Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Давайте их поприветствуем. -Для начала посмотри ,всё ли у тебя готово к уроку. На партах у вас лежат: учебники по литературному чтению, дневник, пенал, раздаточный материал. - Я рада приветствовать вас на уроке. Желаю, чтобы для вас он прошёл увлекательно и легко. | - Дети здороваются с гостями. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность | 1 мин. |
2.Самоопределение к деятельности. Мотивация | - Сегодня на урок я пришла с необычным предметом, а что же это, вы узнаете, если отгадаете загадку. - Это лучший друг на свете, Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает. И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! - О чём эта загадка? -Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы сегодня с вами познакомимся? - Да, но шляпа эта непростая, чтобы узнать это, для начала прочитаем значение этого слова из словаря. -Возьми карточку зеленого цвета, сначала прочитай про себя и приготовься прочитать в слух. Итак, читает значение слова «шляпа» - Денис. | - Слушают загадку. - О шляпе. -Шляпа, приключения шляпы. - Это головной убор. Обычно с высокой тульей (верхняя часть шляпы) и с полями. | Регулятивные: Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные: Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний | 3 мин. |
3.Постановка проблемной ситуации. Целеполагание Словарная работа. Работа в паре. 4. Изучение нового материала. А) Подготовка к первичному восприятию текста. | - Давайте прочитаем, какие бывают шляпы? (названия на доске) - Прочитаем по цепочке, начинает 1 ряд. - Как вы думаете, какое словосочетание лишнее? -Вы верите в то, что шляпы бывают живые? - Сегодня мы познакомимся с произведением, которое поможет ответить на этот вопрос. Откройте учебник с.54 - Прочитайте название, Алина. -Давайте подумаем, почему так назван рассказ? Но я попрошу ребят, которые уже читали произведение, оставить это в тайне. -Кто автор этого произведения? -Перед тем, как мы познакомимся с этим произведением, узнаем значения некоторых слов, которые встретятся в тексте. -Возьмите листочки синего цвета. Вам нужно соотнести слово и его значение. Работаем в парах. -Прочитает значение слова «комод» - Даня. -Ребята, покажите смайликов, согласны вы или нет. -Совершенно верно. -Теперь, следующее слово прочитает – Даша. -Правильно, спасибо. - Сегодня, ребята, мы с вами будем читать в форме игры. Зная, что было раньше, предсказывать, что случится дальше. -На с.54 учебника, предположи, смотря на иллюстрацию к произведению, о чем будет говориться? -Хорошо, а теперь проверим, правильно ли вы предположили. -Приготовились к чтению, внимательно слушаем и следим. | - Большая, маленькая, летняя, соломенная, мужская, женская, живая, цветная, ковбойская, панама. -Живая шляпа. -Предположения детей. - Н.Н.Носов «Живая шляпа» - Ответы детей. - Николай Николаевич Носов. -Учащиеся работают в парах. - Комод – это низкий шкаф, с выдвижными ящиками для хранения белья. - Кочерга – это металлический предмет, согнутый на конце, используемый для выгребания углей. - О мальчиках, о коте. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме | 6 мин. 3 мин. |
Б) Первичное восприятие текста Чтение с предугадыванием | - Ярослав читает первую часть до слов «упало на пол». -Молодец, прочитал без ошибок, выразительно, целым словом. -Как вы думаете, что плюхнулось на пол? - Ребята, какая неприятность произошла с котёнком? - Как его звали? -Назовите слова-действия, которые помогли вам ярче представить шалости котёнка. -Кто является героями рассказа? -Что делали мальчики в комнате? - Предположи, как будут развиваться события дальше? -Сейчас мы с вами проверим, правильно ли вы предположили. -Следующую часть до слов «и стал смотреть на шляпу» читает Лера, все остальные внимательно следят. -Что же так испугало ребят? -Понимали ли ребята, что шляпы не могут двигаться? -Докажите словами из текста. - Что будут делать мальчики, если шляпа нападет на них? - Третью часть до слов «и бегом из комнаты» - читает Эльвира. - Ребята, какие чувства возникли у вас, прочитав этот отрывок? -Какое впечатление возникло у вас о героях рассказа? Какие они? -Расскажи, а что бы на месте мальчиков делал ты? Предположи, смогут ли ребята побороть свой страх? -Четвертую часть до слов «и заглянули в комнату» - читает Коля. - Как ребята очутились на кухне? -Какое чувство испытали герой? -А почему мы с вами не испугались? -Кто из мальчиков оказался посмелей, Володя или Вадик? -Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? -Предположи, как будут развиваться события дальше? -А теперь проверим, так ли это. -Пятую часть до слов «но шляпа не двигалась», читает Камилла. -Что хотели сделать мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы? -Возвратятся ли ребята в комнату? -Предположи, чем закончится произведение? -Проверим, так ли это. Шестую часть до слов «шляпа как подскочит к верху, читает Тимур. -Какие чувства у вас возникли, после прочтения? -Как бы ты поступил на месте мальчиков? -Что произойдет дальше? -Седьмую часть до конца читает Саша. -Что за секрет хранила живая шляпа? -Какие чувства испытали мальчики, узнав секрет шляпы? - Найдите в тексте слова, которыми Вадик обращается к котенку. | -Это был котёнок. - На него упала шляпа. -Васька. -Подпрыгнет, уцепился, сорвался, полетит. -Володя и Вадик. - Раскрашивали картинки. -Предположения детей. -Читает вторую часть. -Шляпа двигалась. - Да. -«Что ты! Разве шляпы бывают живые?». - Ответы учащихся. - Волнение, беспокойство за ребят. -Они трусливые, пугливые. -Предположения детей. -Они убежали от живой шляпы. - Страх. -Мы знали, что под шляпой нет ничего страшного. -Вадик, он предложил посмотреть. -Володя хотел треснуть её кочергой. -Предположения детей. -Ответы детей. - Стали переживать за котёнка. -Ответы детей. -Предположения. -Она была живая из-за котенка. -Радость. -«Васька, миленький». | Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме | 15 мин. |
5.Физкультминутка | Осторожно, как котенок, На носочках я пройдусь. Спинку я прогну немножко Распрямлюсь и потянусь. И из блюдца молочко Полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. А потом свернусь колечком И усну у теплой печки. | -Выполняют физкультминутку всем классом. | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | 2 мин. |
Анализ произведения. | -Понравился ли вам рассказ? -Ребята, а попадали ли вы в такую ситуацию? -Кто у вас вызывал смех, а кото было жалко? -Как вы думаете, а какие чувства испытывал котёнок? -Чему учит это произведение? - Какова главная мысль рассказа? -Этот рассказ смешной или страшный, почему? -Как можно назвать такой рассказ? -Какой момент для вас был самым напряженным? | -Да. -Ответы детей. - Ему было страшно, под шляпой, темно. -Рассказ учит нас быть внимательными, и не бояться по пустякам. - Не нужно поддаваться страху. -Ответы детей. -Юмористический. -Ответы детей. | | 5 мин. |
6. Включение в систему знаний и повторений. (проверка первичного восприятия текста) | -Итак, ребята вы хорошо поработали в течении урока. А теперь мы проверим, как вы справитесь с заданиями. - У меня в руках шляпа, в ней 3 задания, каждый ряд выбирает себе задание. - Я попрошу выйти Даню с первого ряда, Ярослава со второго , Камиллу с третьего. 1 задание (приложение 1) 2 задание (приложение 2) 3 задание (приложение 3) -Теперь проверим, как каждый ряд справился с заданием. Возьмите в руки светофоры. -Проверка (слайд1). -Вы очень внимательно читали произведение. Молодцы, ребята! | - Учащиеся выбирают задания для своего ряда. -Учащиеся оценивают правильность выполнения заданий. | Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы | 7 мин. |
7.Подведение итогов. | - Итак, с каким произведением мы сегодня с вами познакомились? -Как автор относится к героям? - С какой целью автор предлагаем нам этот рассказ? -Что нужно делать чтобы ничего не бояться? - Можете ли вы посоветовать прочитать друзьям, это произведение, почему? | -Живая шляпа. Ребята ему нравятся, он высмеивает их поступки. - Если человек трус, любая вещь его может напугать. - Нужно учиться преодолевать страх. -Да, потому что такая ситуация может произойти с каждым. | Регулятивные: Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач | 3 мин. |
8.Подведение итогов урока | - Вы, сегодня, молодцы. - Я предлагаю вам домашнее задание на выбор. 1) Определить роли.2) Пересказать текст.3) Нарисовать иллюстрацию любой из частей рассказа. -Покажите своё настроение при помощи смайлика. -Спасибо за работу на уроке. | Учащиеся показывают своё настроение в конце урока. Записывают домашнее задания. | Познавательные: - умение самостоятельно определять для себя задание. | 1 мин. |
Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа».
вопрос решён.
почтение.
возможность.