Просмотр содержимого документа
«"Семейный бюджет"»
Урок окружающего мира 3 класс
Тема: Семейный бюджет
Ход урока
Организационный момент
Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день».Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», и кого я назову помашут мне рукой.
- Добрый день девчонкам!
- Добрый день мальчишкам!
- Добрый день всем нашим гостям!
- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!
- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!
Садитесь те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
2. Актуализация знаний.
На доску рисунок Мудрой Черепахи
-Сегодня к нам на урок пришла Мудрая Черепаха. С собой она принесла один предмет. Угадайте.
В нем деньги я храню, И в магазин я с ним хожу. Туда иду – он полный, Обратно как идем – Заметно друг худеет мой. Это…
- Догадались, что это за предмет? (кошелек)
КАРТИНКА НА ДОСКУ
-Ребята, предположите, как слово КОШЕЛЁК связано с нашим уроком? (на прошлых уроках говорили о деньгах, о бюджете)
Эпиграф нашего урока (на доске): « Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».
- Объясните значение этого высказывания....
- С собой Мудрая Черепаха несла кошелек с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь Мудрой Черепахе собрать её монеты, выполнив все задания на уроке. Согласны?
3. Проверка домашнего задания. Самоопределение к деятельности.
МОНЕТА (постепенно монеты крепятся на кошелек)
-Что такое бюджет? Откуда пошло это слово? (сообщение ученика)
На доска __________ БЮДЖЕТ
ДОХОДЫ ( картинка - кошелек) РАСХОДЫ
- Ребята, давайте вспомним, о каком бюджете говорили на прошлом уроке? ( государственный бюджет)
- Что такое государственный бюджет?
МОНЕТА
- Проверить, как вы усвоили эту тему, поможет нам тест. Приготовьте ПЛАНШЕТЫ И МАРКЕРЫ
ТЕСТ
- Проверьте.
- Оцените себя. (Сигнальная карточка)ВЕЕР
4. Изучение нового материала. Постановка учебной задачи
- Каждое число соответствует букве. Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось? (СЕМЬЯ)
- Что такое семья?(Группа, живущих вместе близких родственников).
- А вы знаете, ребята, что Указом Президента Российской Федерации, 2024 год объявлен Годом Семьи.
(стихотворение ученика) МОНЕТА
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
- Образуйте прилагательное от этого слова. (семейный)
- Как вы думаете, как могут быть связаны слова «бюджет» и «семья»?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Семейный бюджет»).
- Как вы думаете, семейный бюджет есть у каждой семьи?
Не знаете – вопросительный знак.
- Хорошо. Определим задачи сегодняшнего урока.
( На доске прикреплены карточки с задачами:
- Выберите те задачи, которые подходят к теме урока.
Дать понятие «Семейный бюджет»
Дать понятие «Государственный бюджет»
Из чего складывается семейный бюджет?
Виды расходов государства.
Виды доходов государства.
Виды доходов семьи.
Виды расходов семьи.
Для чего нужен семейный бюджет?
5 . Открытие новых знаний. Посторенние проекта выхода из затруднения.
- Что такое семейный бюджет и из чего он складывается?
- Говорят, государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство.
- Посмотрите на схему бюджета государства. Останется ли такая схема в семье? (Добавляю к схеме слово «Семейный»)
На доска __________ БЮДЖЕТ
ДОХОДЫ ( картинка - кошелек) РАСХОДЫ
- Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в парах.
МОНЕТКА Учебник стр.75
Работа по рядам, в парах.
- Надо найти в данном тексте ответ на вопрос, и зачитать ответ.
Приблизительные ответы:
1)- Семейный бюджет– в переводе с английского языка денежная сумка.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
2)Доходы семьи – это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи, доходы семьи зависят от состава семьи и от вида семейного бюджета.
3)Расходы семьи– затраты денежных средств на товары и услуги.
1 ряд : Что такое семейный бюджет?
2 ряд: Что такое доходы семьи?
3 ряд: Что такое расходы семьи?
- Давайте сделаем выводы.
- Чтобы правильно вести домашнее хозяйство нужен…(семейный бюджет).
- Семейный бюджет это - …(план доходов и расходов ).
- Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).
- А деньги, которые расходуют? (Расход).
Если нет – хлопаете.
- А откуда могут поступать доходы в семейный бюджет?
- Давайте посмотрим видео от Мудрой Черепахи.
ВИДЕО
- Итак, скажите, откуда могут поступать доходы в семейный бюджет? ( после просмотра видео дети называют, вешаю на доску таблички и по ходу спрашиваю, что обозначают слова
-Давайте теперь сформулируем понятие «Семейный бюджет» и назовём пропущенные слова в определении (Семейный бюджет или бюджет семьи – это план доходов и расходов, для того чтобы правильно вести домашнеехозяйство).
-А для чего нужно планировать семейный бюджет?
6 . Первичное закрепление.
- Я предлагаю вам встретится с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? (В\фрагмент)
- Израсходовал деньги на ненужный товар.
- Почему он так это сделал?
- Не знал, как правильно распределить деньги.
- Я предлагаю сегодня на уроке учиться правильно распределять деньги в семье, чтобы не оказаться на месте Шарика.
МОНЕТКА (задание от Мудрой Черепахи)
РАБОТА В ГРУППЕ (4 группы)
- Но перед работой вспомним правила работы в группе.
- У вас на парте лежит листочек с таблицами. На нем написаны доходы и расходы вашей условной семьи. Сосчитайте сумму доходов и расходов. Сравните их. Сделаете вывод о состоянии вашего семейного бюджета. Обращаю ваше внимание, что слово “рубли” я заменила на слово “монеты ". Это наша условная денежная единица
Доходы
Расходы
Зарплата папы и мамы – 25 м.
Пенсия бабушки – 8 м.
Сын школьник- 0 м.
Дочка дошкольница - 0м.
Итого: _______м.
Доходы_______расходы (˂,˃,=)
Истратили на продукты - 11 м.
Заплатили за квартиру, свет, газ – 4 м.
Ремонт холодильника – 1 м.
Подарок сыну на день рождения – 2 м.
Очки бабушке -1 м.
Интернет, телевидение – 2 м.
Итого: ___ м.
Доходы
Расходы
Зарплата папы и мамы – 30 м.
Новогодняя премия папы– 5 м.
Сын дошкольник - 0 м.
Дочка школьница- 0 м.
Итого: _____м.
Доходы_______расходы (˂,˃,=)
Истратили на продукты - 15 м.
Заплатили за квартиру, свет, газ – 5 м.
Подарок дочке на день рождения – 5 м.
Приглашение Деда Мороза на дом -4 м.
Ремонт автомобиля -4 м.
Интернет, телевидение – 2 м.
Итого: _____м.
Доходы
Расходы
Зарплата папы и мамы – 20 м.
Стипендия старшего сына студента – 5м.
Дочка дошкольница – 0 м.
Сын школьник- 0 м.
Итого: _____м.
Доходы_______расходы (˂,˃,=)
Истратили на продукты - 11 м.
Заплатили за квартиру, свет, газ – 5 м.
Ремонт холодильника – 3м.
Подарок старшему сыну на день рождения– 1 м.
Очки сыну школьнику-1 м.
Истратили на лекарства- 2 м.
Истратили на развлечения- 4 м.
Интернет, телевидение – 2 м.
Итого: _м.
Доходы
Расходы
Зарплата папы и мамы – 25 м.
Пенсия бабушки – 8 м.
Сын дошкольник -0 м.
Дочка дошкольница – 0 м.
Итого: ____м.
Доходы_______расходы (˂,˃,=)
Истратили на продукты - 11 м.
Заплатили за квартиру, свет, газ – 4 м.
Ремонт холодильника – 1 м.
Подарок бабушке на день рождения – 2 м.
Очки дочке -1 м.
Интернет, телевидение – 2 м.
Итого: _____м.
- А теперь сравним доходы и расходы вашей семьи. Что больше, что меньше, доходы или расходы. Сделаете вывод о состоянии вашего семейного бюджета.
