Просмотр содержимого документа
«Разработка урока и презентация "Страницы истории 1920-1930 годов". Окружающий мир 4 класс.»
Окружающий мир. 4 класс.
Тема «Страницы истории 1920-1930 годов.
Цель: сформировать у обучающихся представление о жизни страны в 20-30 годы. Развивать умение анализировать: показать трудности и победы на пути к «справедливому обществу», помочь обучающимся оценить , насколько в действительности оказались справедливыми порядки в новом обществе.
Актуализация знаний.
Блиц-опрос.
- У каждого из вас лист бумаги. Я задаю вопросы по домашнему заданию, вы – отвечаете. Каждый правильный ответ 1 балл, неправильный – 0.
1. Назовите последнего русского царя.
2. Когда отмечалось 300- летие дома Романовых на царство?
3. Как называлась партия под руководством В.И. Ленина?
4. К чему призывала партия Большевиков?
5.Кто воевал в Гражданской войне.
2. Мотивация. Целеполагание.
Расставьте данные исторические события в хронологическом порядке (по времени, начиная с самого раннего). Гражданская война, революция, Первая мировая война, образование Советского Союза.
- Что мы не изучали?
- Сформулируйте цель урока.
- Сравним с целью, которую сформулировал компьютер.
3. Создание проблемной ситуации.
Первая мировая война, революция, Гражданская война изменили ход Российской истории. Люди лишились страны, везде была разруха, люди голодали. А вы хотите узнать, что произошло дальше в нашем государстве?
Научные данные говорят, что через десять лет после революции половина населения была неграмотной. На всю Россию был один комбайн. А к концу 30 годов почти все в России умели читать, на полях страны появились тысячи новых комбайнов.
- Какой вопрос у вас возникает?
- Как за такое короткое время можно было этого добиться?
Представьте себе, что страна - это дом. Мы будем строить дом – государство. Какие вопросы надо решить, прежде чем браться за строительство?
Какой дом будем строить?
За какое время?
Кто будет строить?
Кто будет руководить строительством и жизнью в доме?
- Как будем жить в новом доме?
5. Открытие нового знания.
Пользуясь научным текстом, давайте заполним первый столбик таблицы. Работаем в парах.
Текст для работы в парах.
В 1922 году на карте появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, СССР). Со временем в состав СССР вошло 15 союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония.
Большевики хотели построить государство, в котором не должно быть ни богатых, ни бедных. Все люди должны иметь равные условия и примерно равный доход. Отобрать у богатых заводы, землю и отдать бедным. Обучить всех неграмотных.
В это время наблюдался небывалый трудовой порыв народа. Люди поддержали идеи большевиков. Весь народ строил новую счастливую жизнь. Возникали новые города, строились новые заводы, электростанции.
В Москве появилось метро, красота которого восторгает и в настоящее время.
Тысячи людей переехали в опустевшие квартиры и особняки богатых людей. Так появились коммуналки.
Крестьяне получили землю. Начали создаваться колхозы — объединения крестьян для ведения коллективного хозяйства Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, тракторы.
Жизнью в новом государстве должен был править народ. Рабочие, крестьяне, солдаты выбирались в Советы Народных Коммисаров (СНК) и правили страной. Во главе правительств был В.И. Ленин.
Граждане СССР, хотели жить счастливо, в достатке. Дружить со всеми людьми, республиками, народами. Рабочие хотели трудиться на заводах, крестьяне – на земле на благо себя и страны. Хотели быть свободными и уважаемыми людьми.
6. Лекция учителя.
Для того, чтобы заполнить второй столбик, я расскажу, что на самом деле происходило в СССР.
Вы сами сделаете выводы, и мы вместе заполним 2 столбик.
Лекция сопровождается презентацией.
Лекция учителя.
В 1922 году на карте появилось новое государство- Союз Советских Социалистических Республик.
(Учитель демонстрирует карту СССР). Государство существовало с 1922 до 1991 года.
Символы СССР :
Большевики хотели построить государство, в котором не должно быть ни богатых, ни бедных. Все люди должны иметь равные условия и примерно равный доход. Отобрать у богатых заводы, землю и отдать бедным. Обучить всех неграмотных.
Но на самом деле в государстве воцарилось беззаконие. Не хватало продуктов, одежды, люди голодали. У богатых незаконно отняли собственность, но не отдали бедным. Хозяйственные планы часто не выполнялись в срок.
Началась индустриализация (развитие промышленности) и насильственная коллективизация. Людей заставляли вступать в колхозы, чтобы всем вместе производить продукты питания, но люди не хотели так работать. Началась борьба с неграмотностью, взрослые люди сели за парты.
Народ строил счастливую жизнь, люди работали не покладая рук, а всем пользовалась только правящая верхушка.
Если раньше страной правил царь, теперь вся власть должна была принадлежать народу, а все решения приниматься Советами народных комиссаров. На самом деле страной правила Коммунистическая партия. Сначала партией руководил В. И. Ленин, а после его смерти к власти пришёл И.В. Сталин. Всех несогласных с коммунистами считали врагами народа. Их расстреливали, сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря. Были запрещены другие партии кроме коммунистов.
Жизнь простых людей была трудной. Люди ждали перемен к лучшему, много трудились для этого. Страна богатела, я люди жили бедно. У человека могли отнять собственность, объявить врагом народа. Люди доносили друг на друга. У человека не было внутренней свободы, права выбора.
7. Открытие нового знания.
- Давайте заполним второй столбик таблицы.
Готовая таблица раздается ученикам.
- Расставьте, пожалуйста, знаки «+» и «-» . Это событие было хорошим или плохим для государства.
Рефлексия.
Чтобы понять, насколько глубоко вы поняли тему, давайте ответим на 2 вопроса. Вернемся к цели урока.
- Получили ли вы представление об образовании страны – СССР, о первых годах Советской власти? Что вы запомнили об изучаемом историческом отрезке времени?
- Как, за счет чего, за такое короткое время в Советском Союзе добились таких значительных успехов?
- Помогает ли чёткое соблюдение правил в спортивной игре?
- Хотели бы вы играть игру с очень жёсткими правилами? (при нарушении правила тебя сажают в тюрьму).
- Были ли в истории России времена, похожие на время правления И. В Сталина (жёсткие порядки, железная дисциплина, но подъем государства и культуры)? Кто был в это время у власти?
- Хотели бы вы жить в такие времена? Почему?
- Что вы вынесли для себя из урока?
9 Итог.
Французский писатель Анатоль Франс писал: «Будущее – в настоящем, но и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина.
- Как вы понимаете это высказывание?
-Дети - это будущее нашей страны. Каким будет государство завтра, зависит от вас. Умные, думающие люди нужны России, чтобы наша страна процветала, и защищала наши права и свободы.