Тема: Свойства снега.
Материалы и инструменты: ведро со снегом, стаканы, колбы, целлофан, белая бумага, стаканы с водой.
Демонстрационный материал: листы самооценки, карточки с планом исследования.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I этап «Мотивация к учебной деятельности». Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу). |
- Прозвенел звонок. Начинаем мы урок. - Отгадайте загадку: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? - Сегодня мы продолжаем говорить об этом времени года. - Для чего нам необходимо изучать такое время года, как зима? - А какой самый основной признак зимы вы знаете? - Что вы можете рассказать про снег? - Как вы думаете, все ли вы о нем знаете? -А хотите узнать? - Я желаю вам успеха на уроке, пожелайте успеха друг другу. | - Зимой. - Узнать много интересного. - Снег. | 1.Регулятивные: смысловая саморегуляция. 2.Коммуникативные: взаимодействие с партнером. 3.Личностные: смыслообразование. |
II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии». Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий. |
1) Давайте вспомним, над какими признаками зимы вы работали дома: 1.Погода. 2.Жизнь растений. 3.Жизнь животных. 4.Жизнь и деятельность людей. - Молодцы, а еще вы приготовили красивые рисунки и сообщения. Это можно посмотреть на нашей выставке «Зимушка – зима». - Сейчас возьмите лист самооценки. Найдите №1 «Я выполнял творческие задания». Если вы выполнили все три задания, то зеленая снежинка, если два или одно, то желтая. Если вы вообще ничего не делали, то красная. 2) А сейчас вы должны самостоятельно выполнить следующее задание: на листочках должны написать или нарисовать свойства снега. Время работы 1 минута. - Кто повторит задание? | Дети отвечают по своим карточкам. Работа на листе самооценки Самостоятельно пишут свойства. | 1.Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. 2.Познавательные: умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
III этап «Выявление места и причины затруднения». Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. |
- Какое задание мы выполняем? - Где конкретно возникло у вас затруднение? - Почему оно возникло? | Записывали свойства снега. Не знаем, не успели…. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
IV этап «Построение проекта выхода из затруднения». Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
- Какую цель вы можете поставить на урок? - Как бы вы сформулировали тему урока? - Вспомните, что мы уже знаем о снеге. - Составим план нашей работы. На доске записаны пункты плана. Давайте определим последовательность нашей работы. Что нужно сделать в первую очередь? | - Узнать свойства снега. - Свойства снега. Из карточек на доске составляют план работы. | 1.Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. 2.Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
V этап «Реализация построенного проекта». Цель: построение и фиксация нового знания. |
1) С этим словом мы уже встречались. На каком уроке? Какие свойства предметов вы знаете? А есть другие свойства? 2) Итак, свойство – это определенная характеристика или качества предмета, по которым он отличается от остальных предметов. То есть мы должны определить такие свойства снега, по которым мы его можем узнать или отличить, допустим, от стола. 3) Переходим ко второму пункту плана. Для этого я предлагаю вам выступить в роли исследователей и совершить ваши открытия, используя карту. 4) Работать будем в парах. Возьмите стаканы со снегом. Понюхайте его. - Что можно сказать? - Запишите в первом кружочке. 5) Возьмите синюю полоску бумаги и поместите ее за снег. Видно ли что-то за снегом? - Какой вывод можно сделать? Запишите во втором кружочке. 6) Положите немного снега в стакан с водой. Что наблюдаете? - Какой вывод можно сделать? Запишите его. 7) Сейчас поставьте свои стаканы на теплую батарею. Продолжаем работу в группах. Объединились. Вернемся к вашим сообщениям о снежинках. Когда мы читали их, то сказали, что снежинка это прозрачная льдинка. Когда мы ходили на экскурсию и пытались рассмотреть снежинки, то они быстро таяли. Поэтому вместо снежинок мы будем использовать полиэтилен (обыкновенный пакет). Я вам предлагаю нарезать его на мелкие кусочки и сложить в колбу. Не забываем, как нужно пользоваться ножницами. - Посмотрите, какого цвета получился «снег» в стакане? - Снег белый потому, что каждая снежинка – это прозрачная льдинка, которая отражает свет. Лежат снежинки все по-разному, и свет отражается в разные стороны. Ученые говорят: «Свет рассеивается». Так получается белый цвет. - Итак, какого цвета наш снег? Запишите в следующий кружок. 8) Посмотрим, что происходит в наших стаканах на батарее. Возьмите их на парты. Что видим? Запишите. 9)Все любят гулять на улице. Часто ловите на язык снежинки, сосете сосульки и мамы вас ругают. А как определить какой вкус у снега, не подвергая опасности своего здоровья? Какая на вкус вода? Запишите. 10) Итак, что у нас получилось? Прочитайте какие свойства снега вы сейчас определили. | - На уроке математики. Берут стаканы со снегом и нюхают снег. - Снег не пахнет. - Берут полоску из цветного картона, подставляют под снег. Ничего не видно, снег не прозрачный. - Снег плавает на поверхности воды. Он легче. - Ставим стаканы на батарею. - Белый. - Снег – это вода. - Пробуют воду на вкус. - Вода без вкуса. | 1.Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера… 2.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
VI этап «Первичное закрепление во внешней речи». Цель: применение нового знания в типовых заданиях. |
1) Сейчас вы в парах будете выполнять следующее задание. Вы должны правильно ответить на вопросы. На листочках записан вопрос и несколько вариантов ответов. Вы должны выбрать один правильный ответ и обвести букву этого ответа. 2) Кто повторит задание? 3) Проверяем. Возьмите лист самооценки. Найдите №2 «Я умею определять свойства снега, работая в паре». Если у вас все правильно, то нарисуйте зеленую снежинку, если есть одна или несколько ошибок, то желтую, если все неправильно, то поставьте знак вопроса. | - Работа в парах на листочках. - Проверка по эталону на экране. - Самооценка. | Коммуникативные: управление поведением партнера… |
VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
Вы узнали много интересного и полезного. А сейчас наступила пора проверить, как вы это все поняли и запомнили. Выполним самостоятельную работу. Время работы 3 минуты. - Закончили. Проверим по образцу. Если правильно, то зеленый «+», если нет, то знак вопроса. | - Выполнение самостоятельной работы. - Проверка по образцу. - Самооценка. | 1.Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. 2.Познавательные: поиск и выделение информации, моделирование, анализ, синтез. |
VIII этап «Включение в систему знаний и повторение». Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
| | Регулятивные: прогнозирование. |
IX этап «Рефлексия учебной деятельности». Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
- Поведем итог нашего урока. - В каком задании возникло затруднение? - Почему оно возникло? - Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли мы этой цели? - Как доказать, что достигли? - Каким способом искали новое правило? - Какие свойства снега запомнили? - У кого были затруднения? Смогли вы справиться с ними? - Посмотрите на лист самооценки. У кого три зеленых снежинки? Молодцы. А у кого есть желтые снежинки? Где была трудность? А есть ли знаки вопроса? Справились ли с трудностью? - А хотите еще узнать что-то интересное про снег? На следующем уроке мы с вами проведем еще один опыт со снегом. Для этого вам нужно будет понаблюдать, что происходит со снегом, когда вы на него наступаете. - Спасибо за урок. | - Записать свойства снега. - Не знали. - Узнать свойства снега. - Да. - Выполнили самостоятельную работу. - Выполняли практические опыты. - Снег белого цвета, не имеет вкуса, он легче воды, снег – это вода…. - Да. - Да. | 1.Познавательные: умение структурировать знания, знаково-символические. 2.Коммуникативные: управление поведением партнера… 3.Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция. |