kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Россия на карте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление детей с физической картой России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Россия на карте»

Тема урока: Россия на карте



Цель урока:  ознакомление с физической картой России; условными знаками на карте, правилами чтения карты.


Задачи урока:- познакомить с понятиями «карта», «условные знаки»; учить «читать» карту; познакомить с правилами работы с картой;

- развивать речь, мышление, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов;

- воспитывать умение работать в паре дружно и согласованно; содействовать воспитанию чувства любви к родине, интереса к её изучению.


Планируемые результаты: учащиеся осознают величие нашей страны, освоят приёмы чтения карты, научатся показывать на карте РФ, делать выводы из изученного материала.


Тип урока: изучение нового материала.


Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.


Оборудование: географическая карта России, фотографии, цветные карандаши, учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания, карточки с номерами от 1 до7 для каждого учащегося, карточки (зеленого, желтого, коричневого и синего цветов), карточки (условные обозначения), используемые на картах, компьютер.


План урока:

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы

3. Актуализация знаний

4. Самоопределение к деятельности

5. Изучение нового материала

6. Физминутка

7. Закрепление изученного

8. Рефлексия

9. Подведение итогов урока

10. Домашнее задание


Ход урока


I. Организационный момент

-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

-Все мы сегодня волнуемся, и вы и я. Поэтому сделайте глубокий вдох и выдохните все беспокойство, волнение и страх. Я желаю всем нам добра и удачи на нашем уроке.

-Мы начать урок готовы? (Да)

-Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

II. Постановка проблемы.

- Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.  

«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.
В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.
Он знает мир не понаслышке – 
Вдоль – поперек его прошел.
О том, что видел – пишет в книжках,
Что где услышал, что нашел.
Без путешествий он не может –
Ведь мир прекрасный так велик!
О ком же речь? Скажите сами
Ведь это_____________ (Путешественник)

- Кто такой путешественник? Чем он занимается?
- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. (Слайд1)
- Но в путешествие с собой я могу взять только «настоящих» путешественников.
- Чем  же отличается «настоящий» путешественник от простого путешественника? Каждый ли сможет им стать?
- Как вы думаете, мы с вами могли бы назвать себя «настоящими путешественниками»? Что нам нужно для этого сделать?
- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться  в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград  и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны? А для этого мы выполним тестовые задания, в которых мы вспомним, какие изменения происходят в живой и неживой природе весной.

III. Актуализация знаний

Дифференцированные тестовые задания

Вариант 1

1. Выбери примету, не относящуюся к весне. Правильный ответ отметь.

А) Воздух становится день ото дня теплее.
Б) Солнце поднимается всё выше и выше.
В) Появляются первоцветы.
Г) Улетают в тёплые края птицы.
Д) Появляются насекомые.
Е) Некоторые животные впадают в спячку.

2. Подчеркни одной чертой перелётных птиц.

Ворона, скворец, дятел, воробей, соловей, ласточка, кукушка, синица.



Вариант 2

Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о весенних изменениях в живой природе.

Весной _________________________листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах____________, _________________, _______________________. Красивыми серёжками украшены _______________________. Всё громче раздаются в лесу и его окрестностях переливчатые трели_______________________. Радуются птицы большому разнообразию проснувшихся _______________________.

(Слова для справок: пролески, насекомых, распускаются, фиалки, птиц, березы, подснежники)

Микро-итог





IV. Самоопределение к деятельности

1) Беседа

- Ребята, скажите, на всей ли территории России весна наступает одновременно? Как вы думаете, почему?

- Велика и прекрасна наша страна Россия. Расскажите, что вы знаете о нашей стране. (ответы детей)

- Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить путешествие в любой ее уголок, не выходя из класса. В этом путешествии у нас будет помощник. А кто этот помощник вы узнаете, отгадав загадку.  


Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (Карта)

(вывешиваю карту России)

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- Прочитайте тему урока в учебнике на с.90.

- Кто уже работал с картой? Что можете рассказать?

- Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (ответы)

-Проверим свои предположения. Прочитайте в учебнике на с.90.


V. Изучение нового материала

1) Беседа

- А кто может сказать, что такое карта? (Ответы детей)  (Слайд 2)
- Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике.

- Что же называется картой?

- Откройте р/т на с.___ и запишите определение.


- История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда люди ещё не знали письменности. Они делали рисунки  на камнях, костяных пластинках, бересте, дереве, шёлке. Возраст первых найденных карт – 10-15 тысячелетий. (Слайды 3,4,5,6)
Когда появилась первая карта в России?  Иван Грозный в 1552 году повелел «…землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта на Руси называлась «Большой чертёж». Отпечатана первая карта была  в 1613 году.

- Слово «карта» произошло от греческого «хартос» и обозначало «листок» или «свиток». Сегодня у слова карта множество значений. В науке географии оно обозначает изображение поверхности Земли, сделанное по определенным правилам.

