Этап урока Цель: | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Универсальные учебные действия |
| Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия |
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. - Прозвенел звонок весёлый Мы урок начать готовы? Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой. Молодцы! Садитесь. | Проверяют готовность и самоготовность к уроку. - Будем думать, рассуждать, И друг другу помогать. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Проверка домашнего задания. Цель: повторить теоретический материал учебника, | И сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Блиц – опрос 1 группе. Что такое государственный бюджет? 2 группе. Из чего складываются доходы? 3 группе. На что тратит государство свои деньги? 4 группе. Необходимо ли планировать государственный бюджет? Для чего? 5группе. Что такое расходы? | Дети отвечают на вопросы учителя О государственном бюджете
1.План доходов и расходов государства. 2. Налоги граждан и организаций 3.Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия. 4.Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику 5.Деньги, которые тратят. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. |
3.Актуализация знаний. Постановка проблемы. Определение темы урока. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим. Маму в магазин провожает сын, Три копейки он ей даёт: «Вот! Купи мне самолёт. А ещё ружьё, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. А на сдачу можешь даже И свистульку мне купить…» - Как вы думаете, чего не учёл мальчик? - А почему он делает маме такой заказ? - А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? -Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите? Чему мы сегодня будем учиться ? - Мы с вами уже знаем о бюджете государства. А как вы думаете, в семье бюджет формируется также или по-другому? |
- Не умеют планировать свой семейный бюджет.
- Что на три копейки ничего не купишь. - Он маленький и не знает цену деньгам. - У них нет денег, считают, что я ещё мал.
- научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Ответы детей. | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
4."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и разобраться, из чего складывается семейный бюджет, запомнить новые термины, определить приоритеты семейных расходов. | 1.Попробуйте заполнить табличку: Доход семьи – это…… Расход семьи – это…… Семейный бюджет – это... Послушаем, как вы определили, что такое доход? Расход? Что такое семейный бюджет? (оцените свою работу) 2.определите, что будет составлять доход семьи, что расход? Покажите стрелками доходы и расходы семьи. А сейчас заполним табличку на доске. Посмотрите на доску и оцените работу. -А какие ещё могут быть доходы? - Что такое, по- вашему гонорар? - Что такое пособие? -Какие ещё бывают расходы? - А у всех ли семей одинаковые доходы и расходы? Ребята, оцените работу своей группы. | Дети работают в группах, заполняют карточки. Доход семьи – это те деньги, которые зарабатывают или получают члены семьи. Расход семьи – это деньги, которые тратят члены семьи. Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи.
(Дети получают карточки и работают в группах)
- Дети показывают стрелками: что составляет доход и что расход семьи. - Гонорар, пособие. -Гонорар -авторское вознаграждение. - Деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей.
- Разные, т.к. им нужны разные предметы, услуги, и зарплата у них разная. | Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. |
5. Физминутка | | | |
6. Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | Сейчас мы с вами разобьёмся на группы. Каждая группа – семья.(Семьи: Ивановы, Петровы, Сидоровы, Васьковы, Алёшины). Распределите роли. Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки». Детям раздаются таблички «Доходы и расходы» - Составьте рассказ о бюджете вашей семьи и выступите с ним. (В течение нескольких минут группы составляют рассказы, затем выступают.) - Сравним, что в семье …… доход превышает расход или наоборот? -А у семьи …… доход превышает расход или расход выше дохода? - А как, по-вашему, может ли быть так, расход равен доходу? Доходы Доходы Расходы (Экономия бюджета). Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения). - Как вы думаете, какой семье будет легче в хозяйстве: у которой Д Р Д, Д=Р ? Почему? - Ребята, какой совет вы можете дать семье ……? - На чем можно сэкономить? Вернитесь к своим листочкам, посоветуйтесь с членами своей семьи и решите на чем в первую очередь можно сэкономить? Давайте сделаем вывод, какая формула будет наилучшей для семьи? А что для этого надо сделать? - Для чего мы экономим? -В жизни бывают такие ситуации, что у людей не хватает денег, и они просят о помощи. Почему может возникнуть такая ситуация? А как вы думаете, в каких ситуациях надо помогать людям? | Слушают выступление.
На доске появляется схема:
Доходы Расходы Сидоровы Ивановы Петровы Алёшины Васьковы
Доходы Доходы Расходы Доходы = Расходы
- у семьи, где доход выше расхода, т. к. тогда можно накопить денег на что-то.
-Чтобы расходы не превышали доходы?(нужно экономить)
- Чтобы доходы не превышали расходов. -Необходимо просчитывать семейный бюджет.
- Болезнь кого-то, несчастный случай, стихийное бедствие. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
7. Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. | Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!» Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак. Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Спортсменам лыжникам для поездки на соревнования. – Обсудите в своей «семье», кто больше всех нуждается в помощи, и прокомментируйте свой выбор. Оцените работу своей группы. - Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное… | Выступления «семей», объяснение ими своего выбора.
Деньги – не самое главное в жизни. Главное – здоровье, дружба, семья…. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8. Контроль знаний. Цель: проконтролировать как каждый ученик усвоил новый материал. | На уроке мы работали группами, кому то удалось высказаться, кому то нет. А сейчас я хочу посмотреть, как каждый из вас усвоил новый материал. - Тест я проверю дома. На следующем уроке сообщу его результат. | Дети выполняют тест | Регулятивные: самостоятельно выбирать варианты ответов на поставленные вопросы. |
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. | - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Пересказать материал учебника. 2. Выполнить задания в рабочей тетради. 3. Распланировать бюджет своей семьи на месяц. | - учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. | Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |
10.Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | Зажмите руку в кулак и… кому было интересно – разогните мизинец кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный кто хорошо работал – средний кто помогал работе в группе – указательный кому урок понравился - большой | -Деньги - не самое главное в жизни. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Материалы к уроку.
-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.
Карточка 1.
Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».
Карточка 2.
Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг.
- Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.)
Ответы детей.
Обсудите в группе.
Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
Вывод: Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
Оцените свою работу в группе смайликом.