Просмотр содержимого документа
«Тема: Времена года»
Урок окружающего мира
1 класс
Тема: Времена года
Педагогическая цель: способствовать формированию представления о временах года, используя полученный опыт, развитию творческого воображения учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: различают времена года.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для решения учебных задач в художественных текстах (стихотворениях), рисунках; логические- анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков .
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеют объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, парная;
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, иллюстрации с изображением времён года, кружки зелёного, жёлтого, красного цветов, иллюстрация с изображением «Мудрой Совы»;
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк
Нам пора начать урок!
Давайте создадим хорошее настроение и поздороваемся друг с другом:
Разминка пальчиков: Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всём (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй! (Вся ладонь)
2. Актуализация знаний
Сегодня у нас в гостях наша старая знакомая. Это мудрая, много знающая… тётушка Сова. Отгадайте её загадки:
Кто поляны белит белым
И на стёклах пишет мелом
Шьёт пуховые перины
Разукрасил все витрины? (Зима)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной)
Солнце печёт
Липа цветёт
День прибывает
Когда это бывает? (Летом)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья
Кто это? (Осень)
(По мере отгадывания загадок на доске появляются иллюстрации с изображением зимы, весны, лета, осени)
Зима, весна, лето,осень – это…. времена года.
Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
Тема урока: Времена года
(На доске прикрепляется табличка «Времена года»)
3. Формирование новых знаний
Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «Уроки тётушки Совы».
После просмотра задаю вопрос:
Сколько бывает времён года?
Откройте учебник на с. 66. Рассмотрите рисунок.
Живут-поживают в стране под названием «Времена года» четыре сестрицы: Зима. Весна, Лето, Осень. Каждая со своим характером.
Как зовут старшую сестрицу? Зима.
Характером она сварливая, неласковая.
Какой цвет любит Зима? Белый (читают стихотворение) Белые шапки на белых березах. Белый зайчишка на белом снегу. Белый узор на ветвях от мороза. По белому лесу на лыжах бегу.
Назовите характерные признаки зимы.
У каждой из сестёр есть три сына.
Назовите трёх сыновей зимы.
Почему декабрь называют «воротами» зимы?
О каком месяце говорят- это месяц лютого холода, метелей и вьюг? (Февраль)
Читается стихотворение:
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица.
Разыгрывается сценка «Разговор на лесной полянке». В класс «влетают» Синица и Ворона. (Дети в костюмах).
Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тётушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Да вот пожаловаться хочу, холодно уж очень мне. Мороз крепчает, еды нет.
Синица (вздыхает). Да и нам, синицам не легче живётся. Всё летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти, голодной засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять… Бедные мои сестрички!
Ворона. Да и нам нелегко.
Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, есть школьники, которые птицам помогают..
Ворона. Врёшь, синичка-сестричка. Не может быть такого.
Как школьники зимой помогают птицам?
Откройте тетради на с.8. Рассмотрите рисунок. Найдите берёзу и ель. Раскрасьте берёзу и ель так, как они выглядят зимой.
Как выглядит зимой ель?
Как выглядит зимой берёза?
Раскрасьте солнышко.
Как говорят о солнце зимой? Солнце светит, но не греет.
Ни одна пора года не может сравниться по красоте и великолепию с белоснежной, нарядной зимой.
Физкультминутка «Ёлочка»
Но вот пришла весна. Весна- младшая из сестёр, самая весёлая и красивая.
Какой цвет у весны? Синий (читается стихотворение)
Синее небо, синие тени. Синие реки сбросили лёд. Синий подснежник – житель весенний, На синей проталинке смело растет.
Назовите весенние месяцы (чтение стихотворений)
Март Рыхлый снег темнеет в марте. Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте На стене.
Апрель Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи.
Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.
Май Распустился ландыш в мае В самый праздник – в первый день. Май цветами провожая, Распускается сирень.
Как выглядит весной ель?
Как выглядит весной берёза?
Наступило лето. Любит лето зелёный наряд. (чтение стихотворения)
Зеленый В зеленом лесу на зеленой травинке, Поводит усами зеленый жучок. Зеленую бабочку на тропинке, Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Я приглашаю вас отправиться в лес. Игра «Доскажи словечко»:
В лесу не растут виноград и маслины
Зато очень много созревшей…малины
В прохладной тени отдохнём от жары
Вот только противно гудят…комары
В лесу не услышишь эстрадной певички
Зато заливаются весело…птички
Как выглядит ель летом?
Как выглядит берёза летом?
Какую из четырёх сестриц называют самой богатой? Почему?
Любит осень яркие наряды, чтобы огнём горели и золотом блестели. (чтение стихотворения)
Желтый Желтое солнце греет слабее. Желтые дыни на желтой земле. Желтые листья шуршат по аллее. Желтая капля смолы на стволе.
Игра «Четвёртый лишний»
Сентябрь, март, октябрь, ноябрь
Дуб, каштан, сосна, липа
Капуста, свёкла, картофель, груша.
Назовите осенние месяцы
Как выглядит берёза осенью?
Как выглядит ель осенью?
Почему так говорят «круглый год»?
Пройдут по земле се четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень. Пройдут вместе с ними все 12 братьев – месяцев. Значит ещё один год прошёл, а в следующем году всё повторится сначала.
А вы знаете, в какое время года у вас день рождения?
Встаньте те, у кого д/р зимой;
Встаньте те, у кого д/р весной, хлопните в ладоши;
Встаньте те, у кого д/р летом, поднимите руки вверх к солнцу;
Встаньте те, у кого д/р осенью, поднимите руки, покачайте как дерево.
Физкультминутка «Солнышко»
Прочитайте загадку на с. 67 учебника
Что это за 12 птиц? (12 месяцев)
Назовите месяцы по порядку, начиная с января
О каких четырёх крыльях говорят? (4 недели в месяце)
Что это за семь перьев? (7 дней недели)
Назовите дни недели
Что это за перо такое? ( День и ночь)
4.Закрепление изученного материала
Пронумеруйте дни недели на с.9 в тетради. Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненное задание. (Работа в парах)
Поднимите правую руку. Обведите правого снеговика
Поднимите левую руку. Левой рукой обведите левого снеговика.
Какой снеговик получился лучше? Почему?
Отгадайте, какой месяц спрятан? (Декабрь)
Просмотр отрывка из мультфильма «Уроки тётушки Совы» «Декабрь».
5.Итог урока. Рефлексия.
О чём мы говорили на уроке?
Что интересного вы узнали?
Расскажите тётушке сове, где можно использовать полученные знания?
Кому было интересно и кто во всём разобрался возьмите зелёный кружок.
Кому было интересно, но что-то осталось непонятным, возьмите жёлтый кружок.
Кому было не совсем интересно и не всё понятно возьмите красный кружок.
Тётушка Сова за хорошую работу на уроке приготовила всем сладкий сюрприз.
Список использованной литературы
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь — М.: АСТ, Астрель.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. — М.: АСТ,Астрель.