Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира с элементами здоровьесбережения "Богата природа России" »
Урок окружающего мира в 1-м классе (УМК "Школа 21 века")
Тема: «Богата природа России (Дикорастущие и культурные растения)»
Кренёва Ольга Алексеевна , учитель начальных классов
Цели деятельности педагога:
Создать условия для ознакомления с дикорастущими и культурными растениями
Создать условия для уточнения знаний о разнообразии и богатстве природы России
Способствовать развитию умений ориентироваться на карте, определять значение цветов
повторить знания о том, какие бывают растения;
Планируемые результаты образования:
Предметные:
научиться строить сообщения в устной форме о разнообразии и богатствах природы России
ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков);
рассмотреть представителей растительного и животного мира и места их обитания на территории нашей страны;
Метапредметные:
Регулятивные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка –владеть способами самооценки выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с разнообразием и богатством природы России; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей растительного и животного мира и места их обитания на территории России;
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
Личностные
Самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;
Оборудование: карта в учебнике, фишки разного цвета, рисунки с изображением растений, животных, луговых цветов; кроссворд «Звери и птицы», магнитофон с записью пения птиц, интерактивная доска
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети. Чтобы настроиться на урок, давайте проведем небольшую разминку (дидактическая подвижная игра).
«Как говорят части тела»: дети встают, учитель говорит им задание,
Руки? На месте Ноги? На месте Локти? У края Спина? Прямая.
Ну, ребята, чур, молчок, Начинается урок. Будем вместе мы опять Думать, строить, сочинять
II. Работа над пройденным материалом
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в недалекое прошлое, как будто на машине времени. Давайте вернемся в лето. Всем нам нравится лето: прогулки в лесу, купание в реке, жаркие лучи солнышка и влага теплого летнего дождя. Летом много зелени, цветов, ярких красок.
Дети объединяются в группы и получают задание:
В конверте №1: Распределите картинки на 2 группы: (1 ученик работает у доски, а остальные выполняют работу на карточках в группах)
Животный мир России по видовому составу богаче растительного. В России обитает до 130 тысяч видов животных (из них 90 тысяч видов насекомых) и всего 18 тысяч видов высших растений. Состав и облик животного мира зависит от климата (температура, влажность), рельефа, геологической истории развития территории.
- Рассмотрите карту на доске. Покажите, где обитает морж, заяц, тигр, северный олень.
В конверте №2 :Распределите картинки на 2 группы. (1 ученик работает у доски, а остальные выполняют работу на карточках в группах)
Берёза ель пихта ромашка
Сосна тополь дуб роза
III. Постановка проблемы
Учитель: Почему остались карточки? Чем отличаются эти растения?
Кто может назвать тему урока?
Дети: Тема урока «Дикорастущие и культурные растения».
Учитель: Правильно. Мы уже говорили о многообразии растений. А сегодня поговорим о том, какие растения называют дикорастущими и культурными растениями. Вы узнаете, чем эти растения полезны человеку, как помогают укреплению его здоровья.
1. Проведение теста
Учитель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, какие бывают растения? Рассмотрим картинки теста (см. Приложение 1). Возьмем карандаш и настроимся на работу. Какой ряд будет самым активным?
Работа с тестом
- А чем полезны хвойные растения? - А травянистые растения: подорожник, крапива?
2. Упражнения для глаз
1) Исходное положение - сидя. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами. Повторять в течение 10-15 сек. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз. 2) Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. 3) Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 4 раза.
IV. Работа по учебнику, стр. 22-23
Учитель: Рассмотрите картинки на доске. Где показан лес, где - луг, где - водоем? Дети: На первом рисунке показан луг. На втором - лес. На третьем - водоем.
На доске прикреплены рисунки растений. (Среди них несколько культурных растений) Такие же растения у детей в учебниках.
Учитель: А теперь откроем учебники, рассмотрим растения, выполним задание (один ученик выполняет это задание на доске)
Беседа по вопросам:
Учитель: Где мы можем встретить эти дикорастущие растения? (рассматривается каждое растение) Дети: На водоеме, на лугу, в лесу. Учитель: Что же такое «дикорастущие растения»? Как вы понимаете это слово? Дети: Растения дикорастущие никто не сажал, за ними никто не ухаживает, они растут в лесу, на лугу, у водоема.
- Послушайте стихотворение Игоря Северянина:
Цветы не думают о людях,
Но люди грезят о цветах…
Цветы не видят в человеке
Того, что видит он в цветке…
Цветы людей не убивают –
Цветы садов, цветы полей…
А люди часто их срывают!
А люди часто губят их!
Порою люди их лелеют,
Но не для них, а для себя…
В цветах находят развлеченье,
Души не видят у цветов…
-Существует способ привлечения внимания людей к проблеме охраны растений, имеющих красивые цветки. Это создание особого списка растений, которые находятся на грани исчезновения. Я говорю о Красной книге. Это печальная книга. Идея её создания возникла в конце 50-х годов прошлого века. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году. В ней было записано 25000 видов растений, в том числе и первоцветы. Это редкие виды. (показать фото редких растений)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Пусть же радуется кто-то
На цветы среди полей,
У цветов своя работа-
В жизни радовать людей.
Цветы живут и радуют людей. Любовь к родной природе – это любовь к своей Отчизне.
Краткая беседа о красоте растений и о бережном отношении к ним. (Правила поведения)
Аналогично рассматриваются культурные растения.
Дети: Они встречаются в саду, в поле, в огороде. Учитель: Правильно. В саду, в поле, в огороде люди выращивают культурные растения. Как вы думаете, для чего люди выращивают культурные растения? Дети: Эти растения выращивают для того, чтобы человек был сыт. Учитель: Какую пользу приносят культурные растения людям, их здоровью? Дети: Культурные растения – фрукты и овощи – укрепляют человеческий организм, способствуют его оздоровлению, наполняют наш организм витаминами и другими полезными веществами.
Беседа о пользе употребления овощей и фруктов.
V. Минутка релаксации (упражнение для снижения быстрого нарастания утомления) Звучит тихая музыка и голоса птиц
«Солнышко и тучка»
Солнце зашло за тучку, стало холодно – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание на 3-4 сек.). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, сделать глубокий выдох.
А теперь закройте глаза, руки положите на колени и слушайте. (Звучит тихая музыка и пение птиц) … Представьте, что вы находитесь в летнем лесу. Щебечут птицы, тихонько поет ручеек, солнышко согревает ваше лицо. Кругом летают бабочки. Вам хочется босиком пройтись по мягкой траве. Вам очень хорошо и легко.
VI. Работа по тетради
Учитель: Давайте рассмотрим картинку. Какое растение лишнее в каждом ряду? Объясните свой ответ.
Как вы разделили все растения? На какие группы? - А еще как их можно классифицировать?
Физкультминутка под музыку
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу. Ходьба на месте.
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам. Повороты корпусом.
Нам на встречу скачет зайка, Прыжки.
В небе кружат птицы. Дети машут руками.
Вот теперь мы отдохнули Садятся за парты.
И пойдём учиться.
Дидактическая игра «Распредели культурные растения по группам»
Учитель загадывает загадки о растениях, а ученики решают, в какую группу его определить (см. Приложение2)
- Какое растение лишнее? Почему? (орешник – дикорастущее растение)
Вывод: Культурные растения человек выращивает в садах, на полях и огородах. Эти растения дают человеку силы и здоровье, укрепляют его организм, способствуют его оздоровлению, наполняют наш организм витаминами и другими полезными веществами.
VII. Итоги урока
Учитель: Что интересного узнали на уроке? С какими группами растений познакомились? Какие из дикорастущих растений человек использует для лечения, укрепления здоровья? (лекарственные) Зачем человек выращивает культурные растения? Как они влияют на наше здоровье?
Рефлексия
Учитель: Продолжите мои предложения: -Я узнал…
-Я научился…
-Мне понравилось…
-Новые знания мне пригодятся…
Учитель:У вас на столе лежат фишки. Оцените свою работу. Если вы работали быстро, правильно и вам было интересно – покажите зелёную фишку. Если вам было трудно, скучно – покажите красную фишку.