kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Жизнь древних славян»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 3 классе по теме"Жизнь древних славян". Урок открытия новых знаний. Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично- поисковая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Жизнь древних славян»»

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Жизнь древних славян»

Провела: учитель БОУСОШ № 30 ст. Нововеличковской МО Динской района Половинкина Елена Николаевна

1.Дидактическое обоснование:

Окружающий мир в 3 классе, «Окружающий мир 3 класс» (2 часть), Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века».


Тема урока: «Жизнь древних славян»

Цель:

создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешнего вида, быта и занятий;

способствовать развитию внимания, мышления, речи;

воспитывать интерес к истории своего народа.


Планируемый результат обучения

Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

Познавательные УУД:

  • формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;

  • формирование умение строить в устной форме речевое высказывание.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и свою позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое и диалогическое высказывание.

Личностные УУД.

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

  • формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

  • формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


Тип урока: изучение нового материала

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая


Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности. Настрой на работу

Психологический настрой на работу «Желаю успеха». - Ребята, давайте пожелаем друг другу успеха и удачи. Повернитесь к соседу по парте с этими словами.

Объясните смысл пословицы

Подготовка к работе.

Пожелание успеха.




Объясняют смысл пословицы

Л: самоопределение

Р: целеполагание

К: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний. Выявление уровня знаний






























Работа в паре










1.- Задумывались ли вы, добры молодцы и красны девицы, какого вы роду племени?

- Горе такому человеку, который забыл или не знает, где и когда он родился, где и как жил, чему учился. То же можно сказать и о человечестве, а чтобы человечество знало свои корни, существует наука. Кто скажет, как она называется?

2. Для того чтобы узнать, о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке, необходимо выяснить значение ключевых слов.

Прочитайте слова. Найдите корень и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:

  1. предки

  2. современники

  3. потомки

3. А сейчас поработаем в паре. Перед вами модель – линия времени, точкой обозначен год, в котором живем мы и наши современники, подпишите его;

-дугой выделите части схемы, которые соответствуют времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.

тренируются отдельные способности к учебной, анализируют изученное.

Ответы на вопросы.






















Предположения:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

В слове современники корен врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время.

Потомки, так называют людей, которые будут жить после нас.

Выполнение заданий в паре

2014


Предки потомки




К: Планирование сотрудничества со сверстниками в микрогруппах.

П: формирование умение строить в устной форме речевое высказывание, умение выделять главное.

Постановка учебной задачи

Прочитайте слова, составьте верное высказывание, используя эти слова.

Почему это высказывание вы считаете верным?

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

Урок посвящён нашим предкам – славянам. По толковому словарю Ожегова славяне – значение слова.

- Сформулируйте вопросы по теме урока, используя вопросительные слова:

ЧЕМ?

КАК?

КАКИЕ?

ГДЕ?

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

Поиск истинного высказывания.

Наши предки жили в далёком прошлом.






формулируют тему урока.

Наши предки в далёком прошлом.




формулируют вопросы по теме урока.

Как жили наши предки?

Где жили?

Чем занимались?

Какие они были?


Ставят цель.

Узнать, кто были наши предки, какие они, где жили и чем занимались?


Р: целеполагание

П: общенаучные, сам.выделение – формулирование познавательной цели.

Л: формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

А какими известными вам способами, из каких источников можно получить ответы на вопросы, которые вы сейчас задали

- На сегодняшнем уроке мы будем пользоваться разными источниками.


Составляют план достижения цели и определяют средства

Интернет, книга, учитель, родители

Распределяют роли в группах.

Р: планирование, прогнозирование

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Открытие нового знания























































Работа в паре




























Работа в группах, выступления

Сначала выясним, где поселились наши предки.

Ребята, у вас на столе карточки, на них вы видите слова, характеризующие место

проживания разных народов.


МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ:

долины рек Днепр, Волга, Дунай, Припять,

Западная Двина,

восточная территория омывается Индийским океаном,

побережье Чёрного, Балтийского морей,

Африка


Можете ли вы определить, какие характеристики относятся к жизни наших предков, а какие нет? 

-Давайте, с помощью исторической карты, попробуем определить место их проживания. Откройте учебники на с. 8

- Посмотрите на условные обозначения и скажите:

-Какие большие племенные объединения были у славян?

-Какое из племен занимало наибольшую территорию?

-Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. Рассмотрите схему.

-На берегах, каких рек и морей расселились древние славяне?

-Теперь сможем разобраться с характеристиками места проживания славян? Возьмите рабочие листы и зачеркните лишние.

- Назовите, что вы зачеркнули. (Проверка со слайда, убираю на слайде лишнее) 

- Дайте характеристику места проживания древних славян, используя слова-подсказки.

-Предположите, какой климат и природа были на месте расселения славян. Вычеркните лишние характеристики. Поработайте в паре, объясните свои

предположения.


Природа

много лесов и степи, пустыни,

полноводные реки,

в лесах живут львы, тигры, леопарды.

в лесах живут зайцы, медведи, кабаны
климат

хорошо выражены все сезоны года,

отсутствие дождей, теплый климат круглый год

- Какие характерные особенности природы и климата вы отметили для себя? (Проверка со слайда, убираю на слайде лишнее) 

- На какой вопрос мы нашли ответ?

На какие вопросы надо найти ответы?

- Времени остаётся немного, поэтому предлагаю вам поработать в группах.
- Займите место в группе. Внимательно послушайте задание и решите, над каким заданием, ваша группа хотела бы работать. (объясняю задание групп)

ГРУППА 1

Как выглядели славяне и во что одевались?

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст на с.46-48 и смоделируйте типичный вид славянина, составьте небольшой рассказ о том, как они выгладили. (Для выполнения задания предлагается набор разной по цвету, форме одежды, обуви.)


Славяне были рослыми, сильными и красивыми людьми. У них были серые или голубые глаза, русые волосы и правильные черты лица.

Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей.


ГРУППА 2 Занятия славян

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст на с.49-55, составьте и заполните схему «Занятия славян»

(Как работали, как помогали друг другу. Как отдыхали, как принимали гостей).


ГРУППА 3 Жилище древних славян

На с. 56 – 62 учебника найти описание жилища древних славян и зачитать.

На работу групп 5 -7мин. Затем заслушиваем представителей групп.

Индивидуальная помощь.

После выступления каждой группы.

Дополнение учителя.






- На какой вопрос мы нашли ответ?

-Мы с вами ответили на все вопросы?

-Достигли ли мы поставленных целей урока?

-Какие источники помогли найти ответы на вопросы?

Что нового узнали?



Устанавливает осознанность восприятия.

- А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян.

После выполнения теста.

-Поменяйтесь тестами и проверьте друг у друга зелёным карандашом, поможет вам слайд на доске. 

Ребята, сдайте тесты учителю.

Решают типовые задания.


















Предположения:

Да. Нет. Не уверены.





Работа с картой.


Ответы на вопросы.

Восточные славяне, западные славяне, южные славянею

Племя восточных славян






















Ответы на вопросы.

Славяне населяли огромные пространства по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря


































Где жили наши предки.

Как жили наши предки?

Чем занимались?

Какие они были?




Выбирают задание для группы.





Работа в группах




Моделирование вида славянина, составление рассказа. Работа с учебником.



















Работа с учебником. Составление и заполнение схемы «Занятия славян»








Работа с учебником. Выбор главного.





Выбирают выступающих.






















Ответы на вопросы.

карта, текст, иллюстрации, учебная презентация, обращались к толковому словарю


работа по тесту.

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от …

восточных славян

западных славян

южных славян

2. Древние славяне жили …

семьями  

в одиночку

племенами

3.  Славяне жили: 

  В пустыне.
  По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.
В горах.
4. Свои дома славяне строили:
Из камня.
Из кирпича.

  из столбов деревьев.
5. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
Земледелием.
Бортничеством
рыболовством

6. С помощью карты перечислите племена славян.

Взаимопроверка по эталону на слайде.

Р:контроль, оценка, коррекция

П: моделирование, логические – решение проблемы,

общеучебные умения.

К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Итог урока

Рефлексия

Организует рефлексию.

Вы сегодня замечательно поработали. Но урок подходит к концу. В месте проживания славян тоже наступает вечер и на небе зажигаются звёзды.

Я предлагаю вам украсить небо звёздами.

Если на уроке вам было интересно, вы активно участвовали в работе, у вас всё получилось и вам захотелось ещё больше узнать о жизни славян возьмите жёлтую звёздочку;

Если у вас не всё получилось, но ещё надо поработать - синюю;

Если на уроке вам было не интересно – красную.

Поместите звёзды на небе.

Пока ребята оценивают себя, проверяю тесты. Учитывая тестовую работу, выставляю оценки учащимся.

Д/з по выбору учащихся

  1. Используя учебник подготовить рассказ о жизни древних славян.

  2. Используя дополнительные материалы подготовить рассказ о жизни древних славян, проиллюстрировать свой рассказ.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.











Украшают небо звёздами.


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия;

Личностные:

смыслообразование







.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Жизнь древних славян»

Автор: Половинкина Елена Николаевна

Дата: 18.11.2017

Номер свидетельства: 439484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру по теме "Жизнь древних славян",презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-drievnikh-slavian-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "116978"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412676341"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "коконспект урока по окружающему миру по теме "жизнь древних славян",презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(101) "kokonspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-drievnikh-slavian-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "116975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412675210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Жизнь древних славян» "
    ["seo_title"] => string(25) "zhizn-drievnikh-slavian-1"
    ["file_id"] => string(6) "230347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442093661"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  "жизнь древних славян" окружающий мир "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-zhizn-drievnikh-slavian-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "119216"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413367511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства