kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почва - особое природное тело

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме «Почва – особое природное тело» составлена для организации урока с учащимися 5 классов с применением фолдскопов в рамках конкурса «Сделай мир ближе!» Работа рассчитана на возможность использования фолдскопов на уроках географии. Методика позволяет учителю организовать работу учащихся с фолдскопами. На основе данной методической разработки можно спланировать другие уроки и внеклассные мероприятия. Методическая разработка ориентирована на ФГОС, нацелена на формирование у учащихся универсальных учебных действий, умений сравнивать, анализировать, делать выводы и др. В основе содержания методической разработки лежит деятельностный подход – учащиеся научатся при выполнении работы самостоятельно добывать знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почва - особое природное тело»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногорская средняя общеобразовательная школа»









Методическая разработка для организации урока с учащимися 5 класса с применением фолдскопов по географии

«Почва – особое природное тело»








Выполнила: Саттарова Раиса Ильсуровна,

учитель географии высшей

квалификационной категории.









Красная Горка, 2020




План к уроку


Тема урока: Почва – особое природное тело

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Цель урока:

1. Сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле с применением фолдскопов.

Задачи урока:

обучающие:

1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение;

2. Выяснить составные части почвы, и главное свойство почв;

3. Выяснить этапы образования почвы;

4. Научиться работать с фолдскопами и снимать расмотренное на смартфон

развивающие:

1. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;

воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к почвам;

2. Воспитывать умение договариваться и работать в группе.

Оборудование:

1. компьютер учителя

2. проектор

3. интерактивная доска

4. фолдскопы, смартфоны


Структура и ход урока

1. Приветствие учащихся. Настрой на получение новых знаний.

2. На протяжении нескольких уроков мы изучали оболочки Земли, назовите их.

Какую из них мы рассматривали на прошлом уроке? (биосфера)

Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).

Какое из этих царств является создателем пищи для других? (растения)

Где растения берут себе силы  для роста? (Из земли, из почвы)

Итак, цель нашего урока: исследовать природное тело -  почвы.

План нашего исследования на доске:

  1. Понятие почва.

  2. Состав почв

  3. Главное свойство почв.

  4. Образование почв.

  5. Работа с фолдскопами

  6. Обитатели почв

У: Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, наш класс похож на лабораторию. А мы с вами учёные-исследователи. Если вы мне позволите, я буду научным руководителем.

– Так как мы с вами учёные-исследователи, то должны работать правильно, быстро, организованно. Все записи будем вести каждый в своём лабораторном журнале.

Задание первое. Почва

У: А что такое почва?

Д: Почва – верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.

Изучением почв занимался великий русский ученый Докучаев ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА «ДОКУЧАЕВ»

Задание второе. Состав почв

Изучим состав почвы, работая в четверках.

Работа в группах по 4. Темы работы:

1 -  Газообразная часть

2 -  Твёрдая часть

3 - Жидкая часть

4 -  Живая часть

– 

Задание третье. Главное свойство почв

Рассмотрите рисунок 151 на с 131 и скажите, а как человек использует почвы?

Верно, человек выращивает растения, чтобы собрать плоды. Плоды человек использует в качестве пищи.

Поэтому главное свойство почв - плодородие. Какое вещество в почве обеспечивает плодородие? (перегной - гумус) 

А что такое перегной? ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА «ПЕРЕГНОЙ»

прочитайте на с 130 абзац сверху.

Запишите в карту урока

1. определение гумус - особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов.

2. Основное свойство  почв – плодородие. Самая плодородная почва это чернозем

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕТЕЙ «ВИДЫ ПОЧВ» И «ЦАРЬ ПОЧВ»


Задание четвертое. Образование почв.

Изучим материал учебника (пункт  2 на с. 130). Прочитайте про себя. Теперь поработайте в парах и составьте план «Этапы образования почвы» в карту урока.

Примерный план:

  1. Разрушение горных пород

  2. Образование слоя песка и глины

  3. Заселение организмами

  4. Накопление гумуса …………………………

А сейчас ребята, посмотрим механический состав разных почв с нашего опытного участка «Азбука Земли».

Учитель заранее готовит препараты раствора разных почв с разных участков опытного участка. Учащимся дается задание смотреть через фолдскоп строение почвенных образцов. На столах учащихся фолдскопы. Учитель объясняет процесс, учащиеся смотрят образцы. Затем учитель демонстрирует через проектор снимки этих почвенных образцов, которые были сделаны на смартфон учителя. Учитель предлагает сделать снимки почвенных образцов самим учащимся и предложить их рассмотреть одноклассникам.

Снимки, продемонстрированные через проектор:

Песок


Супесчаная почва



Суглинистая почва

Глинистая почва.

Объяснение учителя, как можно использовать фолдскопы не только в классе на уроке.Их можно с сабой брать в природу и там можно использовать.

Физкультминутка

Отдохнули. Продолжаем исследование.

А теперь вернемся к тому моменту что все горные породы со временем разрушаются превращаясь в мелкие частицы. Этот процесс называется выветриванием горных пород, а продукт этого разрушения называют « материнской породой» - основой образования почвы.

Почву населяют множество живых существ. Этот скрытый мир от нас выполняет в природе очень важную роль. Здесь, в почве, безжизненные горные породы превращаются в среду обитания живых организмов.

Исследование проведено.

Что вы узнали о почвах?

Какое самое главное свойство почв? (Плодородие)

Какие два корня в слове «плодородие»?

-С какими обитателями почв мы познакомились?

-С каким прибором мы научились пользоваться?

Домашнее задание:

1. Читать параграф учебника.

2. Ттворческое задание по выбору:

а) подготовить мини рассказ об обитателях почвы, с которыми вы встретитесь летом;

б) подготовить препараты из почв своих грядок и обменяться фотографиями из смартфонов.



ОПЫТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТАВА ПОЧВ.

ОПЫТ № 1.

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

4. Что выходит из почвы?

Ответ: Мы взяли стакан с _________ и бросили в него комочек ______. …Мы заметили, что из почвы выходят _________.

Вывод: в почве есть …____________

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПЫТ № 2.

1. Рассмотреть стакан, куда бросили комочек почвы. Вода стала мутной.

2.     Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.

3.     Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?

4.     Запишите ответ.

Ответ:  Мы рассмотрели …________ на дне стакана и увидели, что на дне стакана  осели……_______ и _______, а на поверхности воды плавают _____________……

Приготовьте препараты из осадков ваших почв для рассмотрения через фолдскопы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Почва - особое природное тело

Автор: Саттарова Раиса Ильсуровна

Дата: 26.05.2020

Номер свидетельства: 551485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок Географии 8 класс по теме « Почва- особое природное тело.» "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-pochva-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "144093"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418653336"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Почвы – особое природное тело » "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-pochvy-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "181946"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425416773"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Почва - особое природное тело "
    ["seo_title"] => string(31) "pochva-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "102189"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402485839"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "География. Начальный курс. Тема: " Почва - особое природное тело""
    ["seo_title"] => string(66) "gieoghrafiia_nachal_nyi_kurs_tiema_pochva_osoboie_prirodnoie_tielo"
    ["file_id"] => string(6) "371620"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482218780"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация для урока "Почва - особое природное тело" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-dlia-uroka-pochva-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "173093"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423923624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства