- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнулись, подарили частичку добра своим одноклассникам, гостям, своему учителю.
Проверили, всё ли готово к уроку?
II. Актуализация знаний.
Разнообразие растительного мира
Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.
Дышит, растет,
А ходить не может. (растение)
- Где мы можем встретить растения? (ответы детей)
- Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)
Группы растений. Работа по карточкам.
- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)
- Перед вами лежит карточка. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения. Обменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга.
(оценивание?)
- Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).
III. Изучение нового материала
Введение в тему.
- Послушайте загадки, и скажите о чем идёт речь.
Мы с детства, представьте, того и не знали, По – гречески этот цветок называли. “Звезда” - вот на русский его перевод. На клумбах он осенью долго цветет. (Астра)
Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной. На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. (Ландыш)
На пруду большой цветок,
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, цветёт Белая …
(Кувшинка)
В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи- меня ищи.
(Капуста)
Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоду сорвешь – Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
На верхушке стебелька солнышко и облака.
(Ромашка) (слайд 3)
- Как эти объекты мы назовем одним словом? (это растения)
- Какое растение лишнее и почему? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)
- Где мы можем встретить эти растения? Почему они растут в разных местах? Как они туда попали?
(Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.)
- Так какая тема нашего урока сегодня? (растения, которые растут сами по себе и растения, которые выращивают люди)
2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями
1) Работа по учебнику
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Вспомним, какие растения растут в природе сами по себе, а какие выращивают люди. Узнаем, как называются растения, которые растут сами по себе и, как появились культурные растения.)
- Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 74 (читает ученик), (слайд 4).
- Так, какие растения называются дикорастущими? Какие растения называются культурными?
- Ниже даны рисунки растений. Назовите изображенные растения. Дикорастущие растения накройте зелеными фишками, а культурные – желтыми.
- Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные растения. (слайд 5).
2) Работа в рабочей тетради
- Для закрепления, выполним в рабочей тетради задание 1 на странице 48. – Необходимо заполнить таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце. Прочитайте свои примеры. (2-3 ответа)
Физкультминутка:
Физкультминутка «Спал цветок» Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
3. О дикорастущих растениях.
Дикорастущие деревья, кустарники, травы.
- Что такое дикорастущие растения? (растения, которые растут сами по себе, за ними не ухаживает человек).
- Для чего нужны дикорастущие растения? (чтобы наша земля была красивой, чтобы нам легче было дышать, ведь растения выделяют кислород, из дикорастущих растений делают лекарства).
- Что нам надо делать, чтобы сохранить дикорастущие растения?
- Что для этого нужно делать?
Сообщения ребят о растениях.
- О своих любимых растениях ваши одноклассники подготовили сообщения (1 – ый ученик рассказывает о травянистом растении, 2 – ой – о кустарнике, 3 – ий – о дереве)
- Спасибо вам, ребята, за интересную информацию.
4. О культурных растениях.
- Что такое культурные растения? Прочитайте, подумайте и выберите верный ответ (Слайд 6)
а) Растения, которые человек использует для питания;
б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;
в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.
(Дети объясняют выбранный ответ)
- Для каких же целей люди выращивают культурные растения, мы постараемся сейчас разобраться. Чтобы нам было легче мы разделим культурные растения на группы. Помогут нам в этом карточки с растениями, лежащие у вас на столе.
- Сейчас вы разделитесь на группы. Каждой группе нужно будет выбрать карточки с растениями так, чтобы они составляли пару, были схожи по назначению, по месту выращивания.
Дети: Рожь и пшеница.
- Почему вы выбрали эти растения? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. У них есть зерна)
- Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Как называются такие растения? Они называются зерновые растения.
Дети: Груша и слива.
- Почему вы объединили эти растения? (Это фрукты. Они растут в садах. Из них варят компот, варенье, сушат на зиму).
- Правильно. Посмотрите, что есть у груши и сливы? (плоды).Как такие растения называются?( плодовые). К ним относят не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, клубника) Приведите свои примеры плодовых растений.
Дети: Лук и картофель.
- Почему ,вы выбрали эти растения? (Это овощи. Они растут на полях, в огороде).
- Правильно, как такие растения называются? (овощные) Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.) Зачем людям нужны овощи?
Дети: Роза, нарцисс.
- Почему, вы выбрали эти растения? ( Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.)
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
- Есть ещё одна группа культурных растений. К ней относятся хлопок и лен. Люди из этих растений получают ткань. Лен и хлопок – прядильные растения. Давайте посмотрим небольшое видео про лён.
“Как делают льняные ткани”.
Из льна можно изготавливать любые ткани: начиная от грубого брезента, холста и заканчивая кружевами.
Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси.
Лен неприхотлив. Все, что ему нужно – длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.
Технология обработки льна остается неизменной. Сначала лен выдергивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, очесывают и молотят .После этого лен расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Эта процедура позволяет отделить волокно от древесной части стебля и может продолжаться несколько недель. Полученное волокно поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от древесной части стебля. Трепаный лен расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту. Из нее уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно. Теперь мы можем наслаждаться натуральным и очень приятным на ощупь льняным изделием .
Помимо ткани, лен дает нам множество побочных продуктов. Практически, в процессе переработки льна нет отходов! Из семян получают целебное льняное масло, жмых идет на корм скоту, а из одеревеневших частей стебля получают отличные строительные материалы и мебельные плиты.
Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна выполняют машины.(слайд 7)
- Что интересного узнали про лён?
- Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 8)
IV. Закрепление изученного материала.
- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 9).
И так, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке?(растения бывают дикорастущие и культурные) Какие группы культурных растений вы узнали?
- А сейчас я попрошу вас оценить свои успехи на уроке. На парте у каждого лежат листочки разного цвета. Узнал новое, могу поделиться знаниями (зеленый).- Узнал новое, хочу узнать больше (желтый). – Узнал новое, но рассказать пока не могу (красный).(слайд 10)
- Запишите домашнее задание.
1) учебник стр. 74-77 2) задания в рабочей тетради стр. 49-50(слайд 11)
Оценивание
- Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.
- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы!