Способствовать формированию представления о праздниках в России, их различиях и особенностях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к традициям своего народа, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Такие разные праздники»
Тема: Такие разные праздники
Цели: Способствовать формированию представления о праздниках в России, их различиях и особенностях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к традициям своего народа, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Планируемые результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое
общение, пользоваться учебником. Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
О б о р у д о в а н и е: разные виды календарей, иллюстрации, как люди отмечают различные праздники.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки.
Сам дней не знает,
А другим называет. (Календарь.)
Годовой кусточек
Каждый день
Роняет листочек.
Год пройдет –
Весь лист опадет. (Отрывной календарь.)
Учащиеся отгадывают загадки и читают стихотворение.
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Дуют ветры в феврале.
Рыхлый снег темнеет в марте.
А в апреле на дорогах лужи.
Распустился ландыш в мае.
Одуванчики в июне – только дунь.
Сенокос идет в июле.
Собираем в августе урожай плодов.
В сентябре хлеб молотят села.
Частый дождик в октябре и ноябре.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Учитель. Кто ввел на Руси новый календарь?
Ученики. Петр I.
Учитель. Какие дни календаря показаны красным цветом?
Ученики. Праздники.
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают праздники, и по-знакомимся с некоторыми из них.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит о п р о с:
– Когда появились символы?
– Что изображено на государственном гербе России?
– Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?
– Что тебе известно о Красном знамени победы?
– Что вы знаете о Государственном гимне России?
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Что же такое праздник?
Ученики. Это торжество в честь какого-либо события.
Учитель. Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. Назовите праздник, который отмечается зимой, и все его ждут с большим нетерпением.
Ученики. Новый год отмечается 1 января.
Учитель. Когда этот праздник наш народ стал отмечать 1 января?
Ученики. В 1700 году, когда Петр I принял новый календарь.
Учитель. А когда его отмечали до Петра I?
Ученики. В Древней Руси – 1 марта, затем 1 сентября.
учитель. Новый год – это любимый праздник для всех. Дарить друг другу подарки – такой обычай живет с античных времен, с римских январских праздников. В первый день января зеленое дерево обычно украшалось подарками. Все ходили в гости к родным и знакомым.
Какие деревья мы украшаем на Новый год? Сколько елок и сосен погибает каждый год? Как, не нарушая традицию и указ Петра I, решить эту экологическую проблему?
Учащиеся дают ответы.
Учитель. Праздник Новый год имеет свою историю.
С принятием христианства Новый год на Руси в X в. праздновали 1 марта. А начиная с XV в. – 1 сентября. Только в 1700 г. Петр I издал указ о том, что Новый год надо встречать 1 января. В те времена на Красной площади устраивались фейерверки, стреляли из мушкетов и пушек – было всеобщее веселье. А дома украшались сосновыми и еловыми ветками.
Несмотря на быстрое распространение обычая украшать елку свечами и сладостями, в сельских районах многих стран Европы даже в конце XIX в. елку на Рождество не наряжали. В конце концов под влиянием города елку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем этот обычай распространился и на крестьянские дома.
Новогодняя елка, украшенная блестящими стеклянными игрушками, мишурой, яблоками, орехами, освещенная свечами, а теперь и цветными электрическими лампочками, – явление сравнительно молодое. Большинство исследователей считают, что в таком виде она начала распространяться в XVII в. с берегов Верхнего Рейна, прежде всего из района Эльзаса. Найдены письменные свидетельства о том, что под рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками.
Есть основание полагать, что сначала многие, во всяком случае европейские, народы украшали свое жилище ветками вишен, яблонь, сливы с таким расчетом, чтобы они расцвели как раз к Новому году. Но ветки расцветали не всегда, что считалось дурным предзнаменованием. И тогда их заменили ветками вечнозеленых растений: елей, сосны, омелы, тиса, можжевельника. По-разному и в разное время встречают Новый год в разных странах. В Индии, например, Новый год встречают 14 января. В этот день взрослые и дети запускают воздушных змеев – это очень красивое, красочное зрелище. Небо становится разноцветным от огромного количества летящих красочных змеев.
В Бирме и Таиланде новогодний праздник воды – Сонгкран – приходит в жарком апреле. Люди поливают друг друга водой в знак особого уважения, устраивают карнавальные шествия. В Гвинее под Новый год по улицам водят слонов, которые символизируют мощь и богатство.
В Бразилии под Новый год на пляже Капакабана загораются тысячи свечей в честь Морской царицы. Женщины в длинных белых платьях заходят в воду и разбрасывают лепестки цветов.
Во Вьетнаме Новый год отмечают между последней декадой января и первой декадой февраля. Вьетнамцы называют свой праздник «тет». Красочно выглядят у них города и деревни, дома украшают гирляндами огней, разноцветными яркими шелковыми лентами. Обычай под Новый год украшать деревья есть во многих странах. Во Вьетнаме непременно в каждом доме встретишь распустившуюся ветку персика, а вместо елки посредине комнаты у них стоит бамбук, украшенный игрушками.
В Ливане украшают кедр, в Ираке – финиковую пальму. В разных странах есть свои обычаи встречи Нового года. Так, например, в Швеции в Новый год бьют о двери домов старую посуду. Считается, чем больше черепков, тем счастливее будет наступающий год. В Швейцарии жгут чучело, которое изображает старый год... Старый год исчезает в пламени, прихватив с собой и все семейные неурядицы. В Испании существуют ряженые, которые под предводительством старика и старухи ходят по домам и выметают все плохое, что было в старом году. А шотландцы непременно должны принести в дом хозяев лепешку, кусочек угля или торта, чтобы в этом доме всегда было тепло, уютно и сытно.
В Болгарии бьют друг друга кизиловыми прутиками. Кизиловое дерево – это символ силы и крепости. И кого коснутся этим прутиком – тому передается вся сила.
Ну а где же люди предпочитают встречать Новый год?
Во многих странах Новый год принято встречать дома, а у шведов – в лыжном походе. В Японии, прежде чем сесть за праздничный стол, надо расплатиться с долгами. Корейцы, перед тем как наступит полночь, кланяются уходящему году, а после боя часов – всем родным и друзьям, чтобы любовь и дружба сохранились в новом году. Очевидно одно: в какое бы время ни приходил Новый год к людям в разных странах, какие бы обычаи у народов ни существовали, все вступают в новый год с надеждой на лучшее будущее и желают друг другу счастья!
– Расскажите, как празднуют Новый год в России.
Учащиеся дают ответы.
Учитель. Какие праздники наш народ отмечает в феврале, марте и мае?
Ученики. 23 февраля – День защитника Отечества.
8 Марта – Международный женский день.
9 Мая – День Победы.
Учитель. Прочитайте текст «Такие разные праздники» на с. 175–178 учебника.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо
(Руки вверх и вниз),
По ночам трещит мороз
(Руки на пояс, наклоны в стороны),
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос
(Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда
(Застыли в какой-либо произвольной позе).
Вьюга злится, снег кружится
(Дети кружатся),
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками).
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о праздниках.
Ученик. 23 февраля – День защитника Отечества. В разные годы этот праздник имел разные названия. Сегодня это – День защитника Отечества. Это всенародный праздник. В этот день мы поздравляем всех ныне живущих воинов и вспоминаем героев прошлых сражений.
Ученик. 8 Марта – Международный женский день. Этот праздник придумала в 1910 году немецкая революционерка Клара Цеткин. По ее замыслу день 8 Марта должен был стать днем борьбы женщин всех стран за свое равноправие. Сегодня этот праздник мы отмечаем как праздник весны, любви, красоты.
Ученик. 9 Мая – День Победы. В этот день радость и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной войны, которые живут сегодня. В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. По традиции здесь возлагают венки и цветы, проводят митинги и парады. Ветераны встречаются со своими однополчанами.
Учитель. Как вы думаете, как называют праздники, которые отмечают люди всего государства?
Учитель демонстрирует схему:
Учитель предлагает учащимся назвать семейные, профессиональные праздники.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит дидактическую игру «Узнай праздник».