Этапы урока. Методы и приемы | Хрономет-раж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: слово учителя. | 1 мин. | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Настройтесь на работу и проверьте все ли готово к уроку окружающего мира. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. | Р: умение организовать свое рабочее место. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. | 2 мин. | - Ребята, давайте вспомним, о чём же вы говорили на прошлых уроках окружающего мира. - Сейчас мы с вами проверим ваше домашнее задание, вы должны были подготовить пересказ прошлой темы. - У каждого ребенка есть свой дом, семья. Кем вы являетесь для родителей? - Для бабушек и дедушек? - Как называется наш общий дом? - Что значит быть гражданином России? - Вы знаете, что ваши родители ходят на выборы. Кого же они выбирают? - А мы с вами можем пойти на выборы и проголосовать? - Кто же такой президент? - Кто является нашим президентом - Что такое правительство РФ? - Это высший орган исполнительной власти. Во главе его президент. | Выходят по одному к доске и пересказывают прошлый параграф. - Детьми. - Внуками. - Страна. - Исполнять законы, иметь права. - Президента своей республики, страны, депутатов. - Нет. Нам еще нет 18 лет. Мы дети. - Глава нашего государства. - Владимир Владимирович Путин. Отвечают на вопрос. | Р: контроль и самоконтроль. П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: слово учителя, диалог. Проблемное обучение: проблемная ситуация. | 2 мин. | - Послушайте стихотворение. Кто по улице идет? Необычный пешеход. У него пятьсот имен: На заводе слесарь он, В яслях он - родитель, В кинотеатре - зритель, А пришел на стадион - И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он - мечтатель в дни весны, Он - защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду - Гражданин своей страны! - Какие здесь прозвучали ключевые слова в соответствии нашей теме урока? - Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? - Какие цели мы поставим? - Верно. | - Гражданин своей страны! - Тема нашего урока: «Мы - граждане России». - Мы должны узнать информацию про Федеральное собрание, правительство российской Федерации. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Открытие детьми нового знания Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. | 20 мин. | - Ребенок родился… - И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении». - Какой документ обязаны получить дети, достигшие 14-го возраста? - Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт. - Что такое паспорт? - Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации. - Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. - Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал: А что такое гражданин? Отечества достойный сын. - Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом «гражданин»? - Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой? - Какими качествами должен обладать истинный гражданин? - Молодцы. | Слушают учителя. - Они получают паспорт гражданина РФ, - Паспорт – документ удостоверяющий личность. - Гражданин – человек, который любит и защищает свою родину. - Не все люди становятся истинными гражданами. - Это люди, которые никогда не предадут свою страну. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление Словесный метод: диалог. Наглядный метод: работа с учебником. | 10 мин. | - Как называется наш общий дом? - Кем мы являемся? - Что значит быть гражданином? Физкультминутка - Сейчас все встаем. Предлагаю вам немного размяться. Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте) Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки) - Молодцы. Садитесь все, пожалуйста. | - Страна Россия. - Гражданами России. - Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а так же на управление страной. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: выполнение самостоятельной работы. | 3 мин. | - Откройте рабочую тетрадь на странице 60. - Прочитайте. В каком тексте слово «гражданин» совпадает с тем значением, о котором мы говорили на уроке? Отметьте его «+». Объясните значение слова гражданин в других случаях. - Прочитайте. Кто является главой нашего государства? Как называется наш парламент? Из каких двух палат он состоит? - Прочитайте. Что из перечисленного относится к правам? Соедините их стрелками. - Что из перечисленного относится к обязанностям? Соедините стрелками. - Прочитайте. Представьте себе, что вы встретились с президентом. Какие вы бы задали ему вопросы? Запишите. - Прочитайте отрывок стихотворения К.Ф. Рылеева. Почему М. И. Кутузов назван гражданином? - Прочитайте. Рассмотрите фотографии. Что изображено на первой фотографии? - Что изображено на второй фотографии? - Верно. | - Охрана здоровья и мед помощь, получение образования, свободный выбор профессии. - Защита отечества, участие в управлении делами гос-ва, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды. - Он, как гражданин, защищал свое отечество. - Здание правительства РФ. - Здание государственной думы. | П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия. |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный метод: беседа. | 3 мин. | - Какие права у нас есть? - Назовите главную обязанность граждан нашей страны? - Какие у вас есть обязанности? - Какое еще право имеет гражданин? - Кого выбирают граждане России? - Когда вы получите право быть избранным на государственный пост? - Кто является главой государства? - Чем он занимается? - Когда был избран Президентом РФ В.В. Путин? - Из каких палат состоит Федеральное собрание? - Чем они занимаются? - Когда закон вступает в силу? - Кто решает важные вопросы жизни страны? - Верно. Молодцы. | - Право на жизнь и свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование и другие. - Забота о сохранении природы. - Помогать родителям, убираться в своей комнате. - Участвовать в управлении делами государства. - Президента, и органы исполнительной власти. - в 18 лет. - Президент РФ. - Определяет основные направления внутренней и внешней политики. - 2000 год. - Совет федерации и Государственной думы. - Государственная дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их. - После одобрения его государственной думой и подписью его Президента. - Правительство Российской Федерации. | К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа. | 2 мин. | - Кто скажет, как звучала тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? - Скажите, пожалуйста, вам понравился урок? - Узнали ли вы что-то новое? - Закрепили свои знания? - Мне урок понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? - Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания! | - Тема нашего урока: «Мы - граждане России». - Мы должны узнать информацию про Федеральное собрание, правительство российской Федерации. Варианты ответов детей. | Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог. |