- выявлять и называтьособенности факторов формирования климата на территории России;
- читать и анализироватьтематические карты;
- описыватьособенности влияния факторов формирования климата для разных территорий страны.
Личностные:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя.
- Планировать свою деятельность под руководством учителя.
- Уметь работать с различными источниками информации.
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
- Работать с текстом: выделять главное, составлять логические цепочки, таблицы, схемы.
- Выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, таблицы, схемы создавать объяснительные тексты, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение,
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Основные понятия, изучаемые на уроке:климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, поглощённая радиация, ветры западного переноса, муссоны, ветры северо-восточного переноса, арктический, субарктический, умеренный климатические пояса, континентальность климата.
- дать определение понятиям: климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, поглощённая радиация,
- выявлять и называтьособенности факторов формирования климата на территории России;
- читать и анализировать тематические карты;
- описыватьособенности влияния факторов формирования климата для разных территорий страны.
Личностные:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя.
- Планировать свою деятельность под руководством учителя.
- Уметь работать с различными источниками информации.
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
- Работать с текстом: выделять главное, составлять логические цепочки, таблицы, схемы.
- Выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, таблицы, схемы создавать объяснительные тексты, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение,
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Основные понятия, изучаемые на уроке: климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, поглощённая радиация, ветры западного переноса, муссоны, ветры северо-восточного переноса, арктический, субарктический, умеренный климатические пояса, континентальность климата.
Учитель ставит проблемный вопрос: можно ли выделить один фактор, который бы был
универсальным для описания условий формирования климата территории России?
Учащиеся: вступают в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о климатических факторах.
Беседа:учащиеся высказывают предположение о существовании универсального фактора, влияющего на климат.
Вывод → На климат влияют несколько факторов.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Вспомните:
1. Что такое климатообразующий фактор?
2. Какие выделяют климатообразующие факторы?
3. Что такое климат?
4. Какие существуют типы климатов?
5. Какие осадки называются орографическими?
Учащиеся:отвечают на поставленные учителем вопросы, отмечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы.
План урока:
1.Климатообразующие факторы;
2.Солнечная радиация;
3. Широтное положение;
4.Влияние постоянных ветров;
5.Влияние морей и океанов;
6. Влияние рельефа.
(учащиеся отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения)
- Запись темы урока в тетрадь.
Тема сегодняшнего урока «Факторы, определяющие климат России». (Слайд 3)
4. Целеполагание.
Учитель: разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.
Обучающиеся формулируют цель урока – изучение влияния климатообразующих факторов на формирование климата различных территорий России.
Повторим … факторы, влияющие на климат.
Изучим… особенности солнечной радиации.
Узнаем … какие факторы оказывают наибольшее влияние на климат России.
Проверим …. изменение амплитуды температур по мере удаления от океана.
5. Изучение нового материала (работа по плану урока).
Учитель: - Что такое погода?
- Что такое климат? (Слайд 4)
1. Климатообразующие факторы
Учитель: - На формирование климата оказывают влияние огромное количество факторов. Перечислите факторы формирующие климат России. (учебник с. 96) (Слайд 5)
Учитель: Перечислите основные климатические показатели. (Слайд 6)
2. Солнечная радиация (Слайд 7-9)
Учитель: - Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации.
Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на см ² (Ккал/см²).
Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли (отраженная радиация), остальная поглощается поверхностью и нагревает ее (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.
Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами. А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности.
Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли. Суммарная радиация на картах изображается в виде линий.
Работа в тетради: перечертите схему в тетрадь и запишите определение суммарной радиации.
3. Широтное положение (Слайд 10-13)
Учитель: - Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Как? Почему?
- Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности?
- Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией?
- В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1см²?
- Почему?
- Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации?
4. Влияние постоянных ветров (Слайд 14-17)
Учитель: - Проанализируйте текст учебника (стр. 98-99)
1. Назовите постоянные ветры, влияющие на климат России.
2. Объясните влияние постоянных ветров на климат России, для каких территорий характерно их влияние?
3. Почему западные ветры не доходят до восточного побережья страны?
5. Влияние морей и океанов (Слайд 18-19)
Учитель: - Поработаем с текстом учебника на стр. 99
1.Какой из трёх океанов, оказывает наибольшее влияние на климат России?
2.С чем связано влияние Атлантического океана на большую часть территории страны?
6. Влияние рельефа (Слайд 20-23)
Учитель: - Прочитайте текст учебника на стр.99 и ответьте на вопросы 4-5 на стр.101 (работа в парах)
6. Закрепление знаний (Слайд 24-28)
7. Д/З
п. 15, с. 96-102, пересказ, О/В (у), выучить главное.
8. А теперь подведем итоги (рефлексия).
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
Сегодня я узнал(а) …..
Было интересно …..
Было сложно …..
Я выполнял(а) задание ….
Я понял(а), что …..
Теперь я могу ….
Я почувствовал(а), что ….
Я приобрел(а) …..
Я научился (научилась) …..
У меня получилось….
Я смог (смогла) …..
Урок дал мне для жизни …..
Мне захотелось ….
Мне не понравилось ….
Количество солнечного Больше Меньше На наветренных склонах гор
тепла осадков осадков осадков выпадает больше,
(солнечная радиация) с высотой температура
понижается
Угол падения Тёплые Холодные Характер подстилающей
солнечных лучей поверхности
ГеографическаяМорскиеРельеф
широтатечения
КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ
ФАКТОРЫ
Распределение сушиУдалённость отЦиркуляция воздушных