Проверка.
- У кого при планировании доходы = расходам? Это сбалансированный бюджет.
- У кого доходы больше, чем расходы? Это экономный бюджет.
- У кого доходы меньше расходов? Это дефицитный бюджет.
На доске:
Доходы дефицитный бюджет
Доходы Расходы экономный бюджет
Доходы = Расходы сбалансированный бюджет.
(высказывания детей) Выступление по плану
Доход семьи…монет.
Наш расход составил…монет.
У нас схема … бюджет.
Дохода нашей семье …(хватило, не хватило)
- Какая возникает проблема? ( Какой вид бюджета лучше? Почему? Возник дефицит или экономия – как поступить?)
- Как же правильно вести семейный бюджет? ( Нужно , чтобы расходы не превышали доходы)
- Если экономия – отложим сбережения. Если дефицит – придется на чем-то экономить)
- Какой вид бюджета вы бы хотели видеть в своей семье? Почему?
Вывод: -Для чего нужно просчитывать семейный бюджет? (чтобы расходы не превышали доходов).
- Ребята, а как можно экономить семейный бюджет?
(высказывания детей)
- Можно ли экономить на транспорте? На оплате электроэнергии? На продуктах питания?
МОНЕТКА
Игра «Да - Нет»
-Давайте поучимся экономить семейный бюджет. Я читаю высказывание, если это поможет сэкономить говорим ДА , если нет – НЕТ ).
1) Уходя из дома, не забывай выключить свет.(+)
2) Требуя новую игрушку, не забывай подумать о семейном бюджете.(+)
3) Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.(-)
4) Экономя семейный бюджет, откажись от похода в кафе.(+)
5) Сходил в магазин – оставь сдачу себе.(-)
6) Бережно относись к своим вещам.(+)
7) Чаще пользуйся услугами такси – береги ноги.(-)
8) Чаще разговаривай с друзьями по мобильному телефону.(-)
9) Чтобы сэкономить семейный бюджет, надо чаще питаться в гостях.(+)
- Ребята, русский народ давно понял, что нужно быть экономными и бережливыми, поэтому сложил много пословиц и поговорок о бережливости и труде. Давайте вспомним некоторые.( На слайде начало пословицы, а дети договаривают конец пословицы)
- А жадный и экономный это слова синонимы, это одно и то же?
Задание от Учи.ру «Задачи»
5. Динамическая пауза.Предлагаю отдохнуть. Я буду читать фразеологизмы.
Если значение фразы означает «очень дорого» – прыгаем вверх, «дёшево» – садимся на корточки, «доступная цена» – стоим на месте и хлопаем в ладоши.
(На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, с Гулькин нос, не по карману, по сходной цене, влететь в копеечку, за грош).
Самостоятельная работа.
1 уровень
Задание: соединить стрелками члена семьи и вид дохода.
Мама пенсия
Папа зарплата
Бабушка стипендия
Мл.сестра пособие
Брат зарплата
2 уровень
3 уровень
Тест
Вопрос
Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это…
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара
Индивидуальное задание – тест на компьютере.
- Проверим. Оцените себя. (сигнальная карточка) или веер?
РЕФЛЕКСИЯ
- А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока.
- А теперь вернёмся к целям нашего урока.
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Что же такое семейный бюджет?
Игра «Верите ли вы?»
Самооценка. +, -, +, +, - ВЕЕР
-
САМООЦЕНКА. СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.
Зажмите руку в кулак и …
Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,
Кто хорошо работал – средний,
Кто помогал работать другим – указательный,
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальцев разжали( 5), такая вам сегодня оценка за урок.
- Мудрая Черепаха очень довольна тем. Как вы работали и надеется , что вы хорошо усвоили новый материал.
- Мы собрали все монетки.
- Мудрая черепаха приготовила вам подарок. – Монеты с бонусом. Раздать.
От банка Достижение Бонусную карту Мир, на исполнение одного желания в любое время. Желание написано с обратной стороны.