Оборудование: • Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс, 1 часть • Портрет В.В. Докучаева • Лоток с лабораторной посудой для учителя • Сухое горючее • Штатив• Образцы почвы для каждого учащегося
Постановка проблемной учебной задачи. Мотивация и целеполагание познавательной деятельности
Узнать тему нашего урока нам помогут загадки:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
Детей не имеет, а всем мать родная.
Кормилица, поилица,
На ней жизнь начинаем,
В неё уходим.
Что жирнее всего на свете?
Кто больше всех воды пьет?
Чем больше в неё вложишь, тем больше она отдаст.
– Да. Это земля. Давайте вспомним значения слова “земля”
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
это то, почему ходят люди, растут растения.
- Давайте вспомним, как в русском языке называются слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова). Слово «земля» пример многозначного слова.
-Сегодня на уроке нас интересует последнее значение слова «земля». Ребята, давайте вспомним научное обозначение слова «земля». (Почва). Тема нашего урока: почва.
Вспомните, как в русском языке называются слова, имеющие близкое лексическое значения? (Синонимы). Почва, земля – слова-синонимы.
Актуализация необходимых знаний
Ребята, мы с вами изучаем вещества. Вспомните, какие вещества мы уже изучили? (Воздух, вода, крахмал, соль, сахар)
С чего мы начинаем изучать новое вещество? (С определения).
Составляется план урока.
Далее мы познакомимся с основным качеством почвы, которое делает почву такой значимой для человека.
Изучая, воду, воздух мы проводили опыты. С чем мы знакомились во время опытов? (Свойства воды, воздуха). Почву мы тоже будем исследовать, но изучать мы будем состав почвы.
План работы.
1.Что такое почва?
2. Основное качество почвы.
3. Состав почвы.
Организация познавательной деятельности
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?
Работа с учебником с.64. Рассмотрим рисунок.
Дети рассматривают изображение почвы.
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно.
— Почва — верхний плодородный слой земли.
Работа с рабочей тетрадью. Запишите определение.
Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, где-то — всего нескольких сантиметров.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
В некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.
Самое главное свойство почвы — плодородие.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
Физкультминутка (потанцуем и споем)
Руки на пояс – 2 раза Поставим в начале – 2 раза. Вправо и влево – 2 раза Качаем плечами – 2 раза. Если смогли вы – 2 раза Коснуться до пятки – 2 раза, Значит, вы живы – 2 раза, Вы в полном порядке – 2 раза
Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даёт жизнь плодам и растениям? Проведём несколько опытов и ответим на эти вопросы.
Практическая работа
Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на с. 65.
Результаты опытов записываются в рабочей тетради (с. 27-28, № 1,2).
На доске записываем состав почвы.
Опыт №1
Положи в стакан с водой комок почвы. Что наблюдаем?
Вывод: в почве есть воздух.
– Для чего нужен воздух в почве?
Опыт №2
– Немного почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло.
– Что мы видим на предметном стекле?
Вывод: в почве есть вода.
Опыт №3
Продолжаем нагревать почву.
- Что наблюдаем? (Дым, запах). Предположения учеников.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – перегной.
Опыт №4 (готовится заранее)
Прокаленную почву насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Наблюдаем.
Вывод: в состав почвы входит песок и глина
Опыт №5
Профильтруем раствор почвы. Несколько капель поместим на предметное стекло, стекло нагреем.
Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это минеральные соли.
Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворенные соли, перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для жизни.
Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растение берёт воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли — питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.
Рассмотрите схему на странице 66 в учебнике. Объясните, что растения получают из почвы. Заполните схему у себя в тетрадях (с. 28, № 3).
- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
Контроль и оценка достижений
Обратимся к плану урока. Все пункты плана мы выполнили?
Закрепление изученного материала. Выводы и обобщение
Вопросы:
1.Что такое почва?
2. Назовите состав почвы.
3. Что такое перегной?
4. Что растения получают из почвы?
5. От чего зависит цвет почвы?
6. Назовите животных, обитающих в почве.
7.Как сохранить плодородие почвы?
Рефлексия
Я узнал... .
Мне было интересно… .
Я научился… .
Оценивание
Домашнее задание
С.64-68, читать, отвечать на вопросы. Подготовить сообщение о В.В. Докучаеве.