его.
Вывод: Воздух бесцветен.
Слайд 5

Проводят опыт. (Зеленые)


Ответы детей.

(Нет цвета)

Заполняют таблицу.

(Воздух безцветен.)

Опыт 3.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
- Какое свойства воздуха мы откроем? 
Запись результата.
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт 4

- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
- Ничего.
- Пахнет чем-нибудь воздух?
- Нет.
Закройте глаза. ( Брызнуть дезодорант)
А сейчас?
( Запах дезодоранта).
Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В лесу, на кухне, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.(запись)
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Опыт 5
Показать воздушный шарик.
- Что находится в шарике? (воздух)
- Какую форму имеет шарик? (круглый)
- Чем наполнен весь шарик? (воздухом)
- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух в шарике занимает весь предоставленный объем


Опыт 6
Показать надутый шарик.
Дать шарик каждой группе.
- Попробуйте немного сжать шарик руками.
- Что произошло с шариком? (он сжался)
-Разожмите шарик.
- А теперь что мы видим? ( приобрел круглую форму)
- Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство воздуха называется упругостью.
-Запишите вывод.
Опыт 7
Воздух при нагревании расширяется (видеоролик)

Опыт 8
Зажигаю свечу и накрываю ее банкой. 
-Что произошло? Почему она погасла? 
Вывод: воздух необходим для горения
- Какой газ нужен для горения? (запись)
-А как можно потушить пламя, если начинается пожар? (
Опыт 9

- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

- Какое свойство воздуха объясняет эти факты?

- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?
Посмотрите на окно. Почему стоят двойные рамы?
-Какая температура на улице? А в классе?
- О каком свойстве воздуха это говорит?(запись)
Вывод: Воздух плохо проводит тепло.

Опыт 10
Как можно определить как двигается воздух?
Подержать руку над радиатором отопления. Теплый воздух поднимается вверх.
У открытого окна – холодный опускается вниз.
- Почему?
-Потому что теплый воздух легче холодного. (запись)

Проводят опыт.







Заполняют таблицу.

(Воздух не имеет запаха.)

Проверка таблицы.







Занимает весь объём
























(ответы детей)


-Чтобы прекратить горение , нужно перекрыть доступ кислорода:полить водой или накрыть чем-то плотным. Пожарные используют для тушения огня и воду, и специальные пены, и углекислый газ.






Заполняют таблицу.

(Воздух плохо проводит тепло.)

(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

- Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.




-Какие свойства воздуха использовал человек на картинках?

Воздух должен быть чистым!

Закрепление изученного.

Тест

Проверка по эталону.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Назовите тему урока одним словом

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.

- Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?

- Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

- Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

Домашнее задание.


















(Воздух)

(Жизнь!)






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира по теме "свойства воздуха"

Автор: Коковина Оксана Николаевна

Дата: 05.11.2018

Номер свидетельства: 483542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Твёрдые тела, жидкости и газы" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-tviordyie-tiela-zhidkosti-i-ghazy"
    ["file_id"] => string(6) "223812"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438162737"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "" Конспект урока окружающего мира" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-2"
    ["file_id"] => string(6) "138395"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417535103"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация урока окружающего мира по теме "Свойства воздуха" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-svoistva-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "129770"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415772120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства