3.Сообщение темы и цели урока. | - Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? - Ваши догадки мы проверим, отгадав ребус. - Образуйте прилагательное от слова «семья». - Попробуйте сформулировать нашу тему урока сегодня. - Как вы думаете, зачем нужен семейный бюджет? - Прочитайте пословицы и подумайте, какая цель сегодня на уроке перед нами стоит? Был бы ум, будет и рубль. Не будет ума, не будет и рубля. Копейка рубль бережёт. -Узнать что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. - Верно, молодцы! | Ответы учеников «7Я» - семья. Семейный. Тема урока: «Семейный бюджет». Ответы детей. Вести дом хоз. | Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. |
4.Изучение нового материала. 5.Физкультминутка. Практическая работа. | - А сейчас, мы поиграем в семейный бюджет. - Давайте представим, что ваш класс – это одна большая семья. - Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто? - А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? А которые расходуют? - Давайте выполним задание, посмотрите на доску. Подумайте, какого слова или словосочетания не хватает в определении? - Кто догадался, ручку на локоток. - ______________ родителей – деньги, которые платят за выполненную работу - Молодец. Давайте познакомимся с определением из словаря. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать рабочим и служащим в соответствии с количеством и качеством труда по заранеедоговоренным нормам, установленным трудовым договором - Дальше. Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? Посмотрите внимательно. Кто может ответить, какого слова не хватает? ___________– регулярное денежное пособие, выплачиваемое государством лицам после достижения пенсионного возраста или же бывшим работодателем вышедшим на пенсию работникам. - Молодец. - А если один из членов семьи студент? __________—постоянное денежное пособие, выплачиваемое учащимся высших и специальных учебных заведений. - Молодец. - Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. Или в малообеспеченных семьях. То что они будет получать? ___________________— деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей или выплачиваемые малообеспеченным семьям. - Молодцы. Кто запомнил все выплаты, которые получают наши семьи? - Молодцы ребята. -Прежде чем приступить к нашей практической части урока, давайте немного отдохнем и проведем физкульминутку. - Сейчас я буду называть вам фразеологизмы. Если они обозначают что – то ДОРОГОЕ, то вы хлопаете в ладоши. Если некоторые фразеологизмы обозначают что-то ДЁШЕВОЕ, то приседаете. - Готовы? - На вес золота (Прыгают) - За бесценок (приседают) - По божеской цене (приседают) - Как задаром (приседают) - Цена кусается (прыгают) - Не по карману (прыгают) - Влетит в копеечку (прыгают) - С Гулькин нос (приседают) - Молодцы. - А сейчас, я Вам предлагаю на первой карточке, которая у вас на столах, сосчитать и записать доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки». Согласны? Карточка 1. - Итак, кто уже сосчитал? - Сколько получилось? - Хорошо, так же на столах у Вас лежит карточка под номером 2. На ней написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Сосчитайте общий расход товаров, которые вы выбрали. Карточка 2. - Сравните доходы и расходы вашей семьи. Посмотрите, какова разница у вас между доходами и расходами? - У кого, доходы больше, чем расходы? - Кто может сказать, как это называется? - У кого, доходы меньше, чем расходы? - А как это мы можем назвать? - А у кого, доходы и расходы одинаковы? - Хорошо, а это значило бы, что мы не сможем отложить сбережения. - Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. - Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? - Всё верно! - Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать. | Ответы детей Доход Расход Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу Пенсии – регулярное денежное пособие, выплачиваемое государством лицам после достижения пенсионного возраста или же бывшим работодателем вышедшим на пенсию работникам. Cmunендия — постоянное денежное пособие, выплачиваемое учащимся высших и специальныхучебных заведений. пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей или выплачиваемые малообеспеченным семьям. Заработная плата, пенсии, стипендии, пособие. Выполняют упражнения. ______________ 103 Выполняют задание учителя. Сравнивают. Поднимают руки. Накоплениями. Дефицит бюджета. Ответы детей. (На квартплате – не жечь зря электроэнергию; На продуктах – покупать поменьше сладкого, На одежде и обуви – бережно носить одежду, | Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. Карточка 1. Карточка 2. Слайд 12. Слайд 13. |
6.Закрепление изученного материала. | -Предлагаю вам проверить свои знания. Давайте откроем наши рабочие тетради, на странице 77. Выполните все 3 задания. На работу вам 3 минуты. Кто выполнит, тот встает на ноги. -Давайте проверим ваши ответы. - Расходы государственного бюджета идут на что? _____ - Деньги, которые получают? -Деньги, которые тратят? -Из расходов и доходов складывается? - Какие буквы вы отнесли к доходам? - А какие к расходам? - Кто выполнил все задания без ошибок, встаньте. Молодцы, можете поставить себе 5ку. - Кто в заданиях допустил 2,3 ошибки, поставьте себе 4ку. И подумайте, почему вы допустили ошибку. - Кто сделал больше 3х ошибок. Исправьте свои неверные ответы и подумайте, почему вы допустили столько ошибок. | -Ответы детей. 1,4,6 Доход Расход Бюджет Б,В,Е,Ж А,Г,Д,З,И,К. | (рабочая тетрадь стр 77) |