Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача этапа: выявить уровень имеющихся знаний у учащихся. Организовать определение детьми границ собственного знания и незнания. | При помощи вопросов учитель подводит к теме урока. - Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, мел, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, керамическая ваза, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? - Из чего они сделаны? - Попробуйте сформулировать точнее. - Почему они так называются? - Что такое полезные ископаемые? | Дети слушают, отвечают на вопросы. Дети: они созданы человеком и необходимы людям. Дети: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа. Дети: из полезных ископаемых Дети: их добывают глубоко под землей. Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других. Личностные УУД: самооценка на основе критериев учебной успешности. Познавательные УУД: производить контроль результатов деятельности. |
Повторение пройденного Практическая работа учащихся. Физкультминутка Снятие физического и интеллектуального напряжения. Основной этап Задача этапа: Организовать осмысленное восприятие новой информации. Работа по учебнику. Работа в группах | На столах лежат образцы полезного ископаемого (на каждой парте – свой: ) План описания полезного ископаемого 1.Напиши название полезного ископаемого. 2.Определи его свойства. 3. Где используется это полезное ископаемое. 4.Выберите предмет Проверка с использованием слайдов. – Что вы узнали о полезных ископаемых? -Расскажите об их свойствах. - Где они применяются? - А сейчас давайте посмотрим на экран. Гранит Известняк Каменный уголь Торф Глина Сообщение о фабрике художественной керамики. Песок Железная руда Сообщение о железной руде Проблемный вопрос. - Готовясь к уроку, я обратила внимание на слово рудознатцы. Как вы думаете, что обозначает это слово? (разведчики – рудознатцы) Можно ли подобрать к нему современное название? Что вы знаете об этих людях? - Давайте узнаем, какими должны быть геологи. Стр.121, 1 и 2 абзац (чтение вслух) - Какими должны быть люди, выбравшие эту специальность? Стр. 122,1 абзац. - Чем занимаются геологи? -Итак, месторождение найдено, изучено… А что дальше? Способы добычи полезных ископаемых. -Как вы думаете, как нужно относиться к подземным богатствам? - Как вы (школьники) можете помогать взрослым в охране полезных ископаемых? - На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. -Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием. Игра «Разгадай кроссворд». Каждая группа получает по 5 загадок: 1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) 2.Она варились долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… (Руда) 3.Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) 4.Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит) 5. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) 1. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло. От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь) 2. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина) 3. На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает из спички. (Газ) 4. Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением. (Торф) 5. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (Известняк) | Работа в парах. Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета. Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов. Разновидность известняка: мел. Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции. Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета. Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды. Песок - сыпучие крупинки желтого цвета Строительство, дороги, стекло Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун – сталь – железо – металл. Бережно. Это такие богатства, которые нельзя восстановить. Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло. Правила работы в группах 1.Работать сообща 2.Уметь выслушивать друг друга 3.Слушать других, не перебивая, внимательно. 4.Уметь распределить обязанности между собой. 5.Уметь договорится, помочь друг другу. Отгадывают загадки, записывают отгадки. | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: Логические: определение критериев для сравнения. Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию. Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из различных источников, структурировать знания Предметные УУД: давать определение новым понятиям, вводить их в свою речь. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в беседу, принимать различные точки зрения. Коммуникативные УУД: использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Познавательные УУД: осознано и произвольно строить речевое высказывание; устанавливать причинно-следственные связи. |