1) познакомить с разными способами познания окружающего мира, ролью разных органов чувств;
2) развивать умения самостоятельно получать знания об окружающем мире через наблюдение, исследование, анализ, работать как самостоятельно, так и в группе; 3) воспитывать чувство ответственности за полученные результаты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование | Предполагаемый результат (формирование УУД) |
1.Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте дети! Меня зовут Ольга Ивановна. Передало солнце всем свое тепло. Все у нас сегодня будет хорошо. Вы хотите, чтобы мы успешно справились с проблемой урока? Тогда я уверена, что справимся. Тем более, сегодня у нас с вами необычный урок, мы будем проводить мини-исследование. Интересно? Начнем. | Здравствуйте! Да | | Личностные: смыслообразование |
2. Актуализация знаний. | Я предлагаю вам окунуться в прекрасный мир природы. Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановимся. Какие звуки услышали? Вдруг в траве обнаружили землянику. Ах, какая ягода! Почувствуйте ее вкус. Какой он? Пошли дальше, прикоснемся к дереву. Скажите, какое оно на ощупь? Вот и красивый цветок. Почувствуйте его аромат. Какай он? При помощи чего мы все это узнали? Каким одним словом можно назвать эти части нашего организма? Сможем мы без них познать окружающий мир? | Мы услышали пение птиц, почувствовали сладкий вкус ягоды, шершавый ствол дерева, нежный запах цветка. Глаз, носа, рук, рта, ушей. Органы чувств Нет | видеосюжет о лесе | Познавательные: формирование умений выявлять сущность, особенности объектов, явлений. |
3.Формулировка темы | Сформулируйте тему урока. Что вы знаете об органах чувств? | Я познаю мир с помощью органов чувств Варианты ответов | слайд | Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока. |
4.Постановка учебной задачи. | Молодцы! А определите, что находится в коробке. Какой возникает вопрос? Какую поставим цель на уроке? | Варианты ответов Как определить, что находится в коробке ? Найти такой способ наших действий, который поможет определить то, что находится в коробке, и какие органы чувств в этом нам помогут. | коробка слайд | Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение- формулирование целей урока. |
5. Построение проекта выхода из затруднения (совместное «открытие» новых знаний). | Какие способы вы предлагаете? Чтобы эксперимент удался, предлагаю составить алгоритм исследования. При оформлении листа исследования вам необходимо записать проблему цель гипотезу, выполнить исследование по составленному алгоритму и выяснить роль органов чувств для человека в жизни. Представьте результаты исследования. Внимательно слушаем, делаем общий вывод. | Открыть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, послушать 1.Проверить каждый способ действия и выбрать нужный для исследования: а) встряхнуть коробку б) понюхать в) потрогать предмет в коробке, не заглядывая в нее г) заглянуть в коробку д) попробовать на вкус 2. Определить, какой из органов чувств, помог узнать, что лежит в коробке 3.Определить предмет 4.Результаты оформить в листах исследования 5. Сделать вывод Работа в группах. Проблема: Что лежит в коробке? Цель: определить предмет в коробке с помощью органов чувств Гипотеза: если правильно выберу способ действия, то узнаю, какой предмет находится в коробке. С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир. | 5 коробок, предметы: шариковая ручка, колокольчик, чеснок, картинка, мед. слайд (алгоритм действия) | Регулятивные: формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей, планировать, составлять алгоритм. Познавательные: построение логической цепи рассуждения, анализ, синтез, выдвижение гипотез, общий вывод, знаково-символические действия Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться. |
6.Этап реализации построенного проекта (первичное закрепление). | В группе предлагаю составить коллаж (приклеить к рисунку слова, соответствующие этому рисунку). Самопроверка по образцу. Каждая группа справилась? Молодцы! Оцените работу в группе. | Составляют коллаж | карточки с изображением органов чувств, клей, карточки со словами. слайды | Познавательные: анализ, сравнение, классификация, знаково-символические действия Регулятивные: самооценка, самоконтроль Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Предлагаю самостоятельно выполнить работу и выполнить самопроверку, самооценку по образцу. | Выполняют тест | тест | Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: самоопределение. Познавательные: анализ и синтез объектов с целью выделения признаков. |
8.Рефлексия деятельности | Какие способы познания окружающего мира вы узнали? Чему научились? Что у вас получилось лучше всего? В чем испытывали затруднения? Почему? Кого можете похвалить? | Наблюдение, исследование, анализ, вывод Проводить исследование Варианты ответов | слайд | Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
9.Дифференцированное домашнее задание. | Домашнее задание для всех - составить правила ухода за органами чувств. По желанию – оформить правила в виде рисунка, книжки-малютки или газеты, и наконец выступить перед классом. | Дети выбирают и записывают домашнее задание. | слайд | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: управление своей деятельностью. |