-А знаете ли вы, что карты бывают разные? Есть физическая карта (Слайд 7), политическая (Слайд 8), карта полезных ископаемых (Слайд 9) и многие другие (показываю виды карт).



2) Работа в парах

- Ребята, сейчас вы будете работать в паре. На ваших столах лежат карточки с номерами от 1 до 7. Я буду показывать вам фотографии, сделанные нашим путешественником в разных участках нашей страны, а вы должны найти эти места на карте и отметить их фишками.

(После того как выполнено задание, осуществляется проверка. Показываю на карте места, где должны располагаться фишки)



VI. Физминутка



3) Работа с картой

- Мы с вами путешественники. И чтобы не сбиться с пути нам нужно научиться читать карту. Читать карту – это не значит только читать надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся разные цвета и другие обозначения.

(Работаю с настенной картой, дети с картой в учебнике на с. 92-93)

- Сначала мы с вами научимся определять на карте стороны горизонта.

- Какой предмет нам поможет? ( Слайд 10)

- Назовите основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток)

- Север на картах всегда вверху, юг – снизу, слева – запад, справа – восток.
- Рассмотрите карту и скажите, какие моря омывают Россию на севере, востоке, юге, западе?

С севера – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское.

С востока – Берингово, Охотское, Японское.

С юга – Каспийское, Черное.

С запада – Балтийское


( Показываю названные моря на карте , дети ищут их на карте в учебнике)


- Так сколько же морей омывает Россию? (11)




4) Работа по учебнику


- Теперь давайте разберёмся, что обозначают на картах разные цвета. Прочитайте об этом в учебнике на с.94.

(Чтение учащимися текста «Как читать карту 2»)

5) Игра

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, что обозначают на карте определенные цвета. Я буду показывать изображения рек, озер, равнин, гор,  а вы будете показывать карточку того цвета, каким они изображаются на карте. Подсказку смотрите на доске.

Равнина (Слайд 11)
Уральские горы (Слайд 12)
Черноморское побережье (Слайд 13)
Река Волга (Слайд 14)
Тайга (Слайд 15)


6) Беседа по прочитанному

- Что же обозначено на карте голубым цветом? Желтым и зеленым? Коричневым? 
- Почему равнины отмечены разными цветами?


7) Работа по учебнику
- Давайте выясним, что же означают другие знаки, встречающиеся на карте. Я буду показывать вам условные обозначения, а вы будете говорить, что оно означает.

Показываю карточки с условными обозначениями, дети говорят, что они означают и записывают в р/т.


- А теперь посмотрим, как показывать объекты на настенной карте.


VII. Закрепление изученного


2) Тест

- Перед вами на столах лежат листочки. Я буду диктовать вам утверждения, если они верные, вы ставите «+», если неверные «–».

Москва – это город
Уральские – острова
Лена – это река
Баренцево – это море
Новгород – это река
Кавказские – горы
Восточно-Европейская – река

VIII. Рефлексия урока

- Проверьте свои ответы.

Скажите «Я молодец!» те, кто не допустил ошибок.

Скажите «Я хорошо постарался!» те, кто допустил 1-2 ошибки

Скажите «У меня все получится!» те, у кого больше двух ошибок


IX. Итог урока

- Кто скажет, что такое карта?
- Какие цвета можно встретить на карте? Что они обозначают?

Домашнее задание. Учебник стр. 96-99, тетрадь с. 42 № 3,5. Для Хозяенка Кирилла найти материал о г. Брянске



Резерв

Предлагается найти на карте в учебнике и показать на настенной карте:

  • города Москву, Якутск;

  • реку Енисей;

  • Уральские горы;

  • болота Западно-сибирской равнины;

  • остров Новая Земля;

  • границу нашей страны.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Россия на карте

Автор: Людмила Ильинична Ковалева

Дата: 28.03.2021

Номер свидетельства: 576981

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Кратковременный образовательный практикум "Найди себя на карте" "
    ["seo_title"] => string(67) "kratkovriemiennyi-obrazovatiel-nyi-praktikum-naidi-siebia-na-kartie"
    ["file_id"] => string(6) "139595"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417762023"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Моря,реки и озёра России"
    ["seo_title"] => string(27) "moria-rieki-i-oziora-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "162577"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422371387"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока географии (8 класс) Тема урока: «Факторы, определяющие климат России»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_geografii_8_klass_tema_uroka_faktory_opredeliaiushchie_klimat_ros"
    ["file_id"] => string(6) "491769"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545261443"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок окружающего мира во 2 классе по теме: " Россия - наша Родина" (ОС "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-rossiia-nasha-rodina-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "177834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424712914"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Советская Россия. СССР. Российская Федерация""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_okruzhaiushchiegho_mira_v_3_klassie_po_tiemie_sovietskai"
    ["file_id"] => string(6) "428639"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1505731936"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства