Коммуникативные – учувствовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения,
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Личностные – осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально – этические нормы.
Воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.
Оборудование: учебник 4 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, тест по теме «Мы – граждане России», конверты с заданиями №1, №2, №3 для каждой группы, карточки со словом «Праздники» и с названиями пяти групп праздников, картинки с изображением праздников.
Эпиграф Если солнце ярко светит, Это очень хорошо! Знают взрослые и дети: Много праздников на свете- О любом у нас спроси… Их с любовью отмечают, Как и надо, на Руси!
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель:
Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
(Дети рассажены группами по 3-4 человека)
Проверка домашнего задания.
Учитель: Сегодня я вас посадила за парты не совсем обычно. Как вы думаете почему?
- Мы будем работать в группах.
- Правильно, но прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы в группах.( Ответы учащихся)
СЛАЙД 2
-Теперь мы можем приступать к работе. У вас на рабочем столе в ноутбуках есть презентация. Откройте её и выполните тест по теме прошлого урока «Мы граждане России». Буквы правильных ответов напишите крупно в строчку на листочках чтобы у вас получилось слово.
СЛАЙД
Дети группами выполняют тест «Мы – граждане России»
Гражданин России это тот, кто:
Т ) живёт и работает в России;
П ) исполняет законы России и имеет право на её защиту и управление ею;
Н ) приехал в Россию отдыхать.
Какие права есть у граждан России?
В ) Защищать Отечество, заботиться о сохранении природы.
Р ) Защита своей чести и доброго имени, на труд и образование.
З ) Драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся.
Какие обязанности есть у граждан России?
А ) Защищать Отечество, заботиться о сохранении природы.
Л ) Защита своей чести и доброго имени, на труд и образование.
О ) Драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся.
С какого возраста граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства?
В ) С 14 лет.
З ) С 18 лет.
Э ) С 21 года.
Главой нашего государства является.
Л ) Премьер-министр.
П ) Спикер парламента.
Д ) Президент.
Парламент нашей страны – это
И ) Федеральное собрание;
Н ) Совет Федерации;
Ч ) Государственная дума.
Чем занимается Правительство России?
Е ) Принимает законы.
Г ) Одобряет или отклоняет законы.
И ) Разрабатывает меры по развитию культуры и хозяйства страны.
Законы России вступают в силу, когда их
Х ) добряет Совет Федерации;
У ) принимает Государственная дума;
К ) подписывает президент.
Актуализация знаний.
– Покажите слово, которое образовали буквы правильных ответов.
(праздник)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
СЛАЙД
Начался уже урок Он пойдет ребятам впрок Мы о праздниках России Речь сегодня поведем.
СЛАЙД - Тема сегодняшнего урока «Такие разные праздники»
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
(Расширить знания по теме)
СЛАЙД -А что такое праздник?(Словарь Ожегова)
- Значение слова праздник мы можем найти в интернете. Ребята, откройте браузеры и в поисковой строке напишите «праздник это» (ответы учащихся)
СЛАЙД Праздник - это торжество в честь какого – либо события.
День в который по традиции принято радостно проводить время, устраивать вечеринки, церемонии, застолья.
-Уже сейчас на страницах «Календаря событий» представлены более трехсот праздников, отмечаемых в России. Сегодня вы узнаете праздники, которые отмечают в России, узнаете, как их отмечают, узнаете, на какие группы можно условно разделить все праздники.
- А что бы узнать на какие группы можно разделить праздники, выньте из конверта №1 карточки и зачеркните в них все буквы, образующие слово «праздник»
СЛАЙД
ПНАРАЗРДОНДИНКЫЕ
ПСРЕАМЗЕДЙННИЫКЕ
ОПБРЩАЕЗРДОСНСИИЙСККИЕ
ПШРКАОЗЛДЬННИЫКЕ
ППРРОФАЕСЗСИДОННАЛИЬНКЫЕ
-Давайте прочитаем какие группы у вас получились.
В результате получаются слова «народные», «профессиональные», «школьные», «общероссийские», «семейные»
СЛАЙД
- Условно все праздники модно разделить на 5 групп.
- Это и будет названия групп, с которыми вы будете работать. (Выставляются карточки с названиями групп)
– Сейчас мы ближе познакомимся с праздниками каждой группы. Для этого воспользуемся конвертами № 2. (В них вложены карточки с названиями праздников и краткая информация о них или ссылка на учебник или интернет, где можно эту информацию найти)
- Откройте в презентации слайд с названием своей группы и приступайте к работе.
- А работать вы будете по следующему плану.
1. Название праздника.
2. Когда отмечается (дата).
3. Краткая характеристика праздника.
( работа в группах)
СЛАЙД1 группа« Профессиональные»
День пожарной охраны — 30 апреля В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы. Одна из первых профессиональных пожарных команд была создана при Петре Первом. В 1999 году Указом Президента России Бориса Ельцина 30 апреля установлено Днем пожарной охраны России.
День медицинского работника — третье воскресенье июня. В третье воскресенье июня российское здравоохранение по многолетней традиции отмечает День медицинского работника. Основание: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 года.
День учителя — 5 октября. ЮНЕСКО утвердило День учителя лишь в 1994 году, но в России этот праздник отмечался с 1965 года, причем раньше педагогов поздравляли каждое первое воскресенье октября.
День космонавтики – 12 апреля жители всего мира, отмечают День космонавтики. Праздник всех, кто хоть каким-то образом связан с космической отраслью, впервые был отмечен в 1962 году, и поныне считается одним из важнейших среди остальных международных праздников.
9 апреля в 1962 году членами Президиума Верховного Совета СССР был издан Указ об учреждении Дня космонавтики. Вскоре, в 1968 году, Международная авиационная федерация, придала этому празднику статус международного.
Все начиналось с того, как в 1961 году, гражданин Советского Союза, Юрий Алексеевич Гагарин, будучи пилотом космического корабля «Восток», стал первым, кто не побоялся совершить полет в космос. Облетев орбиту Земного шара, на протяжении 108 минут, советский первооткрыватель начал новую эпоху космических полетов с человеком на борту.
День автомобилиста — последнее воскресенье октября. Профессиональный праздник работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства отмечался с 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 ноября 1996 года.
СЛАЙД Что значит – профессиональный праздник?
В отличие от национальных и государственных, профессиональные праздники не являются выходными днями и отмечаются не всеми категориями граждан, а лишь теми, что принадлежат к той или иной профессии.
Главное, что такие дни – это дополнительный повод поздравить коллег, друзей и родных и отметить их профессиональные достижения. Этот вид праздников близок к народным, однако он также отличается и высокой организацией. Предназначение этого вида праздников – обозначить и укрепить общность людей одной профессии либо одного рода занятий.
СЛАЙД 2 группа« Семейные»
День рождения — день года, в который родился тот или иной человек. Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить виновнику торжества подарки. Один из наиболее распространённых ритуалов в день рождения — приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику.
Сва́дьба — торжественная церемония, посвященная заключению брака. Организаторы свадьбы приглашают свадебного распорядителя, так называемого тамаду, который на протяжении мероприятия контролирует его ход, предоставляет слово желающим произнести тост, следит за порядком выступления артистов и так далее.
День отца. День семьи, любви и верности.
Крестины — домашний праздник, праздничный обед в день совершения таинства крещения. В этот день раньше приходили только самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей.
День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября.
Международный день пожилых людей (международный день престарелых) отмечается 1 октября начиная с 1991 года. Был провозглашён на 45-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
СЛАЙД Семейные праздники - это торжественные дни, посвященные семейному счастью и благополучию. Чему бы ни был посвящен праздник, главное, чтобы он объединял всех членов семьи и стал важным, запоминающимся событием для каждого.
Только память о событиях и датах, имеющих отношение к конкретной семье, помогает почувствовать себя членом этой общности. Для этого и предназначены семейные праздники. Они сплачивают родственников, напоминая о принадлежности одному роду. Эти праздники традиционны.
СЛАЙД
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас –
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Нынче праздник – веселись!
Бегай, прыгай и кружись.
СЛАЙД 3 группа « Школьные»
В школах выпускные вечера обычно отмечают в начале двадцатых чисел июня, после того, как заканчиваются все школьные выпускные экзамены. Выпускной вечер обычно не назначается на 22 июня — День памяти и скорби. В 1941 году выпускной в школах проходил с 21 на 22 июня. На официальной церемонии традиционно в первую очередь чествуют школьников, получивших по результатам обучения медали, затем вручают аттестаты.
День Знаний 1 сентября — начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности и мужества.
Последний звонок — традиционный праздник школьников, заканчивающих учёбу. Последние звонки в школах проходят в конце мая, когда учеба уже закончилась, а выпускные экзамены ещё не начались.
Посвящение в первоклассники
Прощание с букварём
СЛАЙД Наша школа - это маленькая страна, маленький мир, в котором ученики проживают 11 лет, и традиции школы для них - это когда каждый нашел себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе, реализовал себя как индивидуальность. Школьные праздники являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Их благотворное влияние мы чувствуем и в повседневной школьной жизни и в праздники.
СЛАЙД4 группа «Народные»
Рождество Христово – 7 января
(см. учебник стр.178)
Масленица — многодневный праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, гулянья, у русских — обязательные блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники.
Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.
Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. В этот день на стол ставят крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху – сладкое блюдо из творога с изюмом.
Ива́н Купа́ла (Ива́нов день) — летний народный праздник языческого происхождения. В ночь на Ивана Купалу выбирались суженые и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками, поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.
День свято́го Валенти́на, или День всех влюблённых — праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру. Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.
СЛАЙД История возникновения народных праздников уходит в глубину веков. Их корни можно найти в древних верованиях, в общинных традициях.
Народные праздники отличаются своей стихийностью, органичностью и естественностью. Именно народные праздники помогают понять, что такое праздник в изначальном смысле. Некоторые государственные праздники имеют тенденцию со временем превращаться в народные
СЛАЙД 5 группа «Общероссийские»
День России – 12 июня(Учебник стр. 175)
День Государственного флага Российской Федерации – 22 августа
(Учебник стр. 175)
День народного единства – 4 ноября(Учебник стр. 175)
День Конституции – 12 декабря(Учебник стр. 175)
23 февраля – День защитника Отечества(Учебник стр. 176)
9 мая – День Победы(Учебник стр. 176)
8 марта – Международный женский день (Учебник стр. 178)
1 мая – День весны и труда (Учебник стр. 178)
Новый год – 1 января (Учебник стр. 176-177)
СЛАЙД ОБЩЕРОССИЙСКИЕ праздники официально установленные Указом Президента Российской федерации. Часть государственных праздников содержится в Трудовом Кодексе РФ и являются нерабочими днями.
Ребята изучают названия праздников, определяют, к какой группе все они относятся, изучают информацию о праздниках и готовятся рассказать её всему классу.
После выступления карточка с названием праздника размещается на доске.
- Молодцы, вы отлично поработали и я думаю получили очень важную информацию для себя о праздниках.
СЛАЙД Закрепление изученного материала.
- А сейчас мы проверим как вы запомнили праздники. У вас на столе конверты в которых 5 карточек с изображением праздников. Вам необходимо разделить их на группы (на доске).
-Параллельно вы ответите на вопросы теста у доски.
Ребята работают группами с конвертом №3, в котором лежат картинки, иллюстрирующие разные праздники. Детям необходимо распределить картинки по группам.
Рефлексия и оценка.
- Ну а теперь я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке. Перед вами на столе карточки. Пусть каждая группа вспомнит свою сегодняшнюю работу на уроке. Как бы вы себя оценили? Пусть каждый из вас поставит ту оценку, которую считает заслуженной за работу на уроке себе и своим соседям по группе. По итогам этих оценок каждый из вас получит отметку за работу на уроке в журнал.
ФИО уч-ка
Оценка ученика
Оценка группы
Оценка учителя
«Шаровое настроение»
- Так как тема нашего урока «Такие разные праздники». Хочется закончить его тоже по-праздничному. Я бы хотела узнать с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Возьмите из конвертов № 4 и надуйте шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после работы на уроке.
( Красный – на уроке было комфортно и всё понятно.
Синий – на уроке было трудно, ничего не понял)
6. Итог.
- Вспомните и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
- Что вы узнали на этом уроке?
- Что вам лучше всего запомнилось?
- Где нам пригодятся знания полученные на уроке?
- Спасибо вам всем за работу!
СЛАЙД.
Поздравлять не забывайте
С праздниками вы друзей.
И тогда жить на планете
Сразу станет веселей!
7.Домашнее задание.
СЛАЙД.
- На дом вам предлагается выполнить разно уровневое задание.
1. Прочитать текст учебника на
стр. 175-179, ответить на вопросы.
2. Выполнить тест.(dnevnik.ru)
Написать сочинение-размышление
(эссе) на тему по выбору: а) «Праздник в моём классе». б) «Праздник в моей семье».