I.Мотивация к учебной деятельности | Слайд 1 Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждет интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроенье, Легко и прелестно дается ученье! Когда вам работать легче? Мы с вами будем работать вот в таких творческих группах. Давайте распределим роли. Старейшина – организует работу в группе; Чтец – читает научный материал; Историк -учёный - ищет нужную информацию; Писарь - ведёт необходимые записи; Мастер слова - представляет результат группы. | Эмоциональный настрой на урок Работая в группах, сообща, дружно Распределение ролей в творческих группах |
II.Актуализация знаний. Этап выявления места и причины затруднений | Посмотрите на предметы, которые лежат на ваших столах. -Кому могли принадлежать эти предметы? Слайд 3 •Современнику •Предкам • Потомкам. -Дайте определение, кто такие предки? Предки – это люди, которые жили перед нами. -А современники? Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. -Кто же такие потомки? Потомки - это люди, которые будут жить после нас. -К кому мы отправимся в путешествие? Возникает такой вопрос -А кто же были нашими предками? Где можем найти ответ на данный вопрос? Кто хотел бы узнать поднимите руки. | В учебнике, дополнительной литературе, в интернет ресурсах, спросить у родителей. |
III.Построение проекта выхода из затруднения. | На столах лежат вот такие свёртки, может там найдём ответ на наш вопрос Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших часто вовлекали в войны. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, одетые в простые рубахи. -Что можно сказать о выделенных словах? Какой корень в данных словах? Е сли этот корень вставим вот в такую схему К акое слово получится?..... ян е Так кто же были нашими предками? Определите тему нашего урока (Слайд ) О ком мы сегодня будем говорить? - О жизни наших предков - славян. Тема нашего урока: Жизнь древних славян. Какие задачи мы поставим перед собой ? узнать: СЛАЙД 2 - Кто … - Где … - Чем… - Какие … - Как … | Открывают, читают чтецы. Однокоренные слова Слав Славяне Кто такие славяне? Где поселились славяне? Чем занимались. Какие места для поселения выбирали славяне? Как выглядели славяне и во что одевались? Как выглядели жилища у славян? |
Открытие новых знаний | А теперь приступаем к открытию новых знаний. Давайте сделаем предположение Кто такие славяне и почему Славяне? У вас на столах лежат вот такие листы с заданием. Время выполнения 5 мин. По Карте "Расселение славян" восстановите деформированный текст. (Приложение № 1) На какой вопрос 1 творческая группа дала нам ответ. - Кто такие славяне? Где поселились славяне? | Высказывания детей. Славяне – от слова «славный, хвалимый» Славяне – это большая группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье. Славяне поселились на огромной территории Восточной части Европы |
2 группа. Прочитайте текст. «Основное занятие славян» Основные сведения оформите в виде «ассоциативного куста» Земледелие – очень трудоёмкая работа. Выращивание хлеба ценилась во все времена. Поэтому хлеб всегда должны почитать. После выступления творческой группы. Ребята, посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе. Давайте дополним, чем же ещё занимались древние славяне. Предметы, которые лежат на столах, использовались не только славянами, но и у нас коми-пермяков. Т.к культура этих народов тесно переплелась. VI. Физкультминутка.(СЛАЙД ) - Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр: «Барашеньки крутороги». Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове) По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы), По степям бродили (ходьба на носочках), На дудочке играли (ходьба на носках), Ваню потешали (хлопают в ладоши за учителем). 3 группа. Прочитайте текст. Оформите кластер. Как выглядели славяне и во что одевались? 4 группа. Текст. Как выглядели жилища у славян? Задание «Восстанови цепочку» Работа со слайдом. - Какое место для поселения выбирали славяне? - С какой целью ставились такие частоколы? Время было беспокойное, жители соседних поселений часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, густо ставили частокол. Такой забор получался очень крепким и мог простоять долгое время. Почему именно славяне? Версия, которая больше всего похожа на правду, заключается в том, что название объединения этих племён, произошло от названия реки, на которую наши предки переселились. Это был Днепр, однако в те далёкие времена он носил имя Славутич. Историки считают, что именно это и стало основой формирования такого названия. | Основные занятия славян – земледелие, охота, бортничество, собирательство, скотоводство. Кузнечное ремесло, гончарное ремесло, плетение из бересты, ткачество, пряли пряжу. Выполняется физкультминутка. Выступление группы. Высокие, голубоглазые, светловолосые. Просторные рубахи, штаны, носили лапти. Выступление творческой группы. Избы наполовину были углублены в землю. Печи топились по-чёрному. Безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. В целях самозащиты. Были частые войны. Река Днепр – имело название Славутич. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Рефлексия. «Верные и неверные суждения» 1. Русские, украинцы, белорусы произошли от южных славян. + 2. Древние славяне жили семьями; (-) Племенами 3. Посуда у славян была глиняная и деревянная. + 4. Свои дома славяне строили из кирпича; (-) Из стволов деревьев 5. Славяне носили одежду из льна и шерсти 6. Основной совместной деятельностью древних славян было земледелие. + | Дети при помощи сигнальных карточек показывают Верные (зелёный цвет) Неверные (красный) |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Результатом нашей деятельности получилась вот такая таблица. Слайд. Сегодня на уроке все очень славно поработали и поэтому получаете вот такие лапти и корзинки. (На обратной стороне лист самооценивания) Вернёмся к нашему плану урока. Что же узнали на уроке. Метод незаконченного предложения Я узнал сегодня, что славяне … Работа по листам оценивания. На листах оценивания поставьте за свою работу в баллах. Скажите ваши оценки. Ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Д/з. На карточках по выбору Приготовить сообщение «Славянские праздники, которые дошли до наших дней» Сделать рисунок А) Жизнь и быт славян Б) Основные занятия древних славян | Таблицы на партах Русские произошли от восточных славян Эти знания нужны, чтобы изучить следующие темы окружающего мира. На уроках истории, |