«Михайловская средняя общеобразовательная школа им. Костенко В.Г.»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
УМК «Гармония» разработан в соответствии с ФГОС НОО.
Программа курса «Окружающий мир» авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.
Учебник: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.
Рабочая тетрадь: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. | Учащиеся сидят в группах. |
2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. - Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1 - На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить? - Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем». - А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды? - Что же такое воздух? - На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2 - Восстановите диаграмму. - А что бы вы еще хотели узнать о воздухе? - Сформулируйте тему урока. - Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы. - А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой? | Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ. (Мы продолжаем изучать тему воздух). - Что такое воздух? (смесь газов) - Зачем нам нужен воздух? (он нам жизненно необходим. Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут). - Как обнаружить воздух? (Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов). Восстанавливают диаграмму. - Какие свойства есть у воздуха? - Как их использует человек. - проведем опыты или исследования - используем свой жизненный опыт - воспользуемся материалом учебника и помощью учителя. |
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний. - Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы: 1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. - Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? - Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали? - В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты. Докажем это? | 1. Работать дружно. 2. Быть вежливым. 3. Помогать товарищу. 4. Доброжелательно относиться друг к другу. (Да) Ответы детей |
ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? | Проводят опыт. Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха). |
ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели? - А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р.т.стр.20 зад.42). | Проводят опыт. Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух). ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. |
2) Свойства воздуха. Опыты. - Какими же свойствами обладает воздух? Слайд 3 - Как нам это узнать? - Результаты будем записывать в таблицу. Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. | Будем проводить опыты |
Опыт1: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? – Нет. – Через стену мы видим соседний класс? – Нет. – А предметы, которые находятся в классе, вы видите? – Да. - В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? - Нет. – О каком свойстве воздуха это говорит? -Запишите свойство воздуха. Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. Слайд 4 | Проводят опыт Нет, нет Да Заполняют таблицу. (Воздух прозрачен.) |
Опыт 2 – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? – Зелёные. – Какого цвета школьная доска? – Коричневая. – А какого цвета воздух? – Он бесцветен. – Сформулируйте еще одно свойство воздуха и запишите его. Вывод: Воздух бесцветен. Слайд 5 | Проводят опыт. (Зеленые) Ответы детей. (Нет цвета) Заполняют таблицу. (Воздух безцветен.) |
Опыт 3.
- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. - Какое свойства воздуха мы откроем? Запись результата. Вывод: Воздух не имеет вкуса. Опыт 4
- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? - Ничего. - Пахнет чем-нибудь воздух? - Нет. Закройте глаза. ( Брызнуть дезодорант) А сейчас? ( Запах дезодоранта). Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? – В лесу, на кухне, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? – Чистый воздух не пахнет.(запись) Вывод: Воздух не имеет запаха. Опыт 5 Показать воздушный шарик. - Что находится в шарике? (воздух) - Какую форму имеет шарик? (круглый) - Чем наполнен весь шарик? (воздухом) - Какой вывод можно сделать?
Вывод: Воздух в шарике занимает весь предоставленный объем
Опыт 6 Показать надутый шарик. Дать шарик каждой группе. - Попробуйте немного сжать шарик руками. - Что произошло с шариком? (он сжался) -Разожмите шарик. - А теперь что мы видим? ( приобрел круглую форму) - Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство воздуха называется упругостью. -Запишите вывод. Опыт 7 Воздух при нагревании расширяется (видеоролик) Опыт 8 Зажигаю свечу и накрываю ее банкой. -Что произошло? Почему она погасла? Вывод: воздух необходим для горения - Какой газ нужен для горения? (запись) -А как можно потушить пламя, если начинается пожар? ( Опыт 9 - У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. - Какое свойство воздуха объясняет эти факты? - Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? Посмотрите на окно. Почему стоят двойные рамы? -Какая температура на улице? А в классе? - О каком свойстве воздуха это говорит?(запись) Вывод: Воздух плохо проводит тепло.
Опыт 10 Как можно определить как двигается воздух? Подержать руку над радиатором отопления. Теплый воздух поднимается вверх. У открытого окна – холодный опускается вниз. - Почему? -Потому что теплый воздух легче холодного. (запись)
| Проводят опыт. Заполняют таблицу. (Воздух не имеет запаха.) Проверка таблицы. Занимает весь объём (ответы детей) -Чтобы прекратить горение , нужно перекрыть доступ кислорода:полить водой или накрыть чем-то плотным. Пожарные используют для тушения огня и воду, и специальные пены, и углекислый газ.
Заполняют таблицу. (Воздух плохо проводит тепло.) (В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду). |
- Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства. -Какие свойства воздуха использовал человек на картинках? Воздух должен быть чистым! Закрепление изученного. Тест Проверка по эталону. Подведение итогов урока. Рефлексия. Назовите тему урока одним словом - Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок. - Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»? - Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы? - Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке? Домашнее задание. | (Воздух) (Жизнь!) |