Актуализация знаний. Выявление уровня знаний Работа в паре | 1.- Задумывались ли вы, добры молодцы и красны девицы, какого вы роду племени? - Горе такому человеку, который забыл или не знает, где и когда он родился, где и как жил, чему учился. То же можно сказать и о человечестве, а чтобы человечество знало свои корни, существует наука. Кто скажет, как она называется? 2. Для того чтобы узнать, о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке, необходимо выяснить значение ключевых слов. Прочитайте слова. Найдите корень и сделайте предположение о лексическом значении этих слов: предки современники потомки 3. А сейчас поработаем в паре. Перед вами модель – линия времени, точкой обозначен год, в котором живем мы и наши современники, подпишите его; -дугой выделите части схемы, которые соответствуют времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их. | тренируются отдельные способности к учебной, анализируют изученное. Ответы на вопросы. Предположения: Предки – это люди, которые жили перед нами. В слове современники корен врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время. Потомки, так называют людей, которые будут жить после нас. Выполнение заданий в паре 2014 Предки потомки | К: Планирование сотрудничества со сверстниками в микрогруппах. П: формирование умение строить в устной форме речевое высказывание, умение выделять главное. |
Постановка учебной задачи | Прочитайте слова, составьте верное высказывание, используя эти слова. Почему это высказывание вы считаете верным? -Кто догадался, какая тема нашего урока? Урок посвящён нашим предкам – славянам. По толковому словарю Ожегова славяне – значение слова. - Сформулируйте вопросы по теме урока, используя вопросительные слова: ЧЕМ? КАК? КАКИЕ? ГДЕ? - Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока. | Поиск истинного высказывания. Наши предки жили в далёком прошлом. формулируют тему урока. Наши предки в далёком прошлом. формулируют вопросы по теме урока. Как жили наши предки? Где жили? Чем занимались? Какие они были? Ставят цель. Узнать, кто были наши предки, какие они, где жили и чем занимались? | Р: целеполагание П: общенаучные, сам.выделение – формулирование познавательной цели. Л: формулирование проблемы. |
Открытие нового знания Работа в паре Работа в группах, выступления | Сначала выясним, где поселились наши предки. Ребята, у вас на столе карточки, на них вы видите слова, характеризующие место проживания разных народов. МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ: долины рек Днепр, Волга, Дунай, Припять, Западная Двина, восточная территория омывается Индийским океаном, побережье Чёрного, Балтийского морей, Африка | Можете ли вы определить, какие характеристики относятся к жизни наших предков, а какие нет? -Давайте, с помощью исторической карты, попробуем определить место их проживания. Откройте учебники на с. 8 - Посмотрите на условные обозначения и скажите: -Какие большие племенные объединения были у славян? -Какое из племен занимало наибольшую территорию? -Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. Рассмотрите схему. -На берегах, каких рек и морей расселились древние славяне? -Теперь сможем разобраться с характеристиками места проживания славян? Возьмите рабочие листы и зачеркните лишние. - Назовите, что вы зачеркнули. (Проверка со слайда, убираю на слайде лишнее) - Дайте характеристику места проживания древних славян, используя слова-подсказки. -Предположите, какой климат и природа были на месте расселения славян. Вычеркните лишние характеристики. Поработайте в паре, объясните свои предположения. Природа много лесов и степи, пустыни, полноводные реки, в лесах живут львы, тигры, леопарды. в лесах живут зайцы, медведи, кабаны климат хорошо выражены все сезоны года, отсутствие дождей, теплый климат круглый год
| - Какие характерные особенности природы и климата вы отметили для себя? (Проверка со слайда, убираю на слайде лишнее) - На какой вопрос мы нашли ответ? На какие вопросы надо найти ответы? - Времени остаётся немного, поэтому предлагаю вам поработать в группах. - Займите место в группе. Внимательно послушайте задание и решите, над каким заданием, ваша группа хотела бы работать. (объясняю задание групп) ГРУППА 1 Как выглядели славяне и во что одевались? Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст на с.46-48 и смоделируйте типичный вид славянина, составьте небольшой рассказ о том, как они выгладили. (Для выполнения задания предлагается набор разной по цвету, форме одежды, обуви.) Славяне были рослыми, сильными и красивыми людьми. У них были серые или голубые глаза, русые волосы и правильные черты лица. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. ГРУППА 2 Занятия славян Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст на с.49-55, составьте и заполните схему «Занятия славян» (Как работали, как помогали друг другу. Как отдыхали, как принимали гостей). ГРУППА 3 Жилище древних славян На с. 56 – 62 учебника найти описание жилища древних славян и зачитать. На работу групп 5 -7мин. Затем заслушиваем представителей групп. Индивидуальная помощь. После выступления каждой группы. Дополнение учителя. - На какой вопрос мы нашли ответ? -Мы с вами ответили на все вопросы? -Достигли ли мы поставленных целей урока? -Какие источники помогли найти ответы на вопросы? Что нового узнали? Устанавливает осознанность восприятия. - А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. После выполнения теста. -Поменяйтесь тестами и проверьте друг у друга зелёным карандашом, поможет вам слайд на доске. Ребята, сдайте тесты учителю. | Решают типовые задания. Предположения: Да. Нет. Не уверены. Работа с картой. Ответы на вопросы. Восточные славяне, западные славяне, южные славянею Племя восточных славян Ответы на вопросы. Славяне населяли огромные пространства по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря Где жили наши предки. Как жили наши предки? Чем занимались? Какие они были? Выбирают задание для группы. Работа в группах Моделирование вида славянина, составление рассказа. Работа с учебником. Работа с учебником. Составление и заполнение схемы «Занятия славян» Работа с учебником. Выбор главного. Выбирают выступающих. Ответы на вопросы. карта, текст, иллюстрации, учебная презентация, обращались к толковому словарю работа по тесту. 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от … восточных славян западных славян южных славян 2. Древние славяне жили … семьями в одиночку племенами 3. Славяне жили: В пустыне. По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне. В горах. 4. Свои дома славяне строили: Из камня. Из кирпича. из столбов деревьев. 5. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься: Земледелием. Бортничеством рыболовством 6. С помощью карты перечислите племена славян. Взаимопроверка по эталону на слайде. | Р:контроль, оценка, коррекция П: моделирование, логические – решение проблемы, общеучебные умения. К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |