конспект урока по окружающему миру по теме "Жизнь древних славян",презентация к уроку
Конспект урока по окружающему миру по теме "Жизнь древних славян",презентация к уроку
Тема урока "Жизнь древних славян" занимает первое место в системе уроков пятой главы образоввательной программы по теме "Страницы истории Отечества". В основу урока легло исследование "наблюдение" за изменением ленты времени, жизнедеятельностью и верованием древних славян. Планируемый объем учебного материала и сложность информации соответствуют возрастным особенностям девятилетних школьников и учебным возможностям обучающихся данного класса. Тип урока: урок "открытия" новых знаний. Исходя из этого, были определены цели и задачи урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру по теме "Жизнь древних славян",презентация к уроку »
Мотивация к учебной деятельности
Организационный момент.
Добрый день всем присутствующим в нашем классе. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем присутствующих улыбками. Молодцы! А теперь подарите улыбку - знак уважения и доброжелательности друг другу. У каждого из вас на столе лежит листок. Подумайте, чтобы вы хотели пожелать себе. Напишите на листочках: Я желаю себе... Отложите его в сторону, к нему мы вернемся к концу урока.
(Формирование личностных УУД)
Учитель.
Звонок голосистою птицей
Опять пролетел поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.
И мы начинаем учиться
Всему, что узнал человек.
Истории древней страницы
Расскажут про каменный век.
Раздвинутся мира границы,
Заманчив познания путь.
И надо ещё умудриться
В грядущее заглянуть.
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить.
Учитель: И в ваших глазах я тоже увидела любопытство, которое поможет нам открыть много нового на уроке.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
-Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать свою работу .
-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории».
- О чём рассказали нам эти страницы? ( Эти страницы рассказали нам о жизни первобытных людей, о первых государствах и городах, о древних постройках, о рыцарях и замках, о первом книгопечатании, о путешественниках, о величайших открытиях в жизни человечества.)
- Давайте выстроим цепочку времени, историю развития человечества.
( Слайд №1)
Первая эпоха - Первобытная история; вторая - Мир древности; третья - Средние века; четвертая - Новое время; пятая - Новейшее время.
- Сегодня мы начинаем изучение большого, сложного, но очень интересного раздела.
Как он называется? (Страницы истории Отечества.)
- А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)
- Давайте подумаем над значением слов, которые пригодятся нам при работе с этим разделом. Прочитайте слова и подумайте, что они обозначают.
( Слайд №2)
(На доске карточки со словами: предки, современники, потомки.)
- Кого мы называем предками? (Это люди, которые жили до нас, перед нами.)
- Кого мы называем современниками? (Это люди, которые живут с нами в одно время.)
А кто такие потомки? (Это люди, которые будут жить потом, после нас.)
- Прочитайте три высказывания и найдите верное.
На доске:
Наши современники будут жить в далёком будущем.
Наши потомки живут рядом с нами..
Наши предки жили в далёком прошлом..
- Почему опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете?
- Да, мы сегодня вернемся в прошлое , чтобы начать изучать большой раздел «История Отечества» .Как вы думаете, о чём мы узнаем, изучая этот раздел?
Об истории нашего государства, о его границах, городах, о людях, как они жили, чем занимались.
Молодцы, ребята. А вот к какому народу мы отправляемся, предлагаю разгадать кроссворд, в котором спрятано его название. ( слайд №3)
Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом. (история)
Имя богини - покровительницы этой науки. (Клио)
Большое животное, на которое охотились древние люди.(мамонт )
Отрезок времени в сто лет. (век)
Страна, которая подарила миру Олимпийские игры. (Греция)
На берегах какой реки возникло Египетское государство? ( Нил)
Наука, которую иногда называют “наукой лопаты. ”( археология)
- Прочтите ключевое слово .
Учитель предлагает ответить на вопросы:
-Ребята, а какая наука изучает жизнь различных народов и события, происходящие в их жизни?
Эта наука называется историей.
Учитель:
-Известен ли вам термин археология?
Это наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.
Учитель: Перед вами лежат листы самооценки. Прочитайте исторические термины и заполните жёлтое поле листа самооценки.
Фамилия, имя _________________________________________
Исторические термины
На начало урока
На конец урока
Знаю
Сомнение
Не знаю
Знаю
Сомнение
Не знаю
История
Археология
Славяне
Поляне
Древляне
Северяне
Язычество
Бортничество
Знаю ( + ) Сомнение ( ? ) Не знаю ( - )
Мы с вами вспомнили два исторических термина. Предлагаю Вам выстроить устный исторический рассказ на основе оставшихся терминов.
Объяснение нового материала.
Выявление места и причин затруднения.
Учитель задает вопросы:
-Почему мы не смогли построить рассказ? На что вы обратили
внимание?
У нас не хватило знаний. На листе неизвестные нам исторические термины.
Учитель: А хотелось бы вам узнать, что обозначают незнакомые термины?
Целеполагание и построение выхода из затруднения.:
Учитель : Используя ключевое слово нашего кроссворда назовите тему нашего урока.
( Слайд №4)
Тема урока «Жизнь древних славян».
Учитель:
Вам не удалось составить рассказ, не хватило знаний о жизни славян. Построим проект выхода из затруднения. Сейчас наметим план: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новые знания.
- Перед вами вопросительные слова, используя их ,предлагаю составить вопросы по данной теме: (слайд №5)
Где…
Чем…
Во что…
Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.
Учитель:
Построим проект выхода из затруднения. Сейчас наметим план: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новые знания.
План открытия нового знания :
1.Расселение древних славян. (исследуем карту)
2.Занятия древних славян ( с помощью учебника и энциклопедий).
3.Быт и жилища древних славян( с помощью учебника и рисунков).
4.Верования древних славян ( учебник и энциклопедия).
Учитель:
Что из изученного ранее вам пригодится?
Умение работать с картой, с учебником, умение находить главную мысль.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.7-10 мин
Учитель:
-. Надо подготовить рассказ о расселении, быте, занятиях и верованиях древних славян.
Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. Исследование вы проведете самостоятельно, используя имеющиеся предметы исследования - учебник и исторические источники. Я буду консультантом и координатором ваших действий. Исследование будет осуществляться по определённому плану.
В ходе исследования должны выяснить:
Расселение древних славян, используя карту (подойти и дать конверты)
занятия восточных славян.
быт и жилища восточных славян.
верования древних славян.
Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? Приступайте к работе.
Тема мини-исследования 1 группы:
Расселение древних славян.
Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы.
( Слайд №6)
Расселение древних славян: используя карту, расскажите, на какие 3 группы делились славяне? Укажите территорию, на которой проживали древние славяне. Какие из них занимали наибольшую территорию? Как описана жизнь славян в исторических источниках? Перечислите племена древних славян.
Работа по карте ( учебник с.35 )
Учитель: Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.
Давайте познакомимся с описанием расселения славян, используя исторические документы. Подчеркните названия восточных славян.
Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым,а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность. Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.А другие сели по Десне назвались северянами.И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».
( Слайд №7)
Какие национальности позднее произошли от восточных славян?
От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.
-Учитель предлагает ответить на вопрос.- Почему именно на этих территориях остановились славяне?
В реках водилась рыба, в лесах было много дичи, наличие земли привлекали внимание славян.
Учитель: А вот как говорит о причинах поселения славян в данной местности Наталья Кончаловская.
Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах - куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом И решили: "Места много, есть что есть и есть что пить!" Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
Учитель: Какова же главная причина поселения в данной местности?
Учитель:
Молодцы, ребята! Мне очень понравилась работа вашей группы. Внимательно слушайте ответы других исследовательских групп, и если вам известны интересные факты из жизни славян, вы можете дополнить их ответы.
Учитель: Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды их деятельности
Об этом нам расскажет 2 группа
Тема мини-исследования -ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН
Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы:
Как охотились, рыбачили древние славяне? что такое собирательство? бортничество? чем занимались женщины?
( Слайды №8, 9)
Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.
Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами.
Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту.
В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.
-Учитель добавляет
-Знаете, ребята, что охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».
Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.
В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).
Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет)
Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие.
Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).
(показать на слайде соху и борону) Соха представляла собой крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники – сошники. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные брусья.
- - Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц. Какие знаете вы?
Хлеб – всему голова.
Не пролил семи потов – вот хлеб и не готов.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Хлеб батюшка, вода матушка.
Баловством хлеб не добудешь.
Пословиц очень много. Все они учат бережному отношению к хлебу.
Мы не понаслышке знаем о том, какой ценой достаётся хлеб.
-Учитель предлагает назвать еще раз все занятия славян .
( Слайд №10)
Итак, основные Занятия славян
земледелие скотоводство
охота рыболовство собирательство бортничество
Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием.
И, конечно, согревало славян их жилище.
О нём расскажет нам 3 группа
Время было неспокойное, жители соседних посёлков часто воевали
между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения
богам.
- Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Выходов за этот частокол делали несколько, чтобы в случае нападения можно было скрыться от врагов.
- Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстый слой соломы. Крышу изнутри поддерживал столб. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные с стенах, на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду.
- Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и в саже. В доме свободное место занимали стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.
Как ни просто устроено жилье, а в нем можно укрыться от непогоды и
дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
( Слайд №11)
Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.
– Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.
– Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.
– Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками
Физминутка
А сейчас все дружно встанем
Отдохнем мы на привале
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись
Будем дружно мы опять
По истории шагать
-Учитель предлагает поговорить о том, какие были славяне по характеру, какими качествами обладали.
- Славяне умели хорошо устраивать засады, пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубку из выдолбленного внутри камыша . О каких качествах славян это говорит?
- Какие ещё качества этого народа вы можете назвать?
- Вот какими были наши предки – славяне- сильными, выносливыми, храбрыми, иначе невозможно было выжить в трудных условиях природы того времени. И именно с природой было связано всё в жизни древних славян. В том числе и верования.
Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы: в кого верилидревние славяне? О чем они молились? В каких фантастических существ они верили? Расскажите коротко о славянских праздниках. (Стр 38 уч-к)
— Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
( Слайд №12) а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца — Ярило. Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
( Слайд №13) б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.
-Учитель рассказывает: Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым.
( Слайд №14)
Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.
Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников
Праздники древних славян.
( Слайд №15)
– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
( Слайд №16)
– Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. (Слайд 15). Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
– А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.
( Слайд №17)
Троица.
Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.
( Слайд №18)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)
Разноуровневая дифференциация.
Выполняют задание №2 стр 14 (слайд№15)
« соединистрелками»(слайд №16)
.Выполняют задание №3 стр 14 (слайд №17)
Учитель предлагает составить рассказ о жизни Древних славян.
Рефлексия
Кто считает что узнал много нового? Сравните лист самооценки на начало и на конец урока. Поднимите руки у кого стало больше плюсов?-Молодцы (слайд №19)
Вернитесь к листочку, на котором вы записывали свои желания. - Исполнились ли они и почему?
- Оцените свою работу на уроке. Продолжите предложение:
Своей работой на уроке доволен, так как …(легко и быстро справился, были интересные задания, выполнил правильно трудное задание и т.д.);
Не совсем доволен, так как …(допустил ошибку, перепутал слова, старался, но не всё получалось);
Совсем не доволен, так как…(не справился, не старался, не понял задание).