kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проходил урок в классе АООП. Презентацию делали ребята сами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Тема урока: «Иван Третьего».

Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана 3; сравнить ее со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского; развивать устную речь, умение делать выводы; воспитывать любовь к истории страны; следить за посадкой.

Оборудования: мульмедиа с презентацией «Путешествие по древней Москве» времен Ивана 3; книги, тетради.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Великое счастье – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жидкого пота,

Работай без лишнего счета -

Все счастье Земли – за труд!

  1. Повторение.

а) Индивидуальная работа по карточкам.



Карточка №1

Как проходила Куликовская битва?

Карточка №2

Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой?



Карточка №3

В чем значение победы русского войска на Куликовском поле?



б) Фронтальный опрос.

- Что такое Орда?(это государство монголо-татар, созданное в начале 13в.)

- Кто бросил открытый вызов Орде? (Дмитрий Иванович)

- В чем выражался этот вызов? (Он перестал платить дань)

- Что происходило в Орде в ту пору? (Шла борьба за власть)

- Кто победил в этой борьбе? (Мамай)

- кто такой Мамай? (полководец, но не хан)

- Когда стало известно, что Мамай идет с войском на Русь? (Летом 1380 года)

- С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли? (Собрать силы для отпора)

- Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами? (Сергий)

- На какой реке встретились войска? (Дон)

- Когда произошло сражение? ( 8 сентября 1380 года)

- Как называлось поле? (Куликово)

- С чего началась битва? (С единоборства богатырей)

- Чем закончилось сражение? (победой русских войск)

- Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской)

  1. Сообщение темы и цели урока. Слайд: № 1

  2. План урока:Слайд №2

  1. Эпоха Ивана Третьего

  2. Облик Москвы и ее история

  3. Стояние на реке Угре. Падение ордынского ига.

  1. Работа по теме.

а) Рассказ учителя.

- Обрели ли Русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая? (Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани)

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель.

Важным событием правления Ивана 3 было присоединение Новгорода к Московскому государству. (слайд 3). Это событие готовилось предшественниками великого князя, начинавшими собирание Русских земель в одно целое. Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие – пищали.

Слайд № 4

б) Работа по учебнику.

- Прочитайте текст на стр. 75: читаем 2 первых пункта.

Каким был Иван 3? (Дальновидным, осторожным и расчетливым человеком). слайд № 5

- Физкультминутка.

  1. Продолжение изучения материала.

- Что вы знаете о Москве?

Слайд № 6

(Первое упоминание о Москве относится к апрелю 1147года, это время князя Юрия Долгорукого,

При Иване Калите Москва стала центром княжества. Иван Калита отстроил Кремль, стены которого были сделаны из дуба. А Дмитрий Донской возвел белокаменные стены. (слайды 7-8) Значение Москвы возросло.)

Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель. Окончательное возвышение Москвы произошло при московском князе Иване 3, правнуке Дмитрия Донского. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей.

Иван 3 заботился об украшении Москвы.

Даже тот , кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль с его величественными зубчатыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича.

Слайд № 9-10

- Всегда ли Кремль был таким? Нет, не всегда.

Первый Кремль – деревянный – был заложен по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли.

Центром Кремля стала соборная площадь. В августе 1479 года на кремлевском холме засиял массивный, изящный и стройный Успенский собор.(слайд 11) Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей.

(Работа с иллюстрацией с. 78)

Иван Третий уделяет большое внимание строительству и украшению своей столицы. Под руководством Ивана 3 и его жены – Софьи Палеолог облик Москвы преобразился.

Слайд № 12

Главной достопримечательностью Москвы стали: Грановитая палата, Успенский собор.

Слайд № 13

Благодаря династическому браку с византийской принцессой, Московское государство приобрело свой Государственный герб.

Закончив работу по украшению Москвы, князь переключился на другие вопросы:

Осталось решить одну проблему – свержение ордынского ига.

Слайд: № 14 (Карта)

Летом 1480 года московский князь Иван 3 узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Князь повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было более 180 тысяч человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды ( места, где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмата перейти реку закончилось неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре.



Слайд № 15



Русские и ордынские войска стали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Дело шло к зиме, и монголы решили поторопить события. Летопись рассказывает: «Татары начали стрелять наших…, наши стали стрелять из луков и пищалей. Много татар погибло…» Пришли морозы. Татары страдали от холода и голода, начали гибнуть кони. А у русского войска на родной земле был надежный тыл, запасы продовольствия и фуража (корм для коней). Князь Иван убедился, что монголы через Угру не пройдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры. Враг решил, что князь готовится к крупной битве, бежали… Так ушли татары с Русской земли.

Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днем освобождения Руси от монголо-татарского ига. (слайд 16)

(работа с тетрадкой по новой теме)

  1. Итог урока.

Вопросы:

- Кто является современником Ивана 3? –(Хан Ахмат)

- Какое событие считается главным в истории 15 века? – (Стояние на реке Угре)

Назовите дату? 1480(11 ноября 1480)

Значение этого события для нашей страны? – ( Падение ига.)

Народ благодарен своим защитникам и свято хранит память об этом событии.

  1. Заключение: оценки, д/з

Всем большое спасибо! Вы – молодцы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока

Автор: Еремеева Светлана Николаевна

Дата: 09.03.2021

Номер свидетельства: 574978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока по биологии на тему «Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-na-tiemu-rol-mutatsii-v-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-i-sieliektsii"
    ["file_id"] => string(6) "191318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427293183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Технологическая карта урока как современная форма планирования учебного сотрудничества на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(132) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-uchiebnogho-sotrudnichiestva-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227941"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441023920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov-po-biologhii-7-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446772853"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapofizichieskoikulturie2klass"
    ["file_id"] => string(6) "318884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460691090"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства