| Этап урока Цель: | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Универсальные учебные действия | 
  | 
 | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия   |  Осуществляемые действия | 
  | 1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.   - Прозвенел звонок весёлыйМы урок начать готовы?
 Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой. Молодцы! Садитесь. | Проверяют готовность и самоготовность к уроку.   - Будем думать, рассуждать,И друг другу помогать.
 | Личностные: самоопределение;  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 
  |  2.Проверка домашнего задания. Цель: повторить теоретический материал учебника, |  И сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?    Блиц – опрос  1 группе. Что такое государственный бюджет?  2 группе. Из чего складываются доходы?    3 группе. На что тратит государство свои деньги?    4 группе. Необходимо ли планировать государственный бюджет? Для чего? 5группе. Что такое расходы? |  Дети отвечают на вопросы учителя    О государственном бюджете  
 
  
 
  1.План доходов и расходов государства.  2. Налоги граждан и организаций  3.Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия.  4.Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику 5.Деньги, которые тратят.   | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника. | 
  | 3.Актуализация знаний.   Постановка проблемы. Определение темы урока. Постановка цели  урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока |   Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.  Маму в магазин провожает сын,  Три копейки он ей даёт: «Вот!  Купи мне самолёт.  А ещё ружьё, лопатку,  Танк, лошадку, шоколадку,  Самосвал, тетради, краски,  Маски, сказки и салазки!  Постарайся не забыть.  А на сдачу можешь даже  И свистульку мне купить…»  - Как вы думаете, чего не учёл мальчик?    - А почему он делает маме такой заказ?    - А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется?  -Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите?  Чему мы сегодня будем учиться ?   - Мы с вами уже знаем о бюджете государства. А как вы думаете, в семье бюджет формируется также или по-другому? | 
 
 
 
 
 
 
 
 - Не умеют планировать свой семейный бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Что на три копейки ничего не купишь. - Он маленький и не знает цену деньгам.  - У них нет денег, считают, что я ещё мал. 
 
 
 
 
 
  - научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.  Ответы детей.   | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. | 
  |  4."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и разобраться, из чего складывается семейный бюджет, запомнить новые термины, определить приоритеты семейных расходов. |  1.Попробуйте заполнить табличку:  Доход семьи – это……  Расход семьи – это……  Семейный бюджет – это...  Послушаем, как вы определили, что такое доход? Расход?    Что такое семейный бюджет?  (оцените свою работу)  2.определите, что будет составлять доход семьи, что расход?  Покажите стрелками доходы и расходы семьи.    А сейчас заполним табличку на доске. Посмотрите на доску и оцените работу.    -А какие ещё могут быть доходы?    - Что такое, по- вашему гонорар?    - Что такое пособие?    -Какие ещё бывают расходы?  - А у всех ли семей одинаковые доходы и расходы? Ребята, оцените работу своей группы. | Дети работают в группах, заполняют карточки.    Доход семьи – это те деньги, которые зарабатывают или получают члены семьи.  Расход семьи – это деньги, которые тратят члены семьи.  Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи. 
 
 
 
  (Дети получают карточки и работают в группах) 
 
 
 
 - Дети показывают стрелками: что составляет доход и что расход семьи. - Гонорар, пособие.  -Гонорар -авторское вознаграждение.  - Деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей. 
 
 - Разные, т.к. им нужны разные предметы, услуги, и зарплата у них разная.   | Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника. | 
  | 5. Физминутка   | 
 | 
 | 
 | 
  | 6. Практическое  применение знаний. Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности. |  Сейчас мы с вами разобьёмся на группы. Каждая группа – семья.(Семьи: Ивановы, Петровы, Сидоровы, Васьковы, Алёшины). Распределите роли.    Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».  Детям раздаются таблички «Доходы и расходы»  - Составьте рассказ о бюджете вашей семьи и выступите с ним.  (В течение нескольких минут группы составляют рассказы, затем выступают.)    - Сравним, что в семье …… доход превышает расход или наоборот?    -А у семьи …… доход превышает расход или расход выше дохода?  - А как, по-вашему, может ли быть так, расход равен доходу?  Доходы   Доходы  Расходы (Экономия бюджета).  Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).  - Как вы думаете, какой семье будет легче в хозяйстве: у которой Д    Р Д, Д=Р ? Почему?  - Ребята, какой совет вы можете дать семье ……?  - На чем можно сэкономить? Вернитесь к своим листочкам, посоветуйтесь с членами своей семьи и решите на чем в первую очередь можно сэкономить?    Давайте сделаем вывод, какая формула будет наилучшей для семьи? А что для этого надо сделать?  - Для чего мы экономим?  -В жизни бывают такие ситуации, что у людей не хватает денег, и они просят о помощи. Почему может возникнуть такая ситуация? А как вы думаете, в каких ситуациях надо помогать людям? | Слушают выступление. 
 
 
 
 
 
  На доске появляется схема: 
 
  Доходы Расходы    Сидоровы    Ивановы    Петровы  Алёшины  Васьковы   
 
 
 
  Доходы    Доходы  Расходы    Доходы = Расходы   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - у семьи, где доход выше расхода, т. к. тогда можно накопить денег на что-то. 
 
 
 
  -Чтобы расходы не превышали доходы?(нужно экономить)  
 
  
 
  
 
  - Чтобы доходы не превышали расходов.    -Необходимо просчитывать семейный бюджет.   
 
 - Болезнь кого-то, несчастный случай, стихийное бедствие. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование.       | 
  | 7. Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. |  Ребята, на наш  электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»   Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак.Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.Талантливому скрипачу на покупку скрипки.Спортсменам  лыжникам для поездки на соревнования.  – Обсудите в своей «семье», кто больше всех нуждается в помощи, и прокомментируйте свой выбор.  Оцените работу своей группы. - Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное… | Выступления «семей», объяснение ими своего выбора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Деньги – не самое главное в жизни. Главное – здоровье, дружба, семья…. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 
  | 8. Контроль знаний. Цель: проконтролировать как каждый ученик усвоил новый материал. |  На уроке мы работали группами, кому то удалось высказаться, кому то нет. А сейчас я хочу посмотреть, как каждый из вас усвоил новый материал.  - Тест я проверю дома. На следующем уроке сообщу его результат. | Дети выполняют тест   | Регулятивные: самостоятельно выбирать варианты ответов на поставленные вопросы. | 
  | 9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. | - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Пересказать материал учебника. 2. Выполнить задания в рабочей тетради. 3. Распланировать бюджет своей семьи на месяц. | - учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. | Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. | 
  | 10.Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. |  Зажмите руку в кулак и…  кому было интересно – разогните мизинецкто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянныйкто хорошо работал – среднийкто помогал работе в группе – указательныйкому урок понравился - большой |  -Деньги - не самое главное в жизни. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути 
 | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 
 
 Материалы к уроку.
  -Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)
  Кому понравился урок – большой.
  - Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.
  Карточка 1.
  Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».
  Карточка 2.
  Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и  услуг.
  - Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.)
  Ответы детей.
  Обсудите в группе.
  Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
  Вывод:  Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
  Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
  Оцените свою работу в группе смайликом.