kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира 4 класс по теме "Жизнь Древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: От крытие новых знаний

В ходе урока дети занимаются творческими группами, сами открывают новые знания.

Кто такие Древние славяне?

Где жили Древние славяне?

Чем занимались? 

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 4 класс по теме "Жизнь Древних славян"»

Дата: 6.02 2020 г.

Школа: Кочёвская СОШ

Класс: 4

Учитель: Алексеева Вера Леонидовна


Тема урока: «Жизнь древних славян».


Тип урока: открытие новых знаний

Цель:  формирование  представления о жизни древних славян.

Задачи:1. Приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков.

2. Развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы.

3. Воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению.


Планируемые результаты:

  • Предметные:

-знать, как  и где жили древние славяне, о быте этого народа

- уметь давать определения некоторым историческим терминам.

  • Метапредметные:

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

  • Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

  • Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


  • Личностные:  

- уважение к культуре, быту, историческому прошлому    предков.


Понятия: восточные славяне, бортничество, русские, украинцы, белорусы, союзы племен.

Оборудование: «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, презентация, проектор, предметы старины из глины, железа, бересты; предметы ткачества; оценочные листы, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроенье,

Легко и прелестно дается ученье!

Когда вам работать легче?

Мы с вами будем работать вот в таких творческих группах.

Давайте распределим роли.

Старейшина – организует работу в группе;

Чтец – читает научный материал;

Историк -учёный - ищет нужную информацию;

Писарь - ведёт необходимые записи;

Мастер слова - представляет результат группы.

Эмоциональный настрой на урок




Работая в группах, сообща, дружно




Распределение ролей в творческих группах

II.Актуализация знаний.

Этап выявления места и причины затруднений

Посмотрите на предметы, которые лежат на ваших столах.

-Кому могли принадлежать эти предметы? Слайд 3

•Современнику

•Предкам

• Потомкам.

-Дайте определение, кто такие предки? Предки – это люди, которые жили перед нами.

-А современники? Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например,

в настоящее время.

-Кто же такие потомки? Потомки - это люди, которые будут жить после нас.

-К кому мы отправимся в путешествие?

Возникает такой вопрос

-А кто же были нашими предками?

Где можем найти ответ на данный вопрос?

Кто хотел бы узнать поднимите руки.






В учебнике, дополнительной литературе, в интернет ресурсах, спросить у родителей.

III.Построение проекта выхода из затруднения.


На столах лежат вот такие свёртки, может там найдём ответ на наш вопрос

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших часто вовлекали в войны. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, одетые в простые рубахи.

-Что можно сказать о выделенных словах?

Какой корень в данных словах?

Е сли этот корень вставим вот в такую схему

К акое слово получится?..... ян е

Так кто же были нашими предками?

Определите тему нашего урока  (Слайд )

 О ком мы сегодня будем говорить?

- О жизни наших предков - славян.

Тема нашего урока: Жизнь древних славян.


Какие задачи мы поставим перед собой ?

узнать: СЛАЙД 2

- Кто …

- Где …


- Чем…

- Какие …


-  Как …

Открывают, читают чтецы.







Однокоренные слова

Слав

Славяне




Кто такие славяне?

Где поселились славяне?

Чем занимались.

Какие места для поселения выбирали славяне?

Как выглядели славяне и во что одевались?

Как выглядели жилища у славян?

Открытие новых знаний

А теперь приступаем к открытию новых знаний. Давайте сделаем предположение

Кто такие славяне и почему Славяне?

У вас на столах лежат вот такие листы с заданием.

Время выполнения 5 мин.

По Карте "Расселение славян" восстановите деформированный текст.

(Приложение № 1)

На какой вопрос 1 творческая группа дала нам ответ.

- Кто такие славяне?


Где поселились славяне?


Высказывания детей.

Славяне – от слова «славный, хвалимый»


Славяне – это большая группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье.

Славяне поселились на огромной территории Восточной части Европы

2 группа. Прочитайте текст. «Основное занятие славян» Основные сведения оформите в виде «ассоциативного куста»

Земледелие – очень трудоёмкая работа. Выращивание хлеба ценилась во все времена. Поэтому хлеб всегда должны почитать.

После выступления творческой группы. Ребята, посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе. Давайте дополним, чем же ещё занимались древние славяне.

Предметы, которые лежат на столах, использовались не только славянами, но и у нас коми-пермяков. Т.к культура этих народов тесно переплелась.

VI. Физкультминутка.(СЛАЙД )
- Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:
«Барашеньки крутороги».
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (ходьба на носках),
Ваню потешали (хлопают в ладоши за учителем).

3 группа. Прочитайте текст. Оформите кластер. Как выглядели славяне и во что одевались?







4 группа. Текст. Как выглядели жилища у славян?

Задание «Восстанови цепочку»

Работа со слайдом.

- Какое место для поселения выбирали славяне?

- С какой целью ставились такие частоколы?

Время было беспокойное, жители соседних поселений часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, густо ставили частокол. Такой забор получался очень крепким и мог простоять долгое время.

Почему именно славяне?

Версия, которая больше всего похожа на правду, заключается в том, что название объединения этих племён, произошло от названия реки, на которую наши предки переселились. Это был Днепр, однако в те далёкие времена он носил имя Славутич. Историки считают, что именно это и стало основой формирования такого названия.

Основные занятия славян – земледелие, охота, бортничество, собирательство, скотоводство.




Кузнечное ремесло, гончарное ремесло, плетение из бересты, ткачество, пряли пряжу.




Выполняется


физкультминутка.









Выступление группы.

Высокие, голубоглазые, светловолосые.

Просторные рубахи, штаны, носили лапти.

Выступление творческой группы.

Избы наполовину были углублены в землю. Печи топились по-чёрному.


Безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.

В целях самозащиты.

Были частые войны.








Река Днепр – имело название Славутич.


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Рефлексия. «Верные и неверные суждения»

1. Русские, украинцы, белорусы произошли от южных славян. +

2. Древние славяне жили

семьями; (-) Племенами

3. Посуда у славян была глиняная и деревянная. +

4. Свои дома славяне строили из кирпича; (-) Из стволов деревьев

5. Славяне носили одежду из льна и шерсти

6. Основной совместной деятельностью древних славян было земледелие. +

Дети при помощи сигнальных карточек показывают

Верные (зелёный цвет)

Неверные (красный)






Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Результатом нашей деятельности получилась вот такая таблица.

Слайд.

Сегодня на уроке все очень славно поработали и поэтому получаете вот такие лапти и корзинки. (На обратной стороне лист самооценивания)

Вернёмся к нашему плану урока.

Что же узнали на уроке.

Метод незаконченного предложения

Я узнал сегодня, что славяне …

Работа по листам оценивания.

На листах оценивания поставьте за свою работу в баллах. Скажите ваши оценки.

Ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.


Д/з. На карточках по выбору

  1. Приготовить сообщение

«Славянские праздники, которые дошли до наших дней»

  1. Сделать рисунок

А) Жизнь и быт славян

Б) Основные занятия древних славян


Таблицы на партах











Русские произошли от восточных славян

Эти знания нужны, чтобы изучить следующие темы окружающего мира.

На уроках истории,






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира 4 класс по теме "Жизнь Древних славян"

Автор: Вера Леонидовна Алексеева

Дата: 08.03.2020

Номер свидетельства: 542109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру по теме "Жизнь древних славян",презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-drievnikh-slavian-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "116978"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412676341"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Жизнь древних славян»"
    ["seo_title"] => string(74) "urok_okruzhaiushchiegho_mira_v_3_klassie_po_tiemie_zhizn_drievnikh_slavian"
    ["file_id"] => string(6) "439484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511028783"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "коконспект урока по окружающему миру по теме "жизнь древних славян",презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(101) "kokonspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-drievnikh-slavian-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "116975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412675210"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Жизнь древних славян» "
    ["seo_title"] => string(25) "zhizn-drievnikh-slavian-1"
    ["file_id"] => string(6) "230347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442093661"